Есть такая полушутка, что, мол, хорошо когда армия владеет новыми вооружениями, но вот новейшие - это всегда проблема. Действительно, принятие на вооружение любого (простите за невольную тавтологию) вооружения отнюдь не заканчивает работы, над данным образцом а скорее открывает новую эпоху в его жизни - доводку и избавление от скрытых дефектов. И это годы. Чего греха таить, мы помним путь первых АК-47 до АКМ. Что говорить о современной авиационной технике?
Сложно сказать, были ли требования в ТЗ к Lockheed Martin F-35 Lightning II предельными, но это изделие стало проблемным с самых первых дней. Но прошло более 20 лет и изделие так и не стало признанным принцем, что откроет врата в новый век авиации. Дико раздутый бюджет проекта, не раз менявшийся в сторону увеличения, критические недостатки, отсутствие прозрачности в оценке истинного расходования средств. Самолет стал рекордсменом по части отказов и неполадок. "F-35 остается во всех смыслах не более чем дорогим прототипом, запущенным в массовое производство", - считает сотрудник правительственного проекта по надзору Дэн Грейзер, опираясь на отчет Минобороны США.
Интересно, что помимо авионики, систем вооружения, критические нарекания вызывает и "автономная информационная система логистики" (ALIS) включающая в себя четыре основных компонента : 1) человеко-системный интерфейс, 2) исполнительно-контролирующую систему, 3) бортовую иммунную систему, 4) систему авионики.
Однако эта "360 градусная ситуационная осведомленность" может быть одной из самых уязвимых мест проекта. Ибо все, что программируется может быть взломано.
Неудивительно, что Project On Government Oversight - организация, специально созданная для расследований коррупции, злоупотреблений властью, резюмировала в отчете 2019 года: "почти каждая система вооружения с поддержкой программного обеспечения, протестированная в период с 2012 по 2017 год, может быть взломана, включая F-35" (nearly every software-enabled weapon system tested between 2012 and 2017 can be hacked, including the F-35.).
Непосредственно, касаясь его, их вывод неутешителен: "Несмотря на годы исправлений и модернизаций, наиболее важные в бою компьютерные системы F-35 продолжают давать сбои, включая Автономную информационную систему материально-технического обеспечения (ALIS), сеть технического обслуживания и заказа запчастей; и каналы передачи данных, которые отображают, комбинируют и обмениваются информацией о целях и угрозах между истребителями и разведывательными источниками. Как и в предыдущие годы, тестирование кибербезопасности показывает, что многие ранее подтвержденные уязвимости F-35 не были устранены".
Программа в 55 млрд. долл...
Поэтому, вероятно, это обстоятельство повергло в бешенство многих, когда на днях потерялся сверхдорогой F-35. И Нэнси Мейс, представитель от Южной Каролины, неистовствовала - "Как, черт возьми, вы потеряли F-35? Почему здесь нет устройства слежения, и мы просим общественность найти самолет и сдать его?" Понимаете? Найти и сдать назад. Как метеозонд или окольцованную птицу.
Сверхсовременный самолет. В дни противостояния с Россией и Китаем.
Кстати, некоторые осведомленные люди в США, глубокомысленно замечают, что создателем программного обеспечения для этого авиакомплекса F-35 (а также F-22, F-16, Airbus A380) является Green Hills. И генеральным директором разработчика операционной системы Integrity 178B является господин Йен Майлз Чонг.
Самолет после катапультирования был найден в 80 милях от места, где пилот покинул борт. Сообщается, что F-35B был переведен на автопилот перед катапультированием.
Не первый раз супердорогие и суперсовременные самолеты "радуют" своих хозяев. Мы помним, как в свое время "выпиливали" пилота F-22 сабельной пилой из кабины ввиду банально заклинившего фонаря.
21 сентября увидел свет интересный документ Управления правительственной отчетности (GAO)(pdf).
F-35 является самой дорогой системой, эксплуатирующейся в западных арсеналах. Несмотря на широкие возможности, которые должны работать в данном авиационном комплексе, реально многое так и не доведено до конца. F-35 Lightning II Joint Strike Fighter в разных вариантах показывает слабую готовность к работе. "По данным отчета, данный авиационный комплекс в состоянии выполнять полеты лишь в 50 процентов случаев в исполнении А и В и в 50% случаев в исполнении С." - резюмирует отчет
Но хуже всего то, что самолет, по сути, нет возможности собственно "передать" армии. Обслуживание комплекса настолько сложно, что этим продолжают заниматься Lockheed Martin. По сути, обслуживание самолета почти полностью отдано на аутсорсинг производителю и ряду других компаний. Беспрестанные поломки, проблемы с получением запчастей, причем доступа к номенклатуре запчастей у армии нет что исключает возможность армии поддерживать самостоятельно авиапарк.
Таким образом, каждый вылет самолета является, по сути, отдельной операцией, результатом совместных действий армии, аэродромных служб, Lockheed Martin и многих подрядных обслуживающих операций.
Интересно, что Министерство обороны тоже не горит желанием брать на себя обслуживание авиакомплекса ввиду масс проблем с этим вооружением, имеющим запредельную стоимость.
F-35 в разном исполнении используются в ВВС Израиля, Южной Кореи, Великобритании, Австралии. Самолеты падали, взрывались, загорались на земле, разбивались при заходе на посадку, сталкивались при дозаправке с воздушным танкером КС-130J. В них взрывался 30 мм снаряд от авиационной пушки GAU-22/A, отказывало переднее шасси, гасла бортовая электроника.
И вот 17 сентября F-35B эскадрильи VMFAT-501 Корпуса морской пехоты США разбился в 70 милях к северу от Чарльстона в Южной Каролине. Почему самолет упал пролетев всего 70 миль на автопилоте, хотя автопилот должен был увести самолет дальше - неизвестно. Несмотря на то, первая серия самолетов F-35B должна быть списана в 2026 году (едва преодолев порог налета в 2100 часов при расчетных 8000), данные комиссии говорят о том, что самолет до сих пор по сути не вышел из стадии опытного изделия.
Это мы говорим о программе разработки изделия, которая стоила 55 млрд. долл., о самом самолете, который стоит около 100 млн. долл. за штуку, час полета которого стоит около 40 тысяч долларов.
Интересно, насколько F-35 может оказаться эффективным в условиях современного высокоинтенсивного боя, при активном противодействии истребительной авиации, средств ПВО, РЭБ? Когда уже сейчас плотность ведения боевых действий такова, что российские летчики делают по 3-4 боевых вылетов в день.
Спасибо за внимание, благодарю за "лайки".
Традиционно: понедельник, среда, пятница, - дни публикации статей.
Заходите на "почитать". Не ждите сообщений о новых публикаций в ленте. Их не будет.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе.
Проверяйте подписку на канал. Потери подписок (к сожалению) наблюдаются.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.
Не прощаемся.
Ваша Алич.