Найти тему

Что такое деятельность сама по себе? И причём тут активность сознания?

Дорогой заинтересованный искатель света, знаний, жизни, основная наша деятельность связана с познанием и теоретическим исследованием реальности. И мы не можем пропускать рассмотрение гносеологических вопросов познания, иногда уделяем им внимание, ибо это помогает настраиваться нам на общий познавательный путь. И вот мы с вами решили вдруг, что познавательная деятельность, да и любая другая деятельность, является выражением сознания. Замечательно, теперь, всё-таки, подумаем над тем, что такое деятельность сама по себе. Какие главные человеческие виды деятельности выделяются?

Чтобы ответить приемлемым для нас образом на вопрос: что такое деятельность, попробуем в обобщённом виде обратиться к информационным ресурсам, как философии, так и обществознания, и психологии. Первым делом обозначим следующее: «Любая деятельность человека требует волевых усилий для своей реализации. Волевые усилия нужны не только для познания окружающего мира, но и для самоформирования человека и в ещё большей степени – для преобразования мира и человека».[1] Сразу возникает проблема воли, её связи с сознанием. Указанную связь мы будем рассматривать позднее, сейчас отметим, что без волевых усилий нет, как познавательной деятельности, так и, по большому счёту, управления по преобразованию мира человеком.

Вместе с тем, деятельность всегда сознательна, информационно обусловленная, а человек может выполнять целесообразную деятельность (со знанием дела) и не очень. Ведь при отсутствии знания человек ведёт во многом бесплановую деятельность. Дальше, что касается человека, «именно сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать своё отношение к этому миру, регулировать свою деятельность».[2] Определённо, имеется тесная связь между регуляцией и управлением. И самое главное, скорее всего, что в основе человеческой деятельности, будь то познание или управление, лежит – ментальное сознание.

Само по себе слово «деятельность» подразумевает под собой некоторую активность. Так, например, активность (согласно словарям) – это «энергичная деятельность». И вот, «человек как активно действующее существо реализует свою активность в трёх основных формах: поведение, деятельность и общение. Поведение представляет собой форму активности, направленную на приспособление к обстоятельствам. Общение представлено процессами коммуникации, посредством которых осуществляется обмен информацией. Деятельность имеет направленность на преобразование обстоятельств в соответствии с поставленными целями, на внесение нового в разные формы и виды активности».[3] В целом, можно сказать, что деятельность – целенаправленная активность. В человеческой деятельности в качестве «носителя цели» выступает – мысль. За счёт мыслительной активности появляется соответствующая деятельность человека. Но в более широком смысле, если присутствует некоторая степень воли, то будет и активность в той или иной мере выражения воли.

Познание как процесс означает путь к знанию, благодаря познавательной активности человек приобретает знания, которые ему нужны для достижения поставленных целей. А нам говорят, что «управление – процесс планирования, организации, координации, анализа, контроля и принятия управленческих решений, необходимых для достижения целей организации».[4] Другими словами, познание как бы обслуживает процесс управления, либо управление и познание – встречные друг другу процессы. Но без воли и знаний нет управления. Для осуществления своей деятельности человек заинтересован в знаниях. Знания вырабатываются в ходе процесса информационного обмена. В свою очередь, сама деятельность связана с аспектом сознания и активностью сознания. В результате можно утверждать, что деятельность строится на основе имеющегося информационного обмена. И не только знания мы получаем в режиме обмена информацией, тем самым познаём мир, процесс управления во многом считается информационным процессом, так как производится он посредством активности сознания.

А давайте зададим вопрос: «Почему активность сознания определяет деятельность?». И здесь мы кое-что вспомним для себя. «Познание – это процесс, происходящий в сознании, а сознание наполняется содержанием посредством познания».[5] Очень хорошо, в результате познания сознание наполняется знаниями. Что дальше? Однажды мы заметили, что тому или иному типу (уровню) сознания соответствует и свой способ (форма) познания. Наверное, без познания не осуществлялась бы никакая деятельность, тем более управленческая. Между тем, если познание – это путь к знанию, то сознание означает совместное действие или взаимодействие в системе, ведущее к цели. Здесь отмечается указание на информационный обмен. А мы понятие «сознание» условно соединили с понятием «метод», хотя его нельзя выделить из общего информационного обмена. Сознание - это такой метод, который ведёт к цели посредством совместного действия (взаимодействия). А деятельность – проявление сознания. И чего? Просто читаем: «Деятельность – это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами людей (работа по дому, по хозяйству, профессиональная деятельность)».[6]

В продолжение темы несколько затронем психологическую интерпретацию понятия «деятельность», а затем его же раскроем с позиции естествознания, что будет довольно интересно. «Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. XX века».[7] Что в этой теории есть для нас из разряда важных сведений? Оказывается, деятельность имеет иерархические уровни в своём строении. Так, основная единица деятельности – это действие, в свою очередь, действие есть процесс, направленный на реализацию цели. Однако цель всегда сознательна.[8] В итоге «деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)».[9] Опять отсылка к активному сознанию?

Пожалуй, к психологической теории деятельности мы ещё вернёмся, сейчас снова всплывает уже знакомый нам постулат: жизнь – это энергия. А что такое? Ну, ничего особенного, просто цитируем: «Слово «энергия» в переводе с греческого языка означает действие, деятельность».[10] Вот тебе раз, деятельность то не совсем обычная активность, она связана с энергией! А если мы начнём рассуждать об энергии сознания? Тогда снова придём к понятию «информационный обмен», тесно связанным с энергетическим обменом, между прочим. Помните, сознание – основной признак жизни? А нами было озвучено, между прочим, то, что жизнь – это деятельность! Ну и как это всё понимать?

Ничего не остаётся делать, как рассматривать жизнь ещё и с точки зрения аспекта сознания. Жизнь – это движение, оно (это движение) в случае сознания рассматривается как взаимодействие. В данном контексте всякая жизнь – это сознание, не важно, в какой форме жизнь проявляется, в растении ли, в животном или человеке. Есть энергия жизни, которую живая система должна принимать для своей жизнедеятельности, иначе никак. Следовательно, низшие уровни живых систем подчинены сознанию высших уровней живых систем. Это как? Дело в том, что познавать мир могут все живые существа, но за процессом познания всегда стоит процесс управления! Ребята, нами управляют через наше сознание! Но эффективность и продуктивность процессов познания и управления зависят от уровня активности сознания, его информационных возможностей, как мы предполагаем. В общем, любая деятельность – это активность, которая обуславливается активным сознанием. В свою очередь, без фактора воли ни о какой активности говорить не следует.

[1] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 24

[2] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 225

[3] Философия : учебное пособие (для бакалавров и магистрантов нефилософских направлений подготовки) / подготовили: Н.А. Балаклеец, В.И. Белозерцев, Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А. Гильмутдинова, Р.В. Леушкин, Г. Ф. Миронов, Е. Ш. Ташлинская, В.Т. Фаритов. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. С. 6

[4] Теория управления: учебное пособие / О.В. Симагина, В.М. Матюнин, СИУ - филиал РАНХиГС - Новосибирск : изд-во СибАГС, 2014. С. 10

[5] Книгин. А.Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5

[6] Обществознание. Учеб. пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 т. Т.1: Человек и общество / М.М. Алдаганов, С. Н. Антонов, В.Я. Бурмистров и др.; Под ред. М.В. Пашкова и А.И. Стребкова. Изд. 2-е, испр. и доп.- Спб.: Островитянин, 2011. С. 79

[7] Введение в общую психологию: курс лекций / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. С. 107

[8] Введение в общую психологию: курс лекций / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. С. 110

[9] Введение в общую психологию: курс лекций / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. С. 112

[10] Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. С. 367