Найти в Дзене
Пикабу

Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Сотрудники любят обращаться к руководителям с такими вопросами:

– Будем мы принимать участие в этом тендере или нет?

– За какую цену купить стол – за 4 или за 5 тысяч?

– Какой банк нам выбрать – «Безкредитбанк» или «Снятьштаныбанк»?

Как будто руководители - это волшебники, знающие ответы на все вопросы этого мира.

В такой ситуации хорошо работают «Законы исходных данных Спенсера» (один из разделов законов Мерфи):

1. Каждый может принимать решение, располагая достаточной информацией.

2. Хороший руководитель принимает решение и при ее нехватке.

3. Идеальный – действует в абсолютном неведении.

В глазах сотрудников руководители – это те самые Данко, готовые вырвать пылающее сердце из груди и вести компанию в абсолютной темноте к полной и окончательной победе!

Но, увы и ах. Средние руководители - совсем не такие.

Поэтому после таких вопросов они чувствуют последовательно:

• Страх и желание избежать ошибки;

• Беспомощность;

• Злость от того, что невозможно принять решение в полной темноте.

Как же быть? Что делать, чтобы избежать взаимных обид, сделать сотрудничество подчиненных и руководителей плодотворным и получать удовольствие от общения? Может быть, сотрудникам вообще перестать обращаться к руководителям с просьбой принять решение? Принимать их самим?

Нет, так делать нельзя. А вдруг решение будет неверным? И приведет к потерям? Например, дорогой договор не заключится – слишком дорого для клиента? А недорогой заключится, но его нельзя будет сделать без убытка? Или, скажем, стол за 4 тысячи развалится через месяц? Или банк лопнет и деньги пропадут? Кто будет отвечать?

Вызовет после такого решения руководитель подчиненного и скажет ему:

– Тааак... решение ты, значит, принял... Можно, значит, это сделать за недорого... Молодец! Ну, иди... делай. А зарплату получишь, когда все сделаешь.

Поэтому прийти за решением к руководителю – это лучшее, что может сделать сотрудник, если сам не уполномочен принимать решение.

Но если сотрудник хочет уйти с быстрым и верным решением, этого недостаточно. Решение нужно готовить. Давайте рассмотрим подготовку такого решения на примере покупки стола.

Предположим, вы решили купить стол домой. И у вас есть на выбор два стола. Один за 4 тысячи, другой – за 5. Какой вы выберите?

Ответ зависит:

• От качества и дизайна;

• Наличия стола в магазине и сроков поставки;

• Стоимости доставки и сборки.

Предположим, вам в салоне ответили на эти вопросы. И теперь вы знаете, что:

• Стол за 5 тысяч – отличного дизайна, в стоимость включена сборка и доставка, но его нет в наличии;

• Стол за 4 тысячи – качественный, правда, цвет только белый, в стоимость не включена сборка (500 руб.), но включена доставка, и он есть в наличии.

Достаточно ли этой информации, чтобы сделать выбор? Пока еще нет. Решение – какой стол купить – зависит не только от того, что вы узнали про эти два стола. Но и того, что для вас важно в столах вообще. Если в столах важен темный цвет, но неважны цена и наличие на складе, вы возьмете стол за 5 тысяч. Если важны цена и наличие, а цвет неважен, то вы возьмете стол за 4 тысячи (+ 500 руб. за доставку).

Так и руководитель – он может принимать быстрые и эффективные решения, если действует по следующему алгоритму:

• Определить перечень критериев, которые важны для решения, и определить их вес (важность);

• Прояснить значения таких критериев для конкретного варианта;

• Вычислить решение с учетом весов критериев и их значений.

В том случае, если подчиненный хочет любящего и поддерживающего его руководителя, он должен:

• Выяснить, каковы критерии руководителя для принятия решения;

• Поработать и прояснить варианты по критериям;

• Собрать все требования в табличку и написать значения для каждого варианта по каждому требованию;

• Придти к руководителю с такой табличкой и попросить принять решение.

Примерно так:

– Вы вчера говорили, что вам нужен недорогой номер с завтраком в гостинице возле метро ("недорогой",с завтраком",возле метро" - это и есть критерии, и они все важные). Есть два варианта – за 4 тысячи в «Космосе» и за 3500 в «Измайлово» (конкретные значения цен и местоположение). Какой заказать (просьба принять решение)?

– За 3500 в «Измайлово» (решение).

Вот тогда решения будут приниматься быстро и качественно, и к удовольствию всех сторон.

А напоследок – байка про двух работников.

«Один работник зашел к барину и говорит:

– Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

– Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

–Правда, барин. Вроде сено.

– А не знаешь, откуда? Может, с Семеновских лугов?

– Не знаю.

– Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

– Барин! Точно, с Семеновских.

– А не знаешь, сено первого или второго укоса?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

– Барин! Первого укоса!

– А не знаешь, почем?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

– Барин! По пять рублей.

– А дешевле не отдают?

– Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

– Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

– Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?»

Пост автора RustemValeevUfa.

Узнать, что думают пикабушники.