Представим, что экзамен, любой, - это финальная стадия соревнований. Ученик = спортсмен. Вот он преодолел отборочные испытания: положительно аттестован по всем предметам, защитил проект, получил “зачет” за сочинении или собеседование. И финишная прямая уже мелькает перед глазами. Хочется не проиграть и быть лидером. Ну или просто дойти до финала. Ведь главное - не победа, а участие.
Что делает спортсмен? Он каждый день ходит на тренировки, соблюдает режим и диету.
А что делать ученику? Да то же самое!
Ходить в школу и выполнять задания учителя.
Каждый день хотя бы по минимуму выполнять экзаменационные задания.
Соблюдать интернет-диету. Ох, сколько времени бесполезно тратится на скроллинг ленты в соцсетях.
Если 2 и 3 пункт ученик, обладая самодисциплиной, может выполнять сам, то вот исполнение первого полностью зависит от учителя.
Итак, поговорим сегодня о подготовке к изложению ОГЭ в 9 классе. Я, эксперт ОГЭ по русскому языку, Евгения Анатольевна, расскажу, как подготовить учеников так, чтобы они получили максимальные баллы за 1 задание ОГЭ.
1 правило
Если вашим ученикам еще далеко до 9 класса, то вам крупно повезло. Ведь лучше всего начинать подготовку к изложению именно по текстам ФИПИ в 7-8 классе.
Так, например, в 7 классе я ребятам включала простой текст про пользу чтения три раза. 1 раз они просто слушали, делали пометки. 2 раз слушали и разбирали каждую микротему отдельно. 3 раз вносили правки в черновики, дописывали то, что упустили. В принципе такой алгоритм работы можно применять в начале года и в 9 классе.
В 8 классе в начале года включаю тексты изложений 3 раза, во втором полугодии ребята слушают текст только 2 раза.
2 правило
Чтобы набрать максимальное количество баллов за сжатие (сейчас их 2), можно учить сжимать сначала письменный текст, т.е давать детям готовые тексты/абзацы/предложения, в которых ребята бы отмечали только главную информацию. Такую работу можно проводить в качестве разминки хоть каждый урок.
3 правило
В момент слушания разделить черновик сразу на три части (все тексты изложений состоят из трех микротем) и, слушая диктора, записывать всё подряд. Затем получившийся текст переписать в черновик и только потом начать его сокращать. Еще раз переписать готовый текст, подсчитать слова (не менее 70), проверить все микротемы. И только потом переписывать в бланк.
Такая работа должна проводиться каждую неделю или раз две недели. Только при системной тренировке ребята научатся делать это задание автоматически, понимать, как сокращать текст, не упустив при этом главное.
Важна и обратная связь учителя, который не просто оценку выведет, но прокомментирует работу, поставит примерные баллы на изложение.
Резюме
- Обязательно включать тесты ФИПИ, чтобы дети привыкали к диктору, знали его интонации, ловили подсказки.
- К сожалению, большая часть детей визуалы. Им проще работать с тем, что они видят, а не слышат. Поэтому текст изложения надо писать в черновике не менее 2-х раз.
- Коллеги, не ленитесь проверять изложения и анализировать работы. Какие-то типичные ошибки разбирать в классе, какие-то - индивидуально. Именно это помогает ученикам в дальнейшем избегать одних и тех же ошибок.
Качественная подготовка к изложению требует системы, отработки ошибок и регулярного повторения. В группе ВК вы можете посмотреть рабочую тетрадь “Подготовка к изложению” и ознакомиться с её содержанием. Кроме того, к рабочей тетради бонусом идет презентация с критериями оценивания изложения, рабочий лист для тренировки сжатия и все тексты изложений с аудиозаписями.