"Северная душа" Манчестера. "Северный соул" - прародитель рейва.
Не будем недооценивать такую главу в истории Манчестера, как «северный соул». Про «северный соул» нужно сказать отдельно, ибо он является прародителем жанров диско и хаус, да и вообще заметно оживил музыкальную жизнь Манчестера. На на деле, «северный соул» - это колыбель рейва, который станет революцией в культуре впоследствии. Именно оттуда пойдет культ диджея, ставящего музыку. Все началось в конце 60-х, когда среди северной части Англии стали набирать популярность забытые богом пластинки чернокожих соул-исполнителей. В Лондоне, на Ковент-Гарден был магазин Soul City, который с 1968 года стал пользоваться популярностью среди молодежи, как правило, вышедшей из рабочего класса, которые приезжали в Лондон на матчи своих любимых футбольных команд. Искали они там отнюдь не новый альбом каких-нибудь The Doors или Джими Хендрикса. А цель их посещений – те самые пластинки соул-хитов с таких небольших независимых лейблов, как Golden World Records (Детройт) или Mirwood (Калифорния). На это обратил внимание британский музыкальный журналист Дэйв Годин. Именно с его подачи этот феномен стал называться как Northern Soul («северный соул»). Эта была повальная стихия. Молодежь отвергала популярные имена, доминирующие в тогдашней рок и поп-музыки в пользу соул-композиций, открывая для себя такие имена, как Эдди Паркер, Лу Прайд, Рой Редмонд, Мэйджор Лэнс, Бренда Хеллоуэй и других. Это была музыка, подражающая «мотауновскому» соулу. Эта музыка отличалась танцевальным взвинченным темпом и под нее можно было выделывать различные танцевальные па. А чтобы свободно двигаться, то нужно одевать свободную одежду – именно приверженцы «северного соула» так отвергали модные тенденции, которые предлагала другая субкультура «моды», к тому времени уже сошедшая на нет. Свободные брюки, майки, рубашки, кожаные ботинки – это одежда новой субкультуры, любившей собраться на выходных в каком-нибудь заведении и под ритмы соула практиковаться в танцах. Именно такой стиль в одежде получил название Casual. Отличительная особенного «северного соула» - эмблема в виде сжатого кулака и надписью «Keep the Faith» («Храни веру»). Мода на «северный соул» была повальной, в различных заведениях играли эту музыку диджеи. Диджейская культура начала процветать. Стали появляться свои звездные имена в диджейской тусовке – Боб Ди, Роджер Игл, затем Брайан Филлипс, Пол Рей, Рас Уинстенли и другие. В Манчестере был свой клуб The Twisted Wheel, который будет главным клубным местом Северной Англии. До этого он был центром мод-культуры Английского Севера, но затем он полностью переключиться на новые веяния в культуре молодежи. Этот клуб закроют в 1971 году. Конечно, любая молодежная культура, связанная с танцами и диджейством, не может избежать проблем с наркотиками. Тут не исключение. Разного рода вещества здесь распространялись очень быстро, совсем как в Hacienda через полтора десятилетия и, в конце концов, клуб закрыли. Но «северный соул» продолжал идти дальше, открывались другие клубы..
Как было уже сказано выше, на "северной" земле и в Манчестере, в частности, котировался соул со взвинченным темпом, мощным басом и ударными. Пластинки соул-исполнителей с лейбла Motown не особо пользовались успехом. Забавно, но факт: те пластинки, которые у себя на родине оказались провальными, здесь, в Манчестере обретали второе дыхание. Диджеи ставили пластинки в клубах, постоянно видоизменяя репертуар дискотек.
Яркий пример хита "северного соула" - композиция Tinted Love исполнительницы Глории Джонс (она эту песню записала в 1964 г.) Это тот самый случай, когда песня сама отправляет тебя в пляс. В 1981 году синти-поп дуэт Soft Cell во главе с Марком Алмандом сделает на нее кавер, привнеся в композицию эстетику "новой волны".
Вообще, заведение Twisted Wheel пользовалось бешеной популярностью в Манчестере. Сам клуб был открыт в 1963 г. на Брейзноуз-Стрит, а в 1965 г. он переехал на Уитворт-Стрит. Это было небольшое заведение, в которое стремилось много народу. Резидент клуба, диджей Роджер Игл поначалу ставил американский ритм-энд-блюз, джаз с тяжелым темпом, соул. Именно на соуле данное заведение и сконцентрируется. Ставили записи с таких маленьких лейблов, как Ric-Tic или Okeh. Играли песни Эдвина Старра, Соломона Берка и др. Естественно, публика, приходившая на эти тусовки, затаривалась спидами, различными стимуляторами. Без этого в то время было никак. Диджеи, ставившие пластинки, порой ездили в Америку, чтобы обойти все музыкальные магазины в надежде найти там то самое, заветное..
Стоит упомянуть, что в Уигане был клуб "Казино", а в Блэкпуле - "Мекка". Между этими клубами была своего рода конкуренция по всем фронтам.
В целом, Northern Soul было сугубо андеграундным движением "для своих". Энтузиазм диджеев постоянно подогревался любовью людей "с севера" к данному жанру. Когда "северный соул" начнет сдавать позиции, на его смену придет "диско". Конец 70-х – расцвет музыки Диско, которая является прямым наследником соула. Диско можно поделить на две ветки: с одной стороны, массовой публике была известна иная диско-музыка, представленная главным образом, британской группой Bee Gees, которая после выхода фильма «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой в главной роли, стала главным представителем данного жанра в мейнстриме. Ну а другая ветвь – различные андеграундные заведения, где музыка диско была более раскованной и развязной. Там диджеи ставили пластинки диско-хитов, под которые народ неистово танцевал, давал волю всей своей энергии. Хотя в условиях расизма и гомофобии с таким явлением как диско, власти боролись. Показательный пример такой борьбы – «Ночь уничтожения диско» в Чикаго в 1979 году, на футбольном стадионе, когда на площади было уничтожено огромное количество пластинок путем взрыва огромной горы этой самой музыки. Но как бы то ни было, адепты диско затем перекочевали в клуб Warehouse, ставший местом зарождения хауса.
Но это уже другая история.