Очень хочется закрыть глаза! Сделать вид, что ничего этого не было! Как же так? Неужели можно распродать Эрмитаж? Отдать Боттичелли? Тициана?
О некоторых страницах истории говорить надо, даже если очень больно. Чтобы подобное больше не повторялось. Поэтому сегодня вспоминаем распродажу шедевров Эрмитажа в 1929-1934 годах. «По ночам к подъезду Эрмитажа подъезжал воронок, точно такой же как те, в которых увозили людей. Тех, кто его видел, охватывало привычное чувство оцепенения и ужаса. Но на этот раз чёрный автомобиль приезжал не за людьми, а за… картинами».
Что именно так забирали из Эрмитажа?
Всего из коллекции музея было отобрано на продажу 2880 картин, 59 из которых - шедевры мирового значения, причем некоторые из них находились в собрании музея со времени Екатерины Великой.
Небольшая часть полотен из этого списка так и не нашла покупателей, но все же 50 важнейших шедевров было продано. Среди них были работы крупневших мастеров эпохи Возрождения, ключевых художников для истории искусств - Тициана, Рафаэля, Боттичелли, Перуджино и Веронезе.
Эрмитаж навсегда потерял две работы Рафаэля. "Святой Георгий и дракон" была приобретена ещё Екатериной ІІ. А прекрасная "Мадонна Альба" является одной из самых известных мадонн Рафаэля римского периода. Их продали американскую миллионеру и политику Эндрю Меллону и теперь они хранятся в Национальной галерее в Вашингтоне.
Ещё одна большая потеря - "Поклонение Волхвов" Боттичелли. В коллекции Эрмитажа остались две второстепенные небольшие работы мастера, которые, конечно, не дают полного представления о величии его творчества.
Невероятная "Венера перед зеркалом" Тициана тоже когда-то находилась в коллекции музея. Это была поздняя работа Тициана, он её очень любил и хранил её у себя до самой смерти. Её приобрел Николай I в 1850 году, а уже в 1931 она оказалась в той же Национальной галерее в Вашингтоне.
Но самое страшное, что в 1931 году советская сторона предложила Меллону купить двух эрмитажных Мадонн Леонардо да Винчи и заодно "Юдифь" Джорджоне за $3,5 млн. В сопроводительной записке было сказано: "Единственно ценное, что осталось, это Джорджоне и два Леонардо".
К счастью, Меллон в 1932 году ушел с поста министерства финансов США и потерпел крах на Уолл-Стрит, в связи с чем прекратил покупать картины - Леонардо остался в Эрмитаже.
И всё-таки в Эрмитаже осталось немало богатств и сегодня все их можно увидеть: и Тициана, и Рафаэля, и Джорджоне, и Леонардо!
Рассказываем об искусстве и культурных событиях Санкт-Петербурга у нас в блоге. Подписывайтесь и следите за новыми публикациями!
BigCity.Art — это увлекательные встречи об искусстве для новичков и тех, кто уже в теме. Мы знакомим с миром культуры на арт-бранчах, арт-ужинах и экскурсиях. Узнать о нас больше можно по ссылке https://bigcityart.art/, чтобы с комфортом расширить собственную картину мира и получить новые впечатления!