LED и ксенон с 1 сентября 2023: штраф или лишение?

59K прочитали
Какое наказание с 1 сентября 2023 года грозит за нештатную светотехнику автомобиля? Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.

Какое наказание с 1 сентября 2023 года грозит за нештатную светотехнику автомобиля?

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com1 сентября 2023 года вступил в силу новый перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств (Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 №837). Этот документ является приложением к ПДД РФ. Какие изменения коснулись в этом перечне автомобильных ламп, и что грозит, если будет выявлено нарушение?

Что изменилось по лампам в новом перечне неисправностей 2023?

Основные изменения:

  • понятие "тип" светового прибора заменено на "назначение";
  • введено понятие "класс источника света";
  • исключено примечание, которое ранее позволяло использовать внешние световые приборы от транспортных средств других марок и моделей, если автомобиль снят с производства (теперь это можно сделать только путём регистрации изменений в конструкции);
  • введён запрет на эксплуатацию авто с отсутствующим или неисправным автоматическим корректором (для источников света с номинальным световым потоком более 2000 люмен);
  • ведён запрет на установку доп. оптических элементов (линз), за исключением корректирующих линз для праворульных авто;
  • введены более простые требования к цвету ламп;
  • в перечень включены неисправности фонарей заднего хода, тормозных сигналов, габаритных и контурных огней (эксплуатация запрещена, если они неисправны или не горят постоянным светом, то есть моргают).

Требования к автомобильным лампам 2023

Согласно пункту 3.1 нового перечня, требованиям, предусмотренным заводом-изготовителем в эксплуатационной документации автомобиля, должны соответствовать следующие параметры внешних световых приборов:

  • их количество;
  • расположение;
  • назначение;
  • режим работы;
  • цвет огней.

Согласно пункту 3.2, класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, должен соответствовать требованиям изготовителя транспортного средства, указанным в эксплуатационной документации. Напомним, согласно Тех. регламенту Таможенного союза, "класс источника света" - это характеристика физического принципа излучения света:

  • лампа накаливания (класс 0);
  • лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H);
  • газоразрядная лампа (класс D);
  • светоизлучающий диод (класс LED).

Таким образом, если в документации изготовителя указано, что в фарах должны быть к примеру галогеновые лампы (класс H), то замена их на ксеноновые (класс D) или светодиодные (класс LED) недопустима.

Согласно пункту 3.3, регулировка фар должна соответствовать требованиям тех. регламента. При этом несоответствие регулировки требованиям должно выявляться только с использованием средств технического диагностирования, а не на глаз.

Согласно пункту 3.4, устройства автоматической корректировки угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации либо установленные при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, должны быть исправными. Их отсутствие также не допускается.

Согласно пункту 3.5, рассеиватели внешних световых приборов должны быть на своих местах и не должны иметь повреждений.

Согласно пункту 3.6, запрещена эксплуатация, если установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора оптические элементы. Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар, при соблюдении требований Тех. регламента. Таким образом, разрешено применение только специальных элементов, которые позволяют корректировать световой пучок (например, для праворульных машин).

Пунктом 3.7 установлены требования к цвету огней. Так, нарушением будут считаться следующие ситуации:

  • устройства освещения и световой сигнализации излучают красный цвет в направлении вперед;
  • устройства освещения и световой сигнализации излучают белый цвет в направлении назад (за исключением света от фонаря заднего хода и освещения госномера).

Согласно пункту 3.8, в фарах не должны применяться источники света, не соответствующие требованиям пункта 3.8.2 приложения N 8 к техническому регламент. Список данных требований выглядит так:

  • В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство.
  • В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства. При проверке следует руководствоваться маркировкой согласно Правилам ООН, применяемым в отношении данной фары, и информацией, приведенной в руководстве по эксплуатации транспортного средства, а также в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
  • Не допускается использование в фарах транспортных средств сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль.
  • В случае использования в световых приборах транспортного средства сменных источников света классов 0 и H (лампы накаливания, включая галогенные), они должны соответствовать Правилам ООН N 37. В случае использования в световых приборах транспортного средства сменных источников света класса D (газоразрядные лампы), они должны соответствовать Правилам ООН N 99, включая тип цоколя, согласно обозначениям: "DxR" (где x - цифра от 1 до 4) в фарах со световым модулем без линзы; "DxS" (где x - цифра от 1 до 4) в фарах со световым модулем с линзой.

Пункты 3.9, 3.10 и 3.11 устанавливают требования к фонарям заднего хода, сигналам торможения, а также к габаритным и контурным огням соответственно. Так, неисправностью будут считаться следующие ситуации:

  • при включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме;
  • при воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) не включаются и не обеспечивают излучение в постоянном режиме
  • габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.

Таким образом, указанные световые приборы должны быть исправны и при включении гореть в постоянном режиме (а не мигать, как любят "дорабатывать" свои стоп-сигналы некоторые "умельцы").

Можно ли ставить "ксенон" и LED в 2023 году?

Пожалуй, наиболее частый вопрос, который встречается в 2023 году - можно ли законно поставить в обычные галогеновые фары "ксеноновые" или светодиодные (LED) лампы? Как видно из всего вышеперечисленного, поставить "ксенон" или светодиоды в фары можно только в том случае, если это предусмотрено заводом-изготовителем автомобиля. Даже если цоколь лампы подходит под стандартное крепление Вашей фары, класс источника света всё-равно будет отличаться. А это будет нарушением.

Давайте разберёмся на примере моего автомобиля Лада Калина. Для начала вспомним, что согласно Тех. регламенту, предусмотрена следующая классификация фар:

  • фары типа DR, DC, DCR - фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света;
  • фары типа HR, HC, HCR - фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света;
  • фары типа R, C, CR - фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего C-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света;
  • фары типа B и типа F3 - фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару.

Теперь посмотрим на маркировку фары моего автомобиля - на стекле нанесена аббревиатура HCR.

Какое наказание с 1 сентября 2023 года грозит за нештатную светотехнику автомобиля? Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.-2

Это означает, что фара предназначена только под установку галогеновых ламп. Таким образом, установка сюда LED-ламп или "ксенона" будет нарушением.

Что грозит за "ксенон" и LED в 2023 году: штраф или лишение?

В отличие от перечня неисправностей, изменения в КоАП РФ с 1 сентября 2023 года не вносились. Соответственно, наказания остались такими же, как и раньше - они предусмотрены статьёй 12.5 КоАП РФ. В частности, согласно части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -  влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 6-12 месяцев с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Кроме того, согласно части 1 статьи 12.4 КоАП РФ установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет наказание:

  • для граждан – штраф в размере 3 000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
  • для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств - штраф от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
  • для юридических лиц - штраф от 400 000 до 500 000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Таким образом, лишение водительских прав за световые приборы в 2023 году грозит за следующие нарушения:

  • впереди автомобиля установлены огни красного цвета;
  • цвет огней и режим работы световых приборов не соответствуют требованиям.

Причём, обратите внимание на второй пункт - для того, чтобы лишиться прав, требованиям должны не соответствовать и цвет, и режим работы прибора одновременно. Если не соответствует только цвет - лишения не будет (причём, учитывая поправки с 1 сентября в Перечне, запрещённым впереди автомобиля остался только красный цвет, который уже итак упомянут в первом пункте). Если не соответствует только режим работы - лишения не будет. Во всех остальных случаях, не попадающих под лишение, вместо части 3-й применяется часть 1-я статьи 12.5 КоАП РФ - по ней грозит лишь штраф в размере 500 рублей.

Таким образом, если в 2023 году установить в галогеновую фару LED или "ксенон" любого цвета, кроме красного, за это грозит лишь штраф в размере 500 рублей. Однако, нужно помнить ещё и о том, что нештатный свет могут признать незаконным изменением конструкции транспортного средства, в связи с чем регистрация авто в ГИБДД может быть прекращена до приведения конструкции в штатное состояние.