12 подписчиков

Марксизм и государство

Марксизм, идеология, которая была разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 19-м веке, основана на материалистическом и диалектическом подходе к обществу. По мнению марксизма, общество разделено на два класса - буржуазию (владельцев средств производства) и пролетариат (рабочих).

В марксистской концепции государство является инструментом, созданным буржуазией, чтобы поддерживать свои интересы и контролировать пролетариат. Государство, согласно марксизму, служит для подавления классовых противоречий, предотвращения революций и сохранения капиталистического строя.

Марксисты утверждают, что государство осуществляет определенные функции, которые в конечном итоге служат интересам буржуазии. Это включает в себя обеспечение порядка и безопасности, создание и поддержание юридической системы, управление экономикой, заботу о социальном благополучии и т.д.

Однако марксизм также указывает на неизбежность изменения общественных отношений и свержения капиталистического строя пролетариатом. Маркс и Энгельс предсказывали, что после революции пролетариат создаст диктатуру пролетариата - временное государственное устройство, которое будет работать на благо рабочих и постепенно приводить к коммунистическому обществу без классов и государства.

В итоге, марксизм и государство взаимосвязаны в контексте классовой борьбы и смены общественно-экономических формаций. Марксисты стремятся к уничтожению капиталистического государства и его замене на диктатуру пролетариата, которая должна быть временным явлением на пути к коммунизму.

Происхождение государства, по Марксу и Энгельсу, обусловлено образованием антагонистических классов. «Родовой строй, — пи­сал Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», — был взорван разделением труда и его последст­вием — расколом общества на классы. Он был заменен госу­дарством». Оно — результат внутреннего социального развития и непримиримости классовых противоречий, сила, стоящая над обще­ством и умиряющая столкновения классовых интересов. Господ­ствующий класс складывается из представителей новой «аристок­ратии богатства», оттесняющей на задний план старую родовую знать.

Признаки государства: «по сравнению со старой родовой органи­зацией, — писал Энгельс, — государство отличается: первое — разде­лением подданных государства по территориальным делениям... вторая отличительная черта — учреждение публичной власти...». Ее отличие от общественной власти, во-первых, в классовом ха­рактере; во-вторых, она обособлена, отделена от народа; в-третьих, она «состоит не только из вооруженных людей, но и из веществен­ных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству»; в-четвер­тых, для содержания аппарата принуждения и управления, не при­нимающего участия в производстве материальных благ, «для содер­жания этой публичной власти необходимы взносы граждан — на­логи»; в-пятых, обладая властью и правом взыскания налогов, особая группа лиц, особый аппарат управления и принуждения ста­новится, как орган общества, над обществом. Непосредственным воплощением, особой организацией этой власти и есть государство. Сущность государства, объясняли основоположники марксизма, это — общественный институт, с помощью которого экономически господствующий класс становится также политически господству­ющим, приобретая тем самым новые средства для реализации сво­их классово-исторических задач. По их мнению, любое эксплуа­таторское государство «во все типичные периоды является государ­ством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплу­атируемого класса». Оно выступает как политическая организация господствующих классов, служащая для удержания в повиновении эксплуатируемого большинства. Такая сущность государства сохра­няется у всех исторических типов государственности — рабо­владельческой, феодальной, капиталистической. Современное го­сударство, писал Маркс в «Капитале», — «совокупный капиталист общих дел». Или: «Современная государственная власть — это 274

только комитет, управляющий общими делами всего класса бур­жуазии».

К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что капитализм уже в середи­не XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между расту­щими производительными силами и тормозящими их рост капита­листическими отношениями, они считали пролетариат. Он «посред­ством насильственного ниспровержения буржуазии» осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрес­сивное общество без классов и политической власти. «Первым ша­гом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Пролетариат, ука­зывали основоположники марксизма, использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках пролетар­ского государства, быстрее увеличить сумму производительных сил, что сделает возможным переход к бесклассовому, коммунистичес­кому обществу.

Марксизм, идеология, которая была разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 19-м веке, основана на материалистическом и диалектическом подходе к обществу.

Политическая власть рабочего класса — диктатура пролетариата, были убеждены Маркс и Энгельс, — высший тип демократии, выража­ющей интересы и опирающейся на поддержку огромного большинства народа. Пролетарская демократия будет соответствовать историческо­му периоду социализма — первой фазе коммунистического общества. Примером и формой такой демократии они называли Парижскую коммуну 1871 г. Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свой­ственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирате­лями, выборность и сменяемость должностных лиц, соединение в Сове­те Коммуны законодательной и исполнительной функций и др.), Маркс писал, что «Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... она была, по сути дела, правительством рабочего класса... она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда». Маркс и Энгельс допускали возможность мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии, Франции и США, Энгельс в последние годы жизни писал о возможности использования рабо­чим классом представительных учреждений и всеобщего избиратель­ного права для борьбы против буржуазии.

Коммунизм, подготовленный социалистическими преобразова­ниями, были уверены основоположники марксизма, навсегда покон­чит с эксплуатацией, социальным, национальным и колониальным гнетом, кровавыми войнами. Социалистический принцип «каждому По труду» он сменит принципом распределения «по потребностям». При коммунизме отпадает надобность в праве и государстве.

Право защищает интересы господствующего класса от преступ­лений. Преступления, объясняется в марксизме, коренятся в мате­риальных условиях жизни индивидов. Преступления в капиталис­тическом обществе — это борьба индивида против существующих капиталистических отношений, отношений частной собственности и гнета. Существующая система законов и наказаний не учитывают этих обстоятельств.

Переход от капиталистического к социалистическому обществу, по Марксу и Энгельсу, — переход от одного классового типа права к другому, более высокому типу и отмирание права, т.к. отпадает на­добность в принудительной системе социальных норм. Отмирание права в будущем коммунистическом обществе не означает отказа этого общества от социального нормирования. Но оно станет всеоб­щим, гуманным, добровольным (со всеобщего согласия), основан­ным на принципах морали. Таким образом, отмирание права про-изводно от отмирания государства, политической власти.

Марксизм избежал судьбы других социалистических и комму­нистических доктрин, ставших достоянием узкого круга едино­мышленников. В XX в. он станет мощным идейным оружием ком­мунистов по переустройству мира.