«В футбол нужно играть головой» Йохан Кройфф.


Если задуматься, то великий Кройфф внёс неоценимый вклад в понимание футбола, как концепции пространства и времени. Многие детские тренеры с раннего возраста зубрят с детьми комбинации под определенными номерами ради достижения результата. Но поможет ли им это понять суть игры-вопрос риторический. Как говорит Хави: не нужно учить игрока менять позицию, нужно учить его понимать игру. Сделать это детскому тренеру,как вы понимаете,гораздо сложнее,чем отмуштровать три комбинации.
Сложность в первую очередь заключается в умении подобрать средства и методы тренировки для работы с мозгом.
Сегодня мы познакомим вас с 5 базовыми принципами Мишеля Брюнинкса, автора B&M Method, основанного на изучении и постоянном задействовании головного мозга человека. Вместе со своим коллегой Дирком Гюселинксом они разработали новые методы тренировок, о которых готовы говорить часами. В одном из интервью тренер молодёжной сборной Казахстана рассказывал,как познакомился с Брюнинксом на семинаре в Минске, а потом попросил о личной встрече для пары вопросов,которая затянулась до часа ночи.

Итак, 5 рабочих принципов каждой тренировки от Мишеля и Дирка:
1. Атмосфера на тренировках.
Хорошая атмосфера на тренировках даёт возможность раскрепоститься и показать ребёнку всё,на что способен. Положительные эмоции -основа эффективного обучения. Если ребёнок эмоционально уравновешен, то он внимателен, сконцентрирован и сохраняет мотивацию тренироваться.

2. Концентрация внимания не на тренере, а между партнёрами по команде.
Для этого Мишель использует различные игровые схемы в упражнениях, где дети, сообща добиваются правильного выполнения. Такого рода упражнения лежат в основе современного футбола и являются ключом успеха в понимании пространства и времени. В одной из статей английский тренер, пытавшийся разобраться в отличиях к подходу к детскому футболу в Испании и Англии, указал данный фактор одной из основных причин успеха испанцев, прямо заявив, что уровень компетентности испанских тренеров выше.
Каждый думающий тренер подсознательно понимает, что упражнения помимо механического должны носить и интеллектуальный характер, они должны заставлять ребёнка постоянно думать, быстро переключать внимание, сканировать пространство, общаться с партнёрами, сохранять концентрацию внимания и проявлять творчество. Шаблонные многоповторные упражнения необходимы для обучения техническим элементам, но дальше мы должны синхронизировать действия детей, научить пониманию,как правильно взаимодействовать в различных размерах пространства и времени, позволив им при этом импровизировать. Смысл заданий строится не на единоборствах, а на взаимодействии! Огромным плюсом при таком подходе является отсутствие конкуренции, которая приводит к стрессу и выработке кортизона в организме, который препятствует работе нейронных связей. Таким образом дети учатся работать вместе, сообща, самостоятельно решая возникающие ошибки и испытывая удовлетворение от своей работы.

3.Увеличение использования различных органов чувств в тренировочном процессе.
Мишель и Дирк считают, что здесь нужно работать по принципу "чем больше, темлучше" (слуховая,зрительная, тактильная-тренируются босиком), НО следить за переизбытком информации,что так же может привести к стрессу. При наличии желания у тренера всё это легко интегрировать в тренировочный процесс: подача команд во время выполнения упражнения, подъём фишек или манишек разного цвета, индикация на планшетах...)

4. Творчество.
Лично для меня это один из главнейших компонентов - хочется видеть яркие, креативные, умные, самостоятельные решения игроков на поле, а не чёткое следование инструкциям или постоянному подсказу! Без рутины и однообразности при обучении техническим умениям не обойтись, повторения необходимы для обучения новым двигательным навыкам, но дальше мы должны предоставить детям свободу выбора в упражнениях, развивая способность быстро и рассудительно принимать решения, сохраняя максимальное внимание и концентрацию! При этом в организме вырабатывается допамин, без которого игроки становятся медленными, скованными, ленивыми и спокойными.

5. Логическая линия.
Другими словами, это принцип последовательности - продолжай выстраивать новое, основываясь на освоенном учебном материале. Мы должны вносить разнообразие в стандартные ситуации различными вариациями, двигаясь от простого к сложному, добавляя различные технические элементы. Мы должны прийти к тому, что отрабатываемые упражнения будут состоять из уже знакомых рабочих форм, будут узнаваемы детьми и не вызовут у них сложности выполнения. По аналогии с подводящими упражнениями мы даём спустя год основное.

Мишель Брюнинкс в заключении своего метода говорит следующее: в результате мы обучаем головной мозг футболу, что делает игру разнообразной, высоко техничной и умной. Мы гарантируем, что каждый матч станет новым спектаклем, в котором коллективный поиск решения приведет в восторгу болельщиков и укрепит наши человеческие ценности. Это приведёт к уменьшению агрессии травматизма на поле (знакомо,да?), а так же будет иметь большое влияние на психическое здоровье как игроков,так и болельщиков.