В конце статьи дам ссылки на списки стихотворных текстов и коротких произведений для итогового сочинения.
Задача любого преподавателя объяснить ребёнку, как писать сочинение, обратить внимание на ошибки ученика, разобрать их и дать рекомендации, однако не стоит забывать, что не все мы от природы хорошие писатели, что не всем нравится читать произведения из школьной программы, и это тоже нормально.
Возможно, ребёнок хорош в математике или музыке, возможно, в спорте, а возможно, и вовсе пока не открыл в себе особые таланты. Мы можем лишь упростить путь ребёнка, направить его и помочь ему достичь определённого уровня навыков.
Поэтому при написании итогового сочинения не стоит от всех требовать ошеломительных результатов, в первую очередь стоит предложить ребёнку немного упростить работу и сделать её интереснее конкретно для него. Для начала разберёмся со списком литературы.
Ниже дам небольшие рекомендации:
- Самое важное — выбирать для анализа произведения, которые хоть как-то интересны ребёнку, в которых он разбирается и которые нравятся ему. Кто-то в 17-18 лет в восторге от "Тихого Дона", кому-то интересно читать "Записки врача" Булгакова, кому-то вообще сложно даётся классика.
- Если ученик не хочет (или не может) читать объёмные тексты вроде "Войны и мира" только ради сочинения, можно предложить ему список коротких рассказов, в которых поднимаются важные нравственные проблемы.
- Стоит как минимум рассказать ребёнку о том, что в качестве примера можно использовать и публицистику. Сталкиваюсь с тем, что многим детям неинтересна классика. Тут споров много: заставлять читать или нет. Что-то из серии "вот нас заставляли, мы всё читали". Но вспомните о том, много ли радости чтение из-под палки вам приносило? Помните ли вы что-то из тех произведений? Возможно, в данный период жизни ваш ученик больше склонен к восприятию публицистического стиля. Начать можно с "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёва. К классике многие возвращаются уже в более взрослом возрасте.
- Ещё одна идея — не ограничивать учеников прозой, а давать им для разбора и лирику. Стихотворные тексты анализируются наравне с прозаическими, а сочинение становится намного живее, особенно если процитировать пару строк. Кстати, как показала практика, многим ученикам нравится читать стихотворения, некоторые из текстов особенно задевают ребят. В стихотворениях часто присутствует яркость, эмоции и лаконичность — то, что цепляет подростка.