6,6K подписчиков

Поиграли в «Русы против Ящеров». И вам не советуем

2K прочитали

Уверенное попадание в топ-продаж Steam в день релиза. Крайне положительные отзывы на основе рекомендаций более чем 5 000 игроков. Завирусившийся в интернете «славянский зажим яйцами» и ещё несколько значимых достижений. И всё это – у игры, сделанной фактически ноунейм-разработчиками из России на многострадальном Unity.

Редакция Cybersport.Metaratings.ru пытается разобраться: почему «Русы против Ящеров» стали настолько популярными? Собственноручно пощупали игру, и нам есть о чём вам рассказать.

Кто такие The Bratans?

В социальных сетях авторов игры можно найти следующее описание: «...сообщество активных разработчиков и ещё более активных мемоделов». В принципе – этого более чем достаточно для понимания того, на что ребята ориентируются в своих проектах.

Dungeons & Geese (или «Подземелья и Гуси» на великом и могучем) — первая игра The Bratans, увидевшая свет в 2017 году. Она была охарактеризована как платформер в жанре экзистенциального детектива, который объединил в себе хардкорный геймплей, сюрреалистичную, атмосферную графику и глубоко эмоциональный сюжет. Престарелый бонвиван, известный на весь город, в одночасье теряет всё своё состояние по долговому векселю, которого никогда не подписывал. Ему и его молодому любовнику грозят позор, нищета и трудоустройство в публичном доме. В головах героев рождается отчаянный план: нанять корабль, заполнить трюм самым дорогим товаром и отправиться искать счастья в Новом Свете.

    Dungeons & Geese в Steam
Dungeons & Geese в Steam

Какой-либо популярности или резонанса проект не встретил. Игру слабо покупали и очень сухо о ней отзывались: сейчас в Steam у Dungeons & Geese смешанные отзывы на основе рекомендаций всего 32-ух игроков.

К слову, «Русы против ящеров» не первая попытка студии использовать древнеславянский сеттинг. В 2020 году она выпустила «Bogatyr» – экшен-RPG от третьего лица, действие которой разворачивается в псевдоисторическом фэнтези-мире Древней Руси. Проект не удался: игроки массово жаловались на плохую оптимизацию, сырость и однообразие геймплея, трудности с управлением. Но The Bratans было уже не остановить…

Первый запуск, основные элементы игры

«Русы против Ящеров» встречает игрока мелодичной песней «Встаёт Ярило» от исполнителя Белагор в главном меню. Уже здесь глаз ненароком цепляется за дешёвые, кукольные 3D-модельки. Если покликать по основным пунктам, можно обнаружить, что славянская стилистика нашла отражение и во многих игровых опциях. Так, например, пресеты графики здесь называются «Медячок», «Целковый» и «Полушка».

    Главное меню игры
Главное меню игры

Каких-либо глубоких настроек ждать не приходится: можно выбрать один из двух языков (русский и английский), поменять разрешение, включить/отключить полноэкранный режим и отрегулировать громкость. А вот изменить управление нельзя, придётся использовать заготовленную разработчиками раскладку. Кстати, «Русы против Ящеров» поддерживает геймпады.

При нажатии на кнопку «Игра» нам предлагают выбрать одного из трёх персонажей – Радислава, Дрочеслава или Всеслава (если это тонкая отсылка на gachimuchi, – снимаем шляпу…). Определились с героем? Окей, теперь – выбор из пяти миссий. Их можно проходить в любом порядке, без привязки к хронологии.

    Добрые молодцы собственной персоной
Добрые молодцы собственной персоной

Ну что, готовы постоять за Землю Русскую, могучие богатыри? Отправляемся рубить Ящеров окаянных!

Геймплей

…И почти сходу спотыкаемся о реализацию. Давайте разберём подробно.

После короткой кат-сцены, в которой два низкополигональных болванчика обмениваются репликами (они, по идее, должны смешить, но у автора по большей части вызывали перманентный кринж), нас знакомят с основным управлением.

    А вопрос, кстати, в тему...
А вопрос, кстати, в тему...

Тут всё просто: серия ударов на левую кнопку мыши, сильный удар на правую, парочка навыков на «Q»/«Е» и кувырок-уворот. Вместо стандартных лечилок – кружки с водицей байкальской. Ещё есть своеобразная «ульта» на «R», но доступна она не сразу: чтобы её использовать, нужно подобрать особый ресурс на уровне.

На фоне врубается плотный перегруженный фонк, и на нас тут же бросают кучку враждебно настроенных рептилий. В чём же проблема?

А, собственно, во всём: уже с первых минут игры появляется мысль, что управление персонажем здесь кодилось либо на коленке за 5 минут, либо в состоянии алкогольного опьянения. Всё, начиная от передвижения и заканчивая импактом от ударов, ощущается топорным и вязким, будто бы «желейным». Рус буквально плывёт по текстуре дороги, не в такт шевеля ногами.

    Основные минусы местной боевой системы становятся очевидны после пары минут игры
Основные минусы местной боевой системы становятся очевидны после пары минут игры

Впрочем, какой импакт от ударов… Его по сути и нет: ты активно перебираешь кнопки, рассыпаясь смертоносными взмахами оружия во все стороны, но какого-либо сопротивления не встречаешь. Это в той же мере применимо и для врагов – они постоянно «плавают» вокруг персонажа, зачастую нанося удары по воздуху. Но ХП почему-то снижается даже в случае очевидного промаха (когда коллизия противника находилась в нескольких метрах поодаль), а то и вовсе – после применения уворота.

Анимация попаданий, кстати, вообще проигрывается в случайные моменты времени: удар можно было отхватить секунд 10 назад, и только сейчас экран по краям краснеет, заставляя судорожно искать нападающего, которого на самом деле не существует.

Чекпоинтов в игре нет – при смерти уровень запускается заново. Но они не то чтобы и нужны: в среднем одна локация пробегается за 10-15 минут, и погибнуть нужно ещё умудриться.

    Снежная Гиперборея
Снежная Гиперборея

По сути, каждая миссия – это короткий забег от точки А в точку Б, по которому неравномерно рассыпаны зловредные рептилоиды. Враги отличаются друг от друга внешним видом и используемым оружием, но какой-то индивидуальной тактики для них подбирать не нужно: просто кромсай всё, что видишь. Вроде бы есть дальнобойные лучники и здоровенные ящеры-титаны, но разницу между сражениями с ними и рядовыми противниками найти трудно.

Локации минимально отличаются друг от друга внешним видом (полянка, полянка в снегу, деревня, берег озера), не предлагая уникальных геймплейных особенностей.

Общее прохождение игры занимает от силы час. Говорить о реиграбельности, учитывая всё вышесказанное, не приходится.

Удалые русы

Отличия между персонажами тоже приходится искать с лупой. Нет, разумеется, они вооружены разными дубинками, но вот геймплейно это почти ничего не меняет. Здесь сама собой всплывает характеристика вида «ну, вот этот, вроде, чуть-чуть шустрее, а вон тот, кажется, стукает чуточку больнее». Хотя не исключено, что на самом деле показатели урона у всех плюс-минус одинаковые.

Навыки, которые после применения уходят в непродолжительный откат, примечательны разной степенью полезности и зоной поражения. Вот только некоторые из них снабжены максимально нелепой анимацией, которая иной раз уводит персонажа совсем не в ту сторону, в какую планировалось.

    Дрочеслав со своей алебардой, по идее, должен иметь больший радиус поражения, но атаковать куда медленнее. Но на «по идее» всё и заканчивается...
Дрочеслав со своей алебардой, по идее, должен иметь больший радиус поражения, но атаковать куда медленнее. Но на «по идее» всё и заканчивается...

После убийства определённого числа ящеров герои входят в режим ярости, который, наверное, повышает их урон и скорость. «Наверное» – потому что игра напрямую об этом не говорит, а лишь в очередной раз скабрезно шутит, и выяснять приходится экспериментальным путём, ориентируясь на ощущения.

На старте каждой миссии дают несколько исцеляющих кружечек. Их количество можно пополнить, подбирая специальные пиктограммки, разбросанные по локациям. Тут тоже есть своя оказия: почему-то иногда персонаж начинает пить водицу даже в тот момент, когда игрок не прикасался к клавише «F», отвечающей за использование этой функции.

    Славянский зажим яйцами в действии
Славянский зажим яйцами в действии

Несколько вариантов «ультимейта» также ожидают подбора в случайных местах локации. Тот самый «Славянский зажим яйцами», к слову, один из них: герой призывает призрак курицы, которая начинает неистово нестись не менее призрачными яйцами, поражающими противников. Приём нужно выбивать из спавнящихся в округе курочек. Ещё встречался громовой раскат Перуна, который бьёт молниями по области.

Выводы неутешительны: игроков, любящих асtion-RPG или слэшэры, игра закономерно разочарует.

Мем удался?

Разнообразные треш-игры залетали в топы Steam и раньше. Скорее всего, такое случается из-за желания игроков отдохнуть от крупных релизов или многопользовательских проектов: разгрузиться или даже вылечить пресловутую игровую импотенцию. Но чаще всего подобные игры ждала одна и та же судьба: громкий хайп первые несколько дней и бесследное исчезновение из памяти геймеров уже через неделю-две.

Вероятно, то же случится и с «Русами против Ящеров». Это затянувшийся мем, основанный на шутливой интернет-теории; толстая ирония в оболочке интерактивного проекта. Не исключено, что кого-то на самом деле смешит набор заурядных шуток игры, но объективно – забавной выглядит лишь нейро-озвучка, ломающая ударения и обрезающая реплики.

    А надо ли – начинать заново?..
А надо ли – начинать заново?..

«Русы против Ящеров» – плохая игра. Конечно, никто и не думал относиться к ней серьёзно. Но кто сказал, что треш обязательно должен хромать в реализации и откровенно халтурить в важных для жанра моментах? Ведь если бы The Bratans озаботились оптимизацией, куда более скрупулезно подошли бы к управлению и геймплею, допилив имеющийся костяк, – это могло бы сделать игру ещё более популярной и, что важнее, играбельной.

На деле же – имеем простенький слэшер на час, от силы два: кривой, сырой и недоработанный. В нём нет сюжета или каких-то нарративных особенностей – лишь бесконечные гэги, которые быстро начинают утомлять. Остаётся надеяться, что студия сможет использовать полученные за продажи средства в разработке куда более выдающегося проекта.

«Русы против ящеров»: о чём игра и как купить в России?

«Русы против Ящеров»: Гайд по персонажам

Что из себя представляет шутер Witchfire?