Найти в Дзене
Фильманьяк

Киногид извращенца (2006) - кино как зеркало потока бессознательного

Жижек в "Матрице" размышляет о реальности и иллюзии.
Жижек в "Матрице" размышляет о реальности и иллюзии.
Основатель Люблянской школы психоанализа, культуролог и социальный философ Славой Жижек предлагает погрузиться внутрь кинокадра, стать непосредственным участником происходящих на экране событий, взглянуть на кино изнутри. Арт-хаус или блокбастер - для Жижека нет разницы. Любой фильм он разбирает с точки зрения психоанализа, находя внутренние смыслы, о которых зритель порой совершенно не догадывается.
Жижек заходит в "Психо", ассоциируя структуру Мотеля со структурой личности.
Жижек заходит в "Психо", ассоциируя структуру Мотеля со структурой личности.

Первая ассоциация и благодарность, которые приходят на ум при просмотре «Киногида извращенца» - это Линч. Если вы смотрите фильмы Дэвида Линча с умным видом, не особо понимаете, в чём прикол, но ищете смыслы, потому что классика – лучше посмотрите «Киногид извращенца».

Жижек становится свидетелем прорыва бессознательных инстинктов в "Изгоняющем дьявола"
Жижек становится свидетелем прорыва бессознательных инстинктов в "Изгоняющем дьявола"

В нём известный философ современности Славой Жижек буквально разжёвывает замысел многих авторских лент, объясняя зрителю, в чём вообще феномен нашего восприятия воспроизводимой на экране реальности. Не стоит бояться, что вы не подкованы в вопросах фрейдистской символики и психоанализа вообще как такового.

Зайдя на лучезарную лужайку из вступления "Синего бархата", Жижек рекомендует запретить показывать цветы детям.
Зайдя на лучезарную лужайку из вступления "Синего бархата", Жижек рекомендует запретить показывать цветы детям.

В фильме есть и примеры куда более простые в виде интерпретации «Разговора» Копполы, «Чужого» Скотта, и, конечно же, анализа творчества Хичкока – пожалуй, самого психоаналитического режиссёра в кино. Всё это позволяет гораздо лучше понять суть лент, которые нами воспринимаются как нечто непонятное или невразумительное.

Нет, Жижек не в Чёрном вигваме. Но фильм всё-равно Линчевский.
Нет, Жижек не в Чёрном вигваме. Но фильм всё-равно Линчевский.

Оригинальное название этой документальной работы именно в юмористическом ключе (чего-чего, а чувством юмора Жижек не обделён) обыгрывает нашу тягу к картинам, которые высоколобые интеллигенты назвали бы безнравственными. «Киногид» действительно становится своеобразным гайдом по просмотру кино.

К слову, путешествие сквозь кроличью нору дважды заведёт Жижека в творчество Андрея Тарковского - в "Солярис" и "Сталкер".
К слову, путешествие сквозь кроличью нору дважды заведёт Жижека в творчество Андрея Тарковского - в "Солярис" и "Сталкер".

Можно быть очень далёким от символизма и психоанализа, но в ленте Софи Файнс (сестра Рэйфа и Джозефа), всё в общих чертах хотя бы становится понятным. Хотя иногда ловишь себя на том, что не поспеваешь за мыслью, которую Жижек вещает, словно бы вторгаясь в декорации фильма, обустраивая вокруг себя экранную реальность и ломая четвёртую стену. Если вы любите кино – то «Киногид» обязателен к просмотру. Если вы не любите фрейдизм - то можно глянуть только ради юмора Жижека.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.