7,2K подписчиков

ОКНО В ПАРИЖ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ.

За Завтраком. 1914 г.
За Завтраком. 1914 г.

Сегодня 19 сентября (1967) День памяти выдающейся художницы Серебряного века - Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.
Когда-то писала про нее статью на Дзене и для одного издания. Поскольку ее не поднимают, повторю, может, кому-то будет интересно.

ОКНО в ПАРИЖ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ.

Существует такая картина "За Завтраком" (в некоторых источниках "Завтрак") художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Серебрякова являлась одной из первых признанных профессиональных женщин-художниц серебряного века.

Картина "Завтрак" (За Завтраком) написана в 1914 году. На ней изображены трое чудесных, симпатичных, с любовью написанных детей за обеденным столом с тисненой белоснежной скатертью, и видны заботливые руки, очевидно, матери или бабушки, возможно и няни, разливающей бульон. Дети повернулись в полоборота как бы к фотографу, в данном случае к художнику. На столе на вид скромная обеденная с голубым орнаментом посуда, на самом деле - чуть ли ни кузнецовский фарфор. Из еды: бульон или жидкая куриная лапша, три круглых пышных булочки-сайки, соль, сахар, печенье, графин, думаю, что с водой, наверняка водку бы на детский стол не поставили, и глинянный желтый кувшин с молоком.

Все созерцатели почему-то сразу обращают внимание на то, что детям разливают суп на завтрак, а не раскладывают какую-нибудь кашу. И даже странен такой вопрос. Ведь, во-первых, надо бы посмотреть на дату создания картины - 1914 год - начало Первой мировой войны. Суп - да потому что в войну были перебои с продуктами, голод, что есть в доме, то и подавали на стол. А, во-вторых, или это наоборот, во-первых, автор Зинаида Евгеньевна ответила на этот вопрос, написав, что в их семье были приняты европейские традиции - завтрак ранний до 10 утра, а затем второй завтрак - ланч после 12 по полудни, по сути дела это обед с супом, затем "файф-оклок"-полдник и вечером после 7 ч. - поздний обед, он же ужин. Вопрос исчерпан, если уж сама художница все объяснила.

Считается, что художники средневековья, о которых я ранее писала здесь, стали писать людей за трапезой, чтобы подчеркнуть социальное неравенство в обществе или показать какой-то тайный-посыл посредством продуктов. В России эта традиция продолжилась Перовым в "Чаепитии в Мытищах".

Борис Анатольевич Серебряков - супруг.
Борис Анатольевич Серебряков - супруг.

А Зинаида Евгеньевна Серебрякова скорее хотела передать уклад их семьи. Ведь они с мужем с таким трудом шли к своему браку и добились разрешения на брак. Она - католичка из рода Лансере и Бенуа, а муж ее Борис Анатольевич Серебряков - глубоко верующий православный человек. Он был инженером, не художником. Так мало того, они еще состояли в родстве, являясь двоюродным братом и сестрой. Родственные браки были в то время запрещены церковью в Российской Империи, хотя законы сплошь и рядом обходились, если брать царские семьи. Поженились Зинаида и Борис, преодолев все запреты, в сентябре 1905 года, обвенчавшись в родовой церкви в Нескучном. У пары родилось четверо здоровых детей, талантливых, несмотря на кровосмесительный брак, эти дети вероятно и изображены на картине (если судить по другим работам художницы).

За туалетом, 1909 г.
За туалетом, 1909 г.

Но прославилась Зинаида Евгеньевна не этой картиной, а автопортретом "За туалетным столом" или просто "За туалетом" 1909-1910 г, которая сейчас находится в Третьяковской Галерее, картину впервые показали на выставке "Мир Искусств" в 1910, после которой Зинаида Серебрякова проснулась знаменитой.
Кто не знает биографии художницы, кратко напомню. Родилась Зинаида Евгеньевна 10 декабря 1884 года в селе Нескучное (Белгородской, затем Курской губернии, Российской Империи), ныне Харьковская область. В семье Бенуа-Лансере. Отец ее Евгений Лансере был известным скульптором-анималистом. Мать Екатерина Николаевна Бенуа была художником-графиком, а отец ее Николай Бенуа был известным архитектором. По окончании гимназии в 1900 году Зинаида Лансере поступила в художественную школу, основанную Марией Клавдиевной Тенишевой. Затем училась у художника-портретиста О.Э. Браза. После замужества в 1905-06 гг училась в Париже, в Академии де ла Гранд Шамьер. Затем много работала и училась в Петербурге. Во времена революции переехала в Нескучный. Затем переехала в Харьков, здесь в 1919 г, на съемной кратире умер ее муж Борис от сыпного тифа. Зинаида Евгеньевна осталась с больной матерью и 4-мя детьми на руках. Но нашла работу в Харьковском археологическом музее, много рисовала. Приблизительно в 1920 г переехала в Петроград, проживала в своей дореволюционной квартире, уплотненной актерами МХАТ, писала много работ из театральной жизни, даже ее картины выставлялись в Нью-Йорке в 1924.

В 1924 году для Зинаиды Серебряковой вдруг открылось "окно в Париж", она получила хороший заказ в Париже на создание большого декоративного панно. Кроме того, она решила брать заказы на портреты и какие-то другие работы. Надеялась очень заработать денег, чтобы вылезти из скудного существования, и вернуться в Россию. Но заказы плохо оплачивались, многое она рисовала за бесценок, а иногда и вообще бесплатно, чтобы ее имя не забыли. Встречались и просто подлые заказчики, которые забраковывали какую-то малозначительную деталь на картине и не оплачивали заказ, а затем рушили репутацию художницы в своем ближайшем окружении. Короче говоря, заработать денег Серебряковой не удалось. Но беда еще и в том, что дети подрастали в России без матери, а где и как история умалчивает. В репрессивных 1930-х гг о возвращении не было и речи. Чуть позже удалось переправить двух детей Александра и Екатерину за границу. В 1932 г Зинаида работала в Марокко. Во время Второй Мировой войны о возвращении тоже можно было и не мечтать. Все это время Зинаида Евгеньевна жила по Нансеновскому паспорту, а в 1947 получила французское гражданство. Таким образом закрыловь "окно" из Парижа на Родину.
В 1960 г,, во времена хрущевской оттепели, Зинаиду Евгеньевну во Франции посещала дочь Татьяна Борисовна. В 1966 году проходили большие выставки Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве. Но по состоянию здоровья художница уже не смогла приехать на Родину.

Скончалась Зинаида Евгеньевна Серебрякова 19 сентября 1967 года от инсульта, в 82 года, и нашла свой последний приют на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Зинаида Серебрякова с детьми.
Зинаида Серебрякова с детьми.

Все ее дети так или иначе были связаны с искуссивом и уже скончались. Евгений Борисович был архитектором, восстанавливал Петергоф. Александр Борисович работал дизайнером интерьеров музеев, магазинов, особняков. Татьяна Борисовна - театральный художник, заслуженный художник РСФСР. Екатерина Борисовна - художник, основатель фонда Серебряковой во Франции.

Алена Л (С).