Мама в спорте

Поехали в лес, чтобы учить стихи Бунина, но в итоге написали сочинения

Собралась я детей ознакомить с лирикой Бунина, но зная, что они не увлечены поэзией, я решила сделать это необычно – в лесу.

Осень в этом году невероятно тëплая и солнечная, днём до 25-30 градусов на солнце. Конец сентября, а мы ещё в футболках ходим. У нас даже каштаны выпустили молодую листву и массово зацвели.

Вот такие каштаны в Орле в сентябре 2023.

Отличный лес есть прямо в черте города – Медведевский лес, но отправиться туда на маршрутке слишком просто, а нам же нужно приключение. Поэтому я решила повезти детей куда-нибудь на электричке, ведь мы все так любим поезда.

Посмотрела я карту окрестностей Орла и расписание электричек в сторону Брянска, Курска, Тулы. Ближайший лес оказался на тульском направлении.

Вокзал, Максимилиан, Андриан, Лилиана.

5 остановок от Орла, платформа 368 километр, 18 км от нашего дома. По моему замыслу мы должны были побродить в дальнем лесу, посидеть на покрывале пикничком, облегчить мне рюкзак, съев часть еды, поучив стихи Бунина, а потом часа за два дойти до Медведевского леса – того самого, что в черте города, и через тот лес дойти до остановки маршрутки на окраине Орла и приехать домой.

Маршрут от одного леса до другого.

На вокзале Лилиана открыла для нас ранее незамеченное: оказывается на стенах вокзала есть новогодние плитки 1994 года!

В здании вокзала. Переход под путями.

Плитка на стене перехода.

Подходим к нашей электричке.

Едва зайдя в электричку, Лилиана жестом фокусника извлекла из кармана игральные карты и заявила, что в электричках положено играть в карты. Сыграли.

Лилиана раздался карты.

Играем.

За окном проплывали осенние пейзажи. Всё таки осень – самое яркое время года вот в такую предлистопадную пору.

Лилиана тоже фотографировала осень.

Золото за окном.

Пытались сделать общее фото.

Ехали мы 20 минут, а я всё опасалась проехать нашу станцию. Когда электричка остановилась, и дверь открылась, мы увидели, что наш последний вагон не доехал до платформы, и прыгать предстояло с приличной высоты на железнодорожную насыпь.

Дети на насыпи.

То-то в нашем вагоне было мало людей, и на этой остановке никто не выходил. Бывалые знали, что платформа здесь короткая.

Я с Андрюшей на руках прыгнула первая, за мной следом Лиля, я ей передала Андрюшу и стала ловить Макса, который боялся прыгать.

А тем временем люди, сошедшие нормально на платформу, уже спускались с неё по ступеням, чтобы скрыться в кустах, и я стала бояться, что электричка тронется.

Люди, идущие в деревню.

Мои ноги ехали вниз по осыпающемуся щебню, низ вагона был в районе моей головы. Макс на нижней ступени попытался сесть на корточки, чтобы дотянуться руками до меня. Пришлось его стаскивать.

Дети чуть было не ринулись вдогонку за людьми, но нам нужно было в другую сторону.

Эти рельсы нам предстоит перейти.

Когда, мы перешли рельсы и спустились с другой стороны платформы, стало очевидно, что идти в настолько дремучий лес, да ещё и утром, можно только в резиновых сапогах. На самом деле я так и хотела сделать, но выяснилось, что все сапоги, которые старшие дети носили весной, сейчас им малы, я вечером попыталась купить новые в ближайших магазинах, но нужных размеров не было.

Спускаемся в лес.

Переносить поход я не стала, посчитав, что если дети промочат ноги, то это пойдёт в их копилку опыта, и они будут знать, что в лесу даже в недождливые дни могут понадобиться сапоги. У Андрюши сапоги были, но он страстно хотел идти в своих новых ботиночках с лампочками в подошве.

Лесная тропа.

Также при первых шагах по лесной тропке стало ясно, что стелить покрывало здесь нельзя, так как оно моментально промокнет. О такой вероятности я думала и взяла бы туристические непромокаемые коврики, но они у меня слишком габаритные и занимают много места, надо бы прикупить что-то компактное.

Углубиться в лес было невозможно, лес этот оказался совершенно непроходимым.

Луг.

Дремучий лес сменился не менее дремучим лугом или полем, трáвы там были местами мне до груди. И всё было ужасно рóсным, мои кросовки в местах тканых вставок промокли, у детей кроссовки из кожзама, и я надеялась, что дети не промочат ноги.

В лесу.

В итоге не промочила только Лиля, которая спокойно шла по тропкам, Макса мотало туда-сюда, а Андрюше всё было интересно, он целенаправленно лез в дебри, а с учëтом его роста, для него всё – дебри, и ноги он подмочил основательно, почти до самого пояса, предвидя такой расклад, я взяла комплект одежды для переодевания, но когда мы позже вышли на сухую широкую дорогу, солнце поднялось высоко, стало жарко, и одежда как-то быстро подсохла.

Наше местоположение с предыдущего фото.

Поле вновь сменилось лесом, на дорожке, по которой мы шли, виднелись фрагменты асфальта. Мы шли по краю леса, судя по карте, совсем рядом с нами была река, но мы видели лишь непролазную чащобу.

Ока.

Лиля первая заметила тропку через чащобу. По крутому берегу мы спустились к воде.

Примерно здесь мы спустились к реке.

Ока в этом месте довольно узкая, на ней были какие-то заросшие травой островки – очень живописно.

Ока.

В воде совсем рядом кто-то плескался, мы видели расходящиеся круги и слышали всплески, но не видели никого. Может это были лягушки, других предположений у меня нет.

Я и Андрюша.

Андриан, Лилиана, Максимилиан.

От реки мы поднялись то ли к деревне, то ли к дачному посëлку.

Вышли к деревне.

С одной стороны от нас был лес, а с другой – домики, некоторые весьма живописные, заросшие каким-то вьющимся растением.

Наверно дачи.

Дачи.

В лесу мы увидели симпатичную поляну среди сосен, к которым были приделаны скамейки.

Сосны.

Тут мы и расположились на привал. Есть на свежем воздухе всегда особенно вкусно.

Привал.

С собой мы взяли свежие огурцы, я даже специально ради такого случая накануне сходила не в магазин, как обычно, а на стихийный рыночек, где купила у бабулек огурцов с огорода, они существенно вкуснее магазинных, даже если тепличные, но говорят, что сейчас по такой погоде и в открытом грунте немного есть огурцов.

На привале.

Соль я насыпала в спичечный коробок, как в моëм детстве. Дети оценили, им это показалось необычным. Ещё я взяла мясных чипсов, это продукция нашего местного производителя, свинина со специями, нарезанная тонкими ломтиками и высушенная. Часто беру их в дорогу, они хорошо хранятся и очень вкусные. Также я взяла хлеб, печенье, яблоки, охотничьи колбаски и детские ягодные пюре в пакетиках.

Хорошо мы сидели, но, видимо, очень нервировали местных собак, которые кружили недалеко. Старшие дети напрягались, бесстрашный младший хотел идти общаться с собаками. Тут уж не до стихов было. Пришлось преждевременно отправляться в дальнейший путь.

Через лесополосу.

А путь пролегал по грунтовой дороге, окружëнной деревьями. Красота невероятная! Собаки остались позади, дети расслабились, развеселились, устроили пляски под песню "Грибочки", которую Лиля включила в телефоне.

Дети танцуют.

Потом с одной стороны от нас лесополоса сменилась бетонным забором с колючей проволокой, стало не по себе, очарование прогулки ушло. Когда забор окончился, навигатор показал, что нам нужно сделать крюк, уйдя направо, а потом снова вернуться и продолжить идти параллельно железной дороге.

Наш маршрут.

Мне это показалось странным, ведь перед нами продолжалась прекрасная дорога, выложенная бетонными плитами. Правда с обеих сторон от неё были бетонные поля с какими-то кучами, похожими на перегной, также были кучи песка.

Бетонная дорога, окружëнная бетонными полями.

И пришëл запах. Нет, вот так – ЗАПАХ!

Лиля сказала: "Фу, ну и вонь!".

Макс сказал: "Чем это тут так неприятно пахнет?".

Андрюша зажал себе пальцами нос, высунул язык, второй рукой схватил себя за горло, изображая удушье и с показными хрипами и криками: "Фу – бе!" стал тащить нас скорее вперëд.

Наше местоположение на бетонной дороге.

Я подумала, что возможно здесь находятся городские очистные сооружения, хотя их запах я представляла себе несколько иначе. На карте значилось, что мы проходим Орловскую станцию аэрации. Тут же я прочитала в Википедии, что аэрация – это насыщение воды кислородом, и "аэрация является основой процесса очистки стоков в биологических очистных сооружениях". Но при чëм здесь кучи перегноя на бетонных полях? Или это не перегной? Почитала ещё: "В сельском хозяйстве аэрацией называется разрыхление земли специальными средствами — аэраторами — для того, чтобы обеспечить доступ кислорода к корням растений".

Но разбираться в этом вопросе было некогда, потому что замечательная бетонная дорога закончилась, уперевшись в непролазные дебри. Дебрей мы в нашей жизни повидать и облазить успели не мало, и ни разу нам не встречались такие, в которые совсем нельзя было бы пролесть. Тут было нельзя.

Пришлось идти направо, перпендикулярно железной дороге, там было продолжение бетонной дороги. Чуть пройдя мы увидели грунтовку в нужном нам направлении и сошли с бетонки. Но эта грунтовка оказалась местом разворота машин.

Лиля размышляет пролезем или нет.

Мы снова упëрлись в стену бурелома, сквозь которую удалось разглядеть, что мы стоим на насыпи, а внизу и впереди на расстоянии буквально метров двадцати пролегает трасса, где изредка проезжают автомобили.

Бурелом у дороги.

Дочь была уверена, что без пацанов мы бы пролезли, и в глазах её горела жажда приключений. Но пришлось развернуться и идти назад.

Когда мы вышли на трассу, выяснилось, что прогулочной зоны больше нет, и широкой обочины тоже нет. До города оставалось около 5 км.

Машины были редки, но всё же раз в 5-10 минут они проезжали, в том числе и большегрузы. Андрюшу пришлось крепко держать за руку, что ему не понравилось. Макса также нужно было придерживать, чтобы его не мотыляло по дороге, но идти рядом было сложно, слишком уж узкой была и дорога, и обочина. Когда приближались машины, мы останавливались и вжимались спинами в кусты. Стало очевидно, что наш поход придëтся прекратить.

Дети внезапно устали, Андрюша сообщил, что больше не может идти. Немудрено – наше путешествие по пересечëнной местности длилось уже два с половиной часа, пройдено по данным шагомера около 8 километров.

Показались жилые дома и скамейка у дороги. Мы сели, перекусили и стали решать, что делать дальше: идти всё же до города или искать дачный автобус.

Остановка дачного автобуса.

И тут к нам подошли две женщины лет 60-70, выяснилось, что скамейка – это остановка дачного автобуса. Женщины потребовали "уступить бабушкам место". Я сказала, что скамейка длинная, мы подвинемся, и все поместимся. И мы подвинулись. Одна из пришедших села, вторая стала выговаривать, что детям полезно ходить. Я ответила, что эти дети идут уже почти три часа и устали. "Им полезно!" – Продолжала отчитывать меня бабка. Ещё она сказала, что автобус будет через полчаса. Лиля предложила продолжить идти в город пешком, Макс поддержал, Андрюшу пришлось взять на руки, потому что он возражал и не хотел уходить со скамейки. Мы пошли.

Фото в пути.

Бабки вслед нам стали говорить, чтобы оставались сидеть, ведь до города далеко, я ответила, что ходить же полезно.

А время-то уже поджимало, после обеда у старших детей тренировки.

Мы не дошли до города около двух километров, всё же сели в автобус, и у Медведевского леса выходить не стали, в городе пересели на маршрутку и вернулись домой. В городской лес отправимся в другой раз.

А потом дети написали сочинения про наш поход, с ними вы можете ознакомиться на канале "Макс класс", который ведёт мой 10-летний сын.

Сочинения в письменном виде заняли около 4 страниц у каждого. Лилиана сделала лишь две орфографических ошибки в написании причастий с "не", но она это ещё не проходила, у Макса ошибок было больше, но и изучал он в школе ещё мало по сравнению с сестрой. С пунктуацией у Макса совсем плохо, Лилианы лучше, но тоже очень много было пропущено запятых. В целом я довольна результатом. Поначалу Лилиана не хотела писать сочинение, но учить стихи Бунина она не хотела ещё больше, поэтому выбрала сочинение, Макс, кстати, тоже сказал, что лучше написать, чем стих учить. При этом у них у обоих хорошая память и стихи учат быстро.

А стих-то ведь у Бунина есть очень подходящий и к погоде, и к нашей прогулке, особенно к Максу, ведь ему как раз 10 лет:

Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжëлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.