622 подписчика

Как школьные учителя создавали музеи

У каждого из 25 музеев, входящих в состав Музейного агентства Ленинградской области, своя история возникновения. Но три из них – Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественной музей, музей «Домик няни А.С. Пушкина» в Кобрино и музей «Астрача, 1941» – имеют в своем прошлом нечто общее: своим появлением на музейной карте Ленинградской области они обязаны учителям. В Год педагога и наставника мы хотим рассказать о педагогах – музейных подвижниках.

Публикация подготовлена старшим научным сотрудником научного отдела Музейного агентства Ленинградской области Наталией Шейко.

Как школьные учителя создавали музеи

Иван Павлович Крупейченко и Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей

Иван Павлович Крупейченко – учитель, археолог, краевед, основатель Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея.

И.П. Крупейченко. Из фондов ТИМАХМ
И.П. Крупейченко. Из фондов ТИМАХМ

Он родился 28 августа 1912 года в деревне Топки Кемеровской губернии. Здесь окончил 4 класса сельской школы. Работал секретарем местной комсомольской организации и вовсе не планировал заниматься исторической наукой. В 1930 году Крупейченко направили на курсы колхозных счетоводов, после которых способному юноше предложили продолжить обучение в техникуме. Но для этого нужно было освоить программу 7-летней школы. Он проявил фантастическое усердие, занимаясь по 12-14 часов в день, и смог успешно сдать экзамены экстерном. В 1932 году Иван стал студентом Омского финансово-экономического техникума.

Этот сибирский город кардинально изменил интересы и предпочтения Крупейченко. «Омск ведь был городом большим, старинным и очень красивым. Я часами мог бродить по его улицам, представляя мысленно, как здесь все начиналось в 1716 году в эпоху Петра I, а потом при декабристах…», – вспоминал он впоследствии. – «Помню, открылась у меня в те годы прямо тяга какая-то к этой науке [истории]. Уж до того она показалась мне интересной – удержу не было!» Защитив на «отлично» диплом, выпускник-финансист получил возможность продолжить обучение в любом институте страны. И.П. Крупейченко выбрал Новгородский Учительский институт им. Покровского, где проучился два года на историческом факультете. Затем была работа завучем в сельской школе Дновского района Ленинградской области (ныне – Псковская область). После некоторого перерыва И.П. Крупейченко вновь стал студентом – теперь уже истфака Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Но получить диплом специалиста он смог только через 7 лет.

В 1939 году началась Финская война, и студента – без пяти минут выпускника – мобилизовали в Красную Армию. Служба проходила в Западном Особом Белорусском округе, в крепости Осовец. Здесь Иван Крупейченко и встретил начало Великой Отечественной войны. Дивизия, в которой он служил, была разгромлена. После ранения Иван Павлович попал в плен. Потом были нацистские лагеря, том числе Освенцим (Аушвиц), тяжелые работы на шахтах в Судетской области Чехословакии. В мае 1945 года заключенных освободили советские войска, и Крупейченко смог вернуться домой.

В 1946 году он окончил Ленинградский педагогический институт и получил направление в одну из сельских школ Тихвинского района. Через год его перевели в Тихвин, в среднюю школу № 1. Здесь он организовал исторический кружок, в котором ученики-старшеклассники занимались исследовательской деятельностью, в том числе, собирали различные предметы, рассказывающие о прошлом и настоящем родного края. Эта коллекция стала основой школьного краеведческого музея, который был открыт 17 марта 1957 года.

И.П. Крупейченко ведет занятия кружка краеведения. Из фондов ТИМАХМ
И.П. Крупейченко ведет занятия кружка краеведения. Из фондов ТИМАХМ

Школьный музей стремительно рос. Некоторые из экспонатов ученики привозили из археологических практик, организованных Крупейченко. В 1957-1959 гг. подростки принимали участие в раскопках, проходивших в Старой Ладоге. Они трудились бок о бок с профессиональными археологами под руководством профессора Равдоникаса. А в 1963 году Академия наук выдала Ивану Павловичу Крупейченко так называемый «открытый лист» – разрешение на самостоятельное ведение археологических раскопок местных курганов. Вместе со своими учениками он проводил исследования в районе деревень Орехово, Горелуха, Чемихино, Ганьково, поселка Шугозеро.

К началу 60-х гг. XX века фонды школьного музея уже насчитывали более 5000 единиц хранения. Музей школы № 1 постоянно посещали учащиеся других тихвинских школ и жители города. В декабре 1966 года, в связи с празднованием 25-летия освобождения Тихвина от немецко-фашистских захватчиков, было принято решение передать школьный музей городу. Он получил статус «городского»и через полтора года (май 1968 года) переехал на территорию Тихвинского Успенского монастыря.

Вещи, принадлежавшие И.П. Крупейченко. Из фондов ТИМАХМ.
Вещи, принадлежавшие И.П. Крупейченко. Из фондов ТИМАХМ.

В 1972 году после выхода на пенсию И.П. Крупейченко стал хранителем фонда археологической коллекции Тихвинского музея. Здесь он проработал до окончания своей трудовой деятельности.

В 1993 году за большой личный вклад в сохранение историко-культурного наследия региона И.П. Крупейченко было присвоено высокое звание – «Почётный гражданин Тихвина и Тихвинского района».

Диплом почетного гражданина г. Тихвина И.П.Крупейченко. Из фондов ТИМАХМ
Диплом почетного гражданина г. Тихвина И.П.Крупейченко. Из фондов ТИМАХМ

Наталья Михайловна Ныркова и музей «Домик няни А.С. Пушкина» в Кобрино

«Домик няни А.С. Пушкина» – один из самых посещаемых музеев Ленинградской области. Он находиться в деревне Кобрино Гатчинского района Ленинградской области. Именно в этой деревне с 1781 по 1798 год проживала самая знаменитая няня России – Арина Родионовна. Еще до рождения поэта бабушка А.С. Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал подарила крестьянке избу за верную службу. В ней она прожила с мужем и четырьмя детьми всего три года. Однако родственники Арины Родионовны продолжали владеть домом вплоть до середины XX столетия.

Домик в деревне Кобрино. Надпись на обороте от руки: «Домик в д. Кобрино, принадлежавший в прошлом сыну няни Пушкина Арины Родионовны». Из фондов Историко-мемориального музея-усадьбы П.Е. Щербова
Домик в деревне Кобрино. Надпись на обороте от руки: «Домик в д. Кобрино, принадлежавший в прошлом сыну няни Пушкина Арины Родионовны». Из фондов Историко-мемориального музея-усадьбы П.Е. Щербова

Когда последние хозяева перебрались в Ленинград, дом оказался заброшенным. Ветхий и беспризорный, он мог окончательно развалиться или случайно сгореть. Но на помощь пришла учительница Наталья Михайловна Ныркова. Ей, педагогу, было важно сохранить память о простой крестьянке, ставшей для А.С. Пушкина «наперсницей волшебной старины». Поэтому в 1951 году Наталья Михайловна купила на собственные средства дом няни и поселилась в нем. Спустя три десятилетия коллега Н.М. Нырковой вспоминала: «… крыша текла, стены покосились. Но она …никуда не хотела переезжать... Дом жив, пока в нем есть человек, говорила».

О самой Нырковой нам известно не так много. Согласно информации собранной ее родственницей Еленой Ганешиной, Наталья Михайловна, урожденная Козловская, появилась на свет 12 июля 1898 года в слободе Балаклея Змиевского уезда Харьковской губернии. Происходила из дворян, отец – потомственный военный. Семья переехала в Петербург, где отец Натальи служил в конно-полицейской страже. В столице Тата (так звали девочку в семье) получила гимназическое образование, а в 1916 году подала заявление на поступление в Политехнический Институт на архитектурное отделение.

Как складывалась ее жизнь после революции, доподлинно неизвестно. Но в 1934 году она, уже под фамилией Ныркова, работала учительницей арифметики и алгебры в одной из школ Петергофа. К этому моменту ее педагогический стаж составлял 15 лет.

Почему и как Наталья Михайловна попала в Кобрино – вопрос открытый. Она появилась в деревне после войны (кстати, в книге Н. Грановской «Если ехать вам случиться» есть упоминание, что Ныркова в 1944 году бежала из концентрационного лагеря в Шампани (Сарт) во Франции; возможно, была угнана немецкими войсками).

Бывшая учительница купила домик няни, чем спасла его от уничтожения. Наталья Михайловна стала не только «хранительницей», но и, по сути, первым «экскурсоводом» в доме Арины Родионовны. Она принимала у себя всех, кто хотел что-то узнать о няне Пушкина. Ее рассказы были интересными и содержательными. И это неслучайно: ведь она имела не только хорошее образование, но и всегда стремилась к пополнению собственных знаний, а за методической помощью обращалась даже во Всесоюзный музей А.С. Пушкина. Как в настоящем музее, она завела книги отзывов и регистрации посетителей. Это были обычные школьные тетрадки. В них можно прочитать не только восторженные отзывы об экскурсии, но слова надежды на скорейшее открытие музея.

Личная карточка Н.М. Нырковой. Из открытых источников.
Личная карточка Н.М. Нырковой. Из открытых источников.

А еще Наталья Михайловна была рада школьникам, которые приходили к ней с шефской (тимуровской) помощью. Она всегда приглашала их в дом и подолгу разговаривала. Получался своего рода неформальный литературный клуб – «Пушкинский актив», как сама называла его Наталья Михайловна. Некоторые ребята позже вспоминали, что переступить порог домика ученик мог только тогда, когда прочитает наизусть отрывок из произведения А.С. Пушкина. На встречах Наталья Михайловна, словно Арина Родионовна, читала вслух пушкинские произведения. «Очень запомнилось, с каким она вдохновением рассказывала повесть А.С. Пушкина “Метель”. Мы смотрели ей в рот. А она останавливалась на самом интересном месте. И мы не могли дождаться следующей встречи, чтобы узнать, что было дальше», – рассказывает одна из учениц Кобринской школы.

Свою мечту об открытии музея Ныркова смогла претворить в жизнь благодаря поддержке очень многих людей и в первую очередь – Нины Ивановны Грановской, старшего научного сотрудника Института Русской литературы (Пушкинского дома). В 1974 году в деревенской избе, где когда-то жила няня Пушкина и которую сберегла учительница, открылся музей. Увы, Наталья Михайловна не дожила до этого события всего несколько месяцев.

Информационный плакат об открытии музея. 1974 год. К сожалению, на этом плакате имя учительницы Н.М. Нырковой не указано.  Из фондов Историко-мемориального музея-усадьбы П.Е. Щербова
Информационный плакат об открытии музея. 1974 год. К сожалению, на этом плакате имя учительницы Н.М. Нырковой не указано. Из фондов Историко-мемориального музея-усадьбы П.Е. Щербова

Михаил Алексеевич Калинин и музей «Астрача, 1941»

«Астрача, 1941» – единственный музей в восточной части Ленинградской области (Бокситогорский район), посвященный Великой Отечественной войне. Он возник в 1975 году, создавался как «народный» и первоначально носил название «Музей боевой славы». Расположился музей в здании бывшей начальной школы. Место было выбрано не случайно: напротив музея находится мемориальный комплекс с братским кладбищем, на котором захоронены бойцы Советской армии, погибшие в 1941 году в боях за г. Тихвин. Останки большинства из них были найдены в 1968 году у деревни Дыми при проведении мелиоративных работ и перенесены для погребения в Астрачу.

Основу первой музейной экспозиции составили оружие и личные вещи солдат – защитников Тихвинской земли. Значительный вклад в формирование музейного собранияи уточнение фактов военного прошлого Тихвинского края внесли поисковые отряды школьников, и, прежде всего, учащиеся школы № 1 г. Бокситогорска.

Руководил работой бокситогорских «красных следопытов» учитель Михаил Алексеевич Калинин.

Источник: официальная страница группы «ВКонтакте» музея «Астрача, 1941».
Источник: официальная страница группы «ВКонтакте» музея «Астрача, 1941».

Он родился в 1927 году в деревне Вяльгино Тихвинского района. Окончил Тихвинское педагогическое училище и Ленинградский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, причем в последнем сразу два факультета – географический (1950) и исторический (1968). Сначала работал учителем начальных классов, а затем преподавал географию. Михаил Алексеевич часто водил учеников в походы по родному краю, опрашивая местных жителей и собирая по крупицам краеведческую информацию. Именно он стал основателем сразу девяти отрядов «красных следопытов» в своей школе. В 60-70-е гг. XX века «красные следопыты» помогали людям искать родных и друзей, связь с которыми прервалась во время войны. Вместе с учениками Михаил Алексеевич проделал огромную работу по установлению имен погибших, останки которых были найдены в д. Дыми.

Через Центральный архив Министерства обороны следопыты узнали, что во время войны здесь стоял 54-й отдельный медицинский санитарный батальон 65-ой стрелковой дивизии. Они связались с Военно-медицинским архивом и установили, что в обнаруженной мелиораторами могиле покоится прах 182 советских воинов, умерших от ран в ноябре–декабре 1941 года. Получив списки умерших, они определили адреса, по которым бойцы проживали до войны. По этим адресам школьники отправляли письма, пытаясь найти родных погибших. Десятки, сотни писем… К огорчению ребят очень часто послания возвращались обратно нераспечатанными: где-то изменились названия улиц или исчезли старые дома, а сами родственники переехали в другие места. И снова школьники под руководством своего педагога писали письма – только теперь в военкоматы и редакции местных газет, заручаясь их помощью и поддержкой.

Публикация М.А. Калинина в газете «Новый путь» от 01.07.1969. Источник: официальная страница группы «ВКонтакте» музея «Астрача, 1941».
Публикация М.А. Калинина в газете «Новый путь» от 01.07.1969. Источник: официальная страница группы «ВКонтакте» музея «Астрача, 1941».

Благодаря работе Михаила Алексеевича Калинина и его учеников были найдены многие из родственников погибших, а также собраны биографические сведения о бойцах. И сегодня, когда музейные сотрудники едут экскурсию по мемориалу, они могут рассказать некоторые подробности из жизни погребенных здесь солдат.

После смерти Михаила Алексеевича Калинина (1973 год) движение красных следопытов возглавила его жена Варвара Алексеевна Горушская.

В знак признания важности поисковой работы Калинина и его учеников одна из улиц Бокситогорска получила название«Улица Красных следопытов».

Вместо послесловия

В музеях Ленинградской области и сегодня очень крепки связи с педагогической общественностью. Некоторые филиалы Музейного агентства Ленинградской области возглавляют бывшие учителя. Заведующей домом-музеем Н.А.Римского-Корсакова в г. Тихвине работает Элен Бордовская, в прошлом учитель иностранного языка, музеем истории города Шлиссельбурга руководит Мария Валькова, а музеем-крепостью «Корела» – Светлана Бекетова, начинавшие свою трудовую деятельность в качестве учителей русского языка и литературы. Имея за плечами значительный опыт преподавательской деятельности, хорошо разбираясь в основах детской психологии и понимая, чем и как живет современная школа, они стараются сделать областные музеи «kids-friendly», то есть «дружественными к детям». Сотрудники музеев обновляют экспозиции, разрабатывают уникальные музейные абонементы для дошкольников и школьников, где все занятия проводятся в интерактивной форме, придумывают игровые семейные программыдля Фестиваля «Каникулы в Ленинградской области», организуют информационное и методическое сопровождение проектной деятельности учащихся в области истории и культуры.