838 подписчиков

Домик няни Пушкина. Старушка - избушка

Порой иным кажется - и это постепенно переходит в острую уверенность - что вся наша российская история кишмя кишит личностями странными, загадочными, не просто неоднозначными, но распадающимися, в исторической перспективе, на множество личностей, - иные из которых пребывают в страшном антагонизме по отношению к другим - и все - внутри одного индивида!

"Старушка - кружка" - это золотая рифма Александра Сергеевича. 
"Старушка - избушка" - рифма StranTV, иллюстрирующая суть повествования
"Старушка - кружка" - это золотая рифма Александра Сергеевича. "Старушка - избушка" - рифма StranTV, иллюстрирующая суть повествования

Обратимся к исторической личности - не из самых первых и очевидных, но к личности, которая, возможно, и личностью-то никакой не была, но, тем не менее, знает о ней каждый житель России, от мала до велика, если не с детского сада, то уж точно со школьной скамьи! И, что самое интересное, несмотря на эту всероссийскую известность, исторических, документальных данных об этой странной личности практически не сохранилось - что не помешало ей, этой, стало быть, личности, обзавестись личным музеем и даже предполагаемым местом захоронения!

Хотя, признаться, личность эта и впрямь почти мифическая!

В мифической избушке у мифической старушки
В мифической избушке у мифической старушки

...До сих пор никто точно не знает ни имени ее, ни фамилии, ни точной даты рождения, ни места оного, ни даже рода занятий - что не мешает ей оставаться одним из краеугольных камней российской словесности!

В данных научные сотрудники, все поголовно, расходятся. То ли 10, то ли 22 апреля, то ли 1758, то ли 1761 года, то ли в деревне Лампово Копорского уезда, то ли - селе Суйда - гатчинского, то ли вообще на некоем хуторе, родилась в семье Родиона - то ли Яковлева сына, то ли – сына Матвеева, некая то ли Иринья, то ли Арина...

Правильно! Речь идет о самой знаменитой няне русской истории, Арине Родионовне Яковлевой - иногда называемой Матвеевой, той самой бедной старушке буйной младости моей, с которой, если судить по стихам, так любил иной раз выпить Пушкин.

о самой знаменитой няне русской истории
о самой знаменитой няне русской истории

Поскольку эта личность, согласно легенде, няня самого Александра Сергеича, оставить ее без биографии было б делом нехорошим - и биография ее - даром, что, в общем-то, по сути, обычной крепостной крестьянки, начала составляться еще в 19 веке - а уж к 1937 году, году столетия смерти Пушкина, обросла такими точными подробностями, каковых не найдешь у иных политических деятелей и литераторов российских!

И вот, согласно этой самой официальной биографии, на основе ныне утраченных ревизских сказок, означенная Арина Родионовна (которую, само собой, по отчеству звать никак не могли - крепостным отчества вообще не полагалось, отчество у них превращалось в фамилию - да и то, лишь у мужчин. Женщины ж обводились именем, да и то, как правило, неполным - и наша героиня, стало быть, как минимум до замужества, величалась, вероятно, просто Аришкой или Аришей...

Спасибо Интернету за изображения эти!
Спасибо Интернету за изображения эти!

Ну, да ладно, не суть! Изначально, по рождению, точнее, по родителям, принадлежала она к крепостным Фёдора Матвеевича Апраксина, того самого генерал-адмирала, который был первым главой русского флота. Но уже через год она со родители, перешла во владение Абраму Ганнибалу - знаменитому арапу Петра великого, к тому моменту уже вышедшего в отставку в чине генерал-аншефа.

И вот уже тогда случился ее с родителями переезд из Суйды в Кобрино - имение Ганнибала, дарованное последнему крестным отцом - то есть, Петром Первым.

Впрочем, на самом деле, это тоже миф 👻: в реальности крепостной Ганнибалов Арина свет Родионовна стала лишь после замужества с неким Фёдоровым, из ганнибаловских крестьян - и случилось это в 1781 году, кстати, в том же году арап Петра великого преставился после тяжелой продолжительной болезни - так что непосредственно его крепостной наша Ариша вообще не была, перейдя сразу к его сыну, Осипу Абрамовичу, отцу Надежды Осиповны, то есть, матери нашего всего. И в этой самой деревне Кобрино гатчинского уезда, в имении Осипа Ганнибала, она родила четверых детей - что, в общем-то подтверждено документами.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

Итак, в браке с Матвеем Фёдоровым (по иным данным, Фёдором Матвеевым) у них родились Степан, Егор, Надежда и Мария. Судя по всему, это произошло именно в Кобрино, в обычной крестьянской избе, которая - увы, не сохранилась. Но сама деревня пережила и XVIII и XIX и даже XX века.

И дома, точнее, избы, не меняли внешнего, а иные и внутреннего вида, практически нисколько, и вы могли в этом убедиться, просмотрев предыдущие кадры. Это как в Японии, где деревянные строения в Киото - некогда столице, имеют точно такой же вид, как 200, 500, 700 лет назад.

Японцы, с их почитанием духов предков, то есть, религией синто, которую не смогли полностью уничтожить ни буддизм, ни христианство, всерьез уверены, что материал и подлинность строений не значат ровным счетом ничего - что достаточно воспроизвести здание - замок, храм - да что угодно - в точности, и это будет то самое строение - об этом, как раз, правда, в несколько ином аспекте, писал великий Юкио Мисима в романе Золотой храм.

"Выпьем с горя! Где же кружка?!"
"Выпьем с горя! Где же кружка?!"

Впрочем, не будем отвлекаться от канвы. Из 2-х фактов: проживания в деревне Кобрино и наличия в современном Кобрине более-менее аутентичных крестьянских изб, мы получили в дар дом музей Арины Родионовны - в экспозиции которого, кстати, можно даже полюбоваться на реконструкцию люльки - той самой, где некогда, более 2-х веков назад, ее рука качала четверых детей...

Такая вот русская -или японская? - история...

В общем, жила в Кобринском домике Арина Родионовна с мужем, детей рожала, а в перерывах, по барской нужде - во всяком случае, так гласит официальная биография - отправлялась в услужение - работала кормилицей маленького сына барыни - кудрявого Сашеньки, а позже - не менее кудрявой, но далеко не столь знаменитой Оленьки...

...жила в Кобринском домике Арина Родионовна, детей рожала...
...жила в Кобринском домике Арина Родионовна, детей рожала...

Так вот, если доподлинно известно, что кормилицей Пушкина Арина Родионовна быть не могла по возрасту, то ведь нет и никаких данных о том, что она была его няней! Известно лишь, что она нянчила старшую сестру поэта, Ольгу, в замужестве Павлищеву. Известно, что, прожив в браке менее 20 лет, она овдовела, на 41 году жизни. Известно, что в 1811 г Ганнибалы продали Кобрино и переехали в псковскую губернию, купив там Михайловское, которое было подальше от Петербурга и подешевле... И вот там, в Михайловском, вдовую Арину Родионовну сделали экономкой - то есть, по-старому, ключницей. Помните фразу из "Иван-Василича" про водку, которую ключница делала? Так вот, в обязанности Арины Родионовны, вероятно, входило и это самое занятие - и именно поэтому, а вовсе не потому, что Арина Родионовна страсть, как любила выпить, и обратился к ней Пушкин со словами про "выпьем с горя, где же кружка"!

Подальше от Петербурга...
Подальше от Петербурга...

И именно поэтому она, во время ссылки поэта, присутствует в Михайловском - где ж еще находится экономке?

А вот насчет того, что именно ей мы обязаны знаменитым сказкам Пушкина, это, конечно, чистый миф! Во-первых, большинство из них - из сказок, имеют распространенные сюжетные элементы, так, например, Золотой Петушок - это просто стихотворный пересказ новеллы Вашингтона Ирвинга, Сказка О Царе Салтане основана на творчестве Ариосто И Тассо (и на StranTV есть преинтереснейшее видео из Флоренции – как раз по этому поводу). Что же касается сказок Пушкина, то единственное оригинальное произведение в ряду перечисленных - о золотой рыбке, - так и вообще восходит к арабским сказкам... их Пушкин читал во французских переводах...

Словом, Пушкин - наше ВСЁ, - как сказал поэт Басё
Словом, Пушкин - наше ВСЁ, - как сказал поэт Басё

Но, быть может, именно миф - самое важное звено в самоидентификации? Правда, историческая правда, которая, к тому ж практически и недоступна - ну кому она нужна? Изучать влияние на творчество Пушкина авторов - от античности до ренессанса, от барокко до романтизма - право, скучно! Гораздо интересней возвести сказочные сюжеты пушкинских творений к русской устной традиции, рупором которой и объявить пресловутую Арину Родионовну... собственно, именно с этого, в начале советской эпохи, и началось возвеличивание так называемой няни Пушкина - а уже потом начали присобачиваться к этому мифу материальные артефакты.

...И здесь особенно хочется порекомендовать к просмотру🎬 фильм StranTV, где своими глазами, на 12-й минуте, можно увидеть то, что - ни в сказке сказать, ни пером описать. 👍
Фильм вы найдете на главной странице канала https://dzen.ru/strantv 
и узнаете по этой миниатюре
Фильм вы найдете на главной странице канала https://dzen.ru/strantv и узнаете по этой миниатюре

Теперь, конечно, о «предании» все забыли, и предание стало фактом! И – не просто фактом, а АРТЕ-фактом! 💥

Далее - очередь личных артефактов, назовем их духовно-материальными. К ним относится уже увиденная нами молитва Арины Родионовны, которая под стеклом хранится в домике-музее, и текст которой явно навеян сказками Пушкина (кто не успел прочесть, вернитесь на несколько минут назад, пересмотрите!), и даже деревянным истуканам понятно, что молитва сия никак не может быть предшественником пушкинских сказок. И, конечно, письма Арины Родионовны к Пушкину. С письмами история особая.

Письма Арины Родионовны. Хранятся в музее под стеклом
Письма Арины Родионовны. Хранятся в музее под стеклом

Вообще, нет никаких свидетельств о том, что Арина Родионовна была обучена грамоте!

А иные письма, хранящиеся в музее, под стеклом, весьма странные, с современной орфографией и столь же современным синтаксисом... И чрезвычайно хорошо сохранившиеся. Из них явствует, что сама Арина Родионовна испытывала к Пушкину прямо-таки материнские чувства, превосходящие ее чувства к своим родным чадам. А вот нежные сыновьи чувства Пушкина к ней документально не подтверждаются. Да он даже на похороны ее не явился.

Конец Арины Родионовны тоже покрыт мраком. Известно лишь, что умерла она в Петербурге, в 1828 году и была похоронена на смоленском кладбище, на котором, помимо прочего, хоронили жертв холеры. Но стала ль эта болезнь причиной ее ухода или она скончалась попросту от старости - неизвестно.

Музейные "экспонаты"
Музейные "экспонаты"

...Как неизвестен и ее реальный облик - ибо портреты Арины Родионовны атрибутированы ей гораздо позже, уже после смерти всех тех, кто был с ней знаком (и ведь не просто так в этом фильме собраны все возможные ее изображения – за что, кстати, авторам всех этих изображений – превеликая благодарность!).

Итого, в сухом остатке - лишь прекрасный, сентиментальный миф о доброй и любящей няне, которая вдохновляла поэта. Но, вполне возможно, что миф для истории, тем более, истории России, гораздо важнее правды.

"среди записи ее сказок" - особо впечатлило
"среди записи ее сказок" - особо впечатлило

Но самым главным достижением мифа о пушкинской няне, является участие в его раскрутке известного сатирика Михаила Задорнова. Который в последние годы жизни настолько всерьез увлекся Фолкхистори - у нас называемой альтернативной историей - что даже снял фильм о своем вИдении происхождения Руси.

Но мало кто знает, что тот же Задорнов проинициировал и профинансировал открытие 2х памятников Арине Родионовне – один из них в селе Воскресенском - где, по некоторым данным она родилась - (это уже третье предполагаемое место). Еще один памятник, который который встречается в этом фильме, - в городе Пушкине, к которому Арина Родионовна вообще никакого отношения не имеет. Каждый из этих памятников изображает нашу героиню с юным Пушкиным. Лицезреть эти памятники вы сможете воочию, кликнув по этой ссылке.

Ассоциации с добротой...
Ассоциации с добротой...

А правда такова: учитывая отсутствие реальных документальных подтверждений бытия Арины Родионовны на планете Земля, окромя пары строчек в сочинениях Пушкина, учитывая отсутствие ее могилы и справки о смерти, единственным материальным слЕдом этой женщины остается рисунок Александра Сергеевича, где, по непроверенным данным, поэт начертал ее профиль... Точнее, два профиля – видоизменённые в перспективе времени. Плюс, конечно, потрясающая рифма: старушка-кружка. Вот и все. А прочее - от лукавого.

       Порой иным кажется - и это постепенно переходит в острую уверенность - что вся наша российская история кишмя кишит личностями странными, загадочными, не просто неоднозначными, но...-15

#домикняниПушкина #АринаРодионовна #Гатчинскийрайон #Кобрино #памятникипоставленныеЗадорновым #альтернативнаяистория #фкйковаядостопримечательность #абылалистарушка #кудасъездитьизПитера #подПетербургом #рупоррусскойсловестности #насобманывают #русскояпонскаяистория #Пушкининяня #няняпушкина #культура #литература #интересноекино