Найти тему

Итоговое сочинение. Рассказы Бунина о любви

И.А. Бунин по праву считается «певцом любви», тема эта ключевая в его творчестве. С точки зрения писателя, чувство это – «особое слияние плоти и духа, которое невозможно постичь, не познав плотского начала». Подобное утверждение было достаточно смелым, предельно откровенным для классической литературы 19 века, но на рубеже веков сложилась иная философская мысль, что и привело к развитию темы любви-страсти.

«Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с гармоничной природой, поэтому прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. Только оно дарит подлинное счастье. Для писателя любовь и существование без нее – две разные несовместимые жизни, и если погибнет любовь, то и та, другая жизнь, уже теряет всякий смысл». (Х.Рыбальченко)

Перечитаем рассказы И. Бунина, попробуем их проанализировать, сделаем вывод, подумаем, какие темы можно раскрыть на их материале.

Цикл «Темные аллеи»

Почти все рассказы цикла уводят читателей в прошлые времена, новеллам присуща ретроспективная форма. Это – воспоминания о прошлом, о каком-то одном дне, лете, когда герои были счастливы.

Л.А. Смирнова «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество»:

«Нередко в рассказах запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринять многое из того, что осталось позади. Эта грань духовного бытия личности глубоко волнует писателя».

«Многозначное название цикла символизирует прежде всего непознанную природу любви, особенно любви-страсти, которая соединяет в себе высочайшую радость бытия и темное, греховное начало, силу чувства и кратковременность его.
После пережитого мгновения счастья, после утраты любви вся последующая жизнь героев в «Темных аллеях» или не имеет смысла («ненужный сои»), или равносильна гибели».

«Бунин пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Все, что не касается любви, сведено в рассказах к минимуму, нередко герои безымянны, лишены «биографии».

«Руся»

Отличается параллельным повествованием: проезжая мимо мест, где в юности работал репетитором, герой, уже зрелый человек, вспоминает историю своей любви.

Кем были герои?

Что в героине запомнилось? Почему, как вы думаете?

Как складывались их отношения?

Почему так много внимания уделено описанию природы? (Герой до сих пор помнит все, что с ним случилось в юности, а пейзаж как отражение их любви – такой же бесхитростный и прекрасный) Почему именно журавли ассоциируются у героя с тем счастливым летом? (Красивые птицы – пара, герой мечтал стать ПАРОЙ героини. К тому же Руся любила этих птиц, играла с ними, а он ее любовался)

Почему волшебное описание их единственной ночи грубо обрывается сообщением, что через неделю его выгнали?

Был ли возможен другой конец этих отношений? Почему? Кто виноват? Только ли эгоистичная мать?

Как понять фразу, произнесенную героем по-латыни: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!»

(Параллельное повествование позволяет Бунину сопоставить ПРЕКРАСНОЕ прошлое и ПОШЛОЕ, скучное настоящее после потери единственной любви.)

«Холодная осень»

От чьего лица ведется повествование? В чем своеобразие композиции?

Как в рассказе описывается начало войны? Как ведут себя герои? (Они словно несерьезно относятся к внешним событиям. Куда больше их волнует то, что свадьбу пришлось отложить)

Перечитайте диалог между героями.

« Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо...Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?— Не помню. Кажется, так:

Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...

— Какой пожар?— Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших дедушек и бабушек... Ах, боже мой, боже мой!— Что ты?— Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...»

Как здесь раскрываются характеры персонажей? Чем занимается героиня в последний вечер перед отъездом жениха на ФРОНТ?

Почему у героини «блестят глаза»? Какие чувства она испытывает во врем прогулки по саду?

Почему героиня запомнила малейшие детали того дня? (Вряд ли каждый из нас запомнит мелочи: во что одеты, что ели, чем занимались, если день был ОБЫЧНЫМ. Скорее всего, рассказчица только внешне была равнодушна, будто она предвидела, что именно ей предстоит все ПОМНИТЬ)

Какую роль в рассказе играет природа? Только ли это фон?

Подумайте над смыслом названия. (О холодной осени сообщает отец в самом начале повествования. Несколько холодно ведет себя героиня во время прощания с женихом. Но, скорее всего, ее ждет холодная пустая жизнь без него. Недаром рассказ заканчивается пронзительной мыслью: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».)

«Прошлое в рассказе «Холодная осень» характеризуется как «волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем». Путешествие по «темным аллеям» памяти, в атмосфере таинственной, загадочной, удивительной и волшебной, причиняет повествователю горькую радость и сладкую боль. Именно эти эпитеты наиболее употребительны в цикле, они способствуют созданию особого импрессионистически зыбкого изображения, соответствующего «пробуждению» памяти, возникновению эффекта магии воспоминаний. «Все было странно в то удивительное лето» — это настроение пронизывает рассказы цикла, объединяя их в единое целое». (Л.А. Смирнова)

Темы сочинений из Закрытого банка

1. Почему в любви важно понимать и прощать?

В любви важно понимать, как ценен каждый день ВМЕСТЕ, ведь любовь – это миг. Именно это мгновение и составляет, по Бунину, смысл жизни: «...Из года в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, — счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу — и все напрасно...»

2. Почему любовь не всегда приносит счастье? Всегда ли любовь делает человека счастливым? Что мешает счастливой любви? Верно ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести? Что может привести к разрушению любви?

Рассказы Бунина иллюстрирую мысль, что БЕЗ любви человек не бывает счастливым (вспомним, к какому выводу приходит героиня «Холодной осени» в конце своей жизни) Однако чувство это настолько хрупкое, что его надо ценить, беречь, ПОНИМАТЬ друг друга – потребности и устремления, иначе оно разобьется, оставив человека несчастным. Поэтому сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести.

В отношения между влюбленными могут вмешаться и внешние обстоятельства (война), когда разлука с любимым человеком неизбежна, но воспоминания о счастливой любви все-таки лучше, чем отсутствие этого чувство вообще. Ведь моменты прошлого счастья могут поддержать психологически. Не потому ли героиня «Холодной осени» не была счастлива всю последующую жизнь, не потому ли ее не полюбила воспитанница, что она сама лишена была способности ЛЮБИТЬ – искренне, беззаветно, всем сердцем?