Найти в Дзене
Dorama Queen

Поэтика скорости: игристое кино для души

Те, кто следит за творчеством Сяо Чжаня, знают, что сейчас он снимается в фильме «Легенда о героях Кондора: Великий герой». Это новая (всего их более 90) экранизация произведений Цзинь Юна, автора популярных романов в жанре уся. Совокупный тираж его книг превышает 300 млн экземпляров, а самого Цзинь Юна называют китайским Толкином. Этот фильм — большое и ожидаемое событие в мире китайского кино. «Легенду о героях Кондора» снимает режиссер Цуй Харк, представитель гонконгской новой волны, удостоенный награды за вклад в развитие азиатского кино и один из самых коммерчески успешных гонконгских режиссеров. Его имя прежде всего связывают с новаторскими приемами, подарившими новую жизнь жанру фильмов о боевых искусствах. Среди знаковых произведений — «Воины Зу», «Железная обезьяна», «Китайская история призраков», серия фильмов «Однажды в Китае». Надеюсь, на эту тему будет повод поговорить подробнее (например, в свете премьеры «Легенды о героях Кондора»). Однако сейчас я хочу остановиться на
Оглавление

Те, кто следит за творчеством Сяо Чжаня, знают, что сейчас он снимается в фильме «Легенда о героях Кондора: Великий герой». Это новая (всего их более 90) экранизация произведений Цзинь Юна, автора популярных романов в жанре уся. Совокупный тираж его книг превышает 300 млн экземпляров, а самого Цзинь Юна называют китайским Толкином. Этот фильм — большое и ожидаемое событие в мире китайского кино.

Так артеры видят Сяо Чжаня в образе. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/693132198924423788/
Так артеры видят Сяо Чжаня в образе. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/693132198924423788/

«Легенду о героях Кондора» снимает режиссер Цуй Харк, представитель гонконгской новой волны, удостоенный награды за вклад в развитие азиатского кино и один из самых коммерчески успешных гонконгских режиссеров. Его имя прежде всего связывают с новаторскими приемами, подарившими новую жизнь жанру фильмов о боевых искусствах. Среди знаковых произведений — «Воины Зу», «Железная обезьяна», «Китайская история призраков», серия фильмов «Однажды в Китае».

Надеюсь, на эту тему будет повод поговорить подробнее (например, в свете премьеры «Легенды о героях Кондора»). Однако сейчас я хочу остановиться на другой стороне его творчества. Ее упоминают реже, но она не менее важная и характерная. Это умение Цуй Харка работать в жанре комедии и две его ранние работы, вошедшие в историю кино: «Шанхайский блюз» (1984 г.) и «Блюз пекинской оперы» (1986).

Шанхайский блюз

В главных ролях: Кенни Би, Сильвия Чан, Салли Е

1937 год, Шанхай. Молодой человек и девушка знакомятся, когда прячутся под мостом во время воздушного налета. В полумгле они толком не видят лиц и не успевают назвать имен. Но договариваются встретиться после войны на том же месте. Проходят годы, оба помнят о той встрече и намерены сдержать обещание. Однако судьба, словно в насмешку, то разводит их, то сталкивает лицом к лицу, но они не узнают друг друга.

Это динамичная и легкая романтическая комедия с любовным треугольником, трогательной историей дружбы, неожиданными и забавными сюжетными поворотами и чередой уморительных ситуаций. По мере развития событий, как постепенно проступающий рисунок, из отдельных черт складывается образ еще одного полноправного персонажа картины. Это сам бурлящий жизнью, шумный и пестрый послевоенный Шанхай. С его невероятной дороговизной, блеском и нищетой, мошенниками, бедняками, уличными представлениями, нелепыми конкурсами, торговцами, побирушками, музыкантами, артистами, полицейскими, обитателями подмостовья. Город, где каждый живет как умеет, но главное в том, что наконец это мирная жизнь, в которой можно делать глупости, мечтать, дружить, творить и влюбляться.

Лента входит в список 100 лучших китайских фильмов всех времен, выпущенный Гонконгской кинопремией к столетию китайского кинематографа. Всего в этом списке пять работ Цуй Харка (для сравнения, работ Вонг Карвая там шесть).

Блюз пекинской оперы

В ролях: Бриджит Линь, Салли Е, Чери Чун.

-5

Китай, начало ХХ в., времена Синьхайской революции. Цао Ван, дочь генерала Цао, тайно поддерживает мятежников и хочет выкрасть документ, изобличающий связи ее отца с иностранцами. Волей случая в дело вовлекаются Бай Ню, дочь владельца оперной труппы, и музыкантша, одержимая поиском шкатулки с драгоценностями. Молодые женщины хранят общие секреты, вместе проворачивают рискованные дела и выручают друг дружку — становятся союзницами и подругами.

-6

Фильм — искрящаяся, взрывная смесь шпионского боевика и комедии положений. За полтора часа Цуй Харк успевает затронуть темы гендерного (не)равенства, преданности делу и родине, дружбы, детско-родительской и романтической любви, ни на секунду не снижая темпа в закручивании интриги, молниеносной смене сцен и событий и при этом давая каждой теме достаточно времени и пространства для развития.

Смотреть «Блюз пекинской оперы» — все равно, что листать самый взрывной и самый волнующий комикс <…> Несмотря на то, что фильм ориентирован на скорость, в нем нет бездумного ускорения, которое стало бы препятствием для связности или красоты. В фильме есть необыкновенная элегантность. Цуй Харк создает здесь поэтику скорости. © The Washington Post

«Один из лучших фильмов, когда-либо созданных» © Квентин Тарантино

🏆 100% на Rotten Tomatoes

***

Оба «…блюза» — это очень чистое кино. Как в смысле целомудренности и внешней простоты, так и в том, что это та самая классика, которая с годами приобретает все больше очарования. Эти фильмы полны света, искрящейся радости жизни и приносят умиротворение и удовольствие, как глоток игристого вина для души.