Найти тему
Московская беседка

Высокая правда

О фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» («Мосфильм», 1974)

Ох, товарищи, держите вы меня,

Я от радости займусь как от огня,

Не осиной в сыром бору,

А соломою да на ветру.

Булат Окуджава ( "Возвращение", песня из фильма)

Сны ведь снятся неспроста,

На заре роса чиста,

Бродит по росе мечта.

Пусть она найдётся,

Явью обернётся мечта.

Н. Кончаловская ("Колыбельная", песня из фильма)

Писать о героях трудно. Снимать кино — еще труднее. Особенно в мирное время. Так и тянет впасть в излишний пафос или переборщить с патетикой. Но воспевать величие человека и его подвиги — такая же насущная потребность искусства, как стремление к высокому и прекрасному.

Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Фильм «Романс о влюбленных» разделен на две части, контрастные по форме и содержанию. Первая — героическая, яркая, но приходящая, вторая — обыденная, но живая и настоящая. Вся эстетика кино: цвет, музыка, речь, пейзажи — все делит пространство на две части. И хоть в первой части с пафосом явный перебор, то вторая в своей мудрости и глубине проникновения в тайны бытия не только уравновешивает первую, но естественностью и лаконизмом убеждает в своей истинности. Но обо всем по порядку.

Итак, часть первая, героическая. Любовь неземная. Уровня Ромео и Джульеты. Любовь, не знающая границ, не имеющая краев и, кажется, бесконечная. Ромео и Джульету автор упомянул неспроста — Шекспира и прочей высокой классики в фильме много.

Кадр из фильма. Таня - Елена Коренева, мать - Ия Саввина. Из свободных источников интернета
Кадр из фильма. Таня - Елена Коренева, мать - Ия Саввина. Из свободных источников интернета

На проводах в армию юная Джульета так же не в силах проститься с возлюбленным, как и пятьсот лет тому назад: «Прощай, прощай, а разойтись нет мочи»...

Таня любит Сергея до самозабвения, без остатка безоглядной юности, не заглядывая вперед, не рассуждая, купаясь в своем счастье. И утопая в горести расставания. Ее чувства на поверхности, они опьяняют, она не в силах скрывать их. Сергей более сдержан, он чувствует глубоко, сильно. Его любовь немногословна, и делает его сильнее, нежнее и отвественнее.

Сергей - Евгений Киндинов. Из свободных источников интернета
Сергей - Евгений Киндинов. Из свободных источников интернета

В первой части герои говорят высоким слогом трагедии — белым стихом. Трудно сказать однозначно, насколько уместен белый стих в антураже Москвы 70-х. Возможно, режиссер намеренно допускает легкое несоответствие картины времени и языка прошлого, чтобы показать экзотику столь сильных чувств, которая долго не живет. Слишком сильный накал страстей — такой пожар вспыхивает ярко, горит жарко, но угасает в одно мгновение. На таких оборотах долго не протянуть — просто не хватит на долгую жизнь. Не зря существует версия, что Шекспир умертвил главных героев, потому что не знал, что станется с их неземной любовью.

В армии происходит беда: во время стихийного бедствия Сергей пропадает без вести, его считают погибшим. Как новая Офелия, Таня не выдерживает горестной вести, едва не сходит с ума. Сильная сцена, где она бредет мимо горящих факелов с расширенными от ужаса глазами, почти безучастная к жизни, из которой вычеркнута невыносимой несправедливостью.

Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Ее боль выходит за рамки терпимости, Таня не справляется с таким грузом. Боль сменяется опустошением, наступает душевная смерть. Она потом так и скажет: та девушка умерла. Обилие смертей, пусть бескровных — тоже Шекспир. Сильные страсти, выходящие за рамки будничной жизни — и все-таки существующие.

А как же наш герой? Он дал слово вернуться — и вернулся. Победил смерть ради любви. Проявил неслыханное мужество, сражаясь со стихиями, зная, что не должен погибнуть, что его ждет любовь, что смерть должна отступить.

Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Смерть отступает, а что же любовь? А неземная любовь в образе земной девушки Тани тоже жаждет жизни. Впав в мрачное уныние, небытие, стараниями матери девушка постепенно оживает. Она просто не умеет быть несчастной. И новая любовь находит ее. Как Шекспировская Гертруда, не успев сносить башмаки, в которых мысленно похоронила возлюбленного, с каким-то радостным облегчением Таня выскакивает замуж.

О женщины, вам имя – вероломство!

Таня - Елена Коренева, Игорь - Александр Збруев. Из свободных источников интернета
Таня - Елена Коренева, Игорь - Александр Збруев. Из свободных источников интернета

Страшно подумать, во что бы превратился их брак...

А что же наш герой? Он возвращается. Он выжил. Недаром говорят, что сила духа творит с телом настоящие чудеса. «Морская гвардия не тонет». Что же ждет его дома? Умершая любимая девушка, а вместо нее — женщина, жена другого. Боли Сергея нет названия. Она бессмысленна и бесконечна.

Гениальная сцена возвращения и встречи с соседями, когда он терзает гитару и поет надрывную песню (браво Градскому и Окуджаве!), исполненную вроде бы радости, в которой больше боли и ошалелого отчаяния, производит огромное впечатление и, бесспорно, является самым сильным художественным впечатлением фильма. Колоссальная энергия Евгения Киндинова буквально наполняет зрительный зал невыносимым светом искаженной боли. Оскорбленная честь, отчаяние, отразившееся в широко распахнутых беспомощных глазах - неслыханная сила перевоплощения большого артиста. И вроде бы надо радоваться, что вернулся, а от такой радости хочется умереть.

Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Выходит, что Сергей всем только мешает. Выходит, что лучший выход — умереть. Герой умирает. Символически, хотя хоронят его всерьез.

Во второй части перед нами другой человек. Живой труп. Он живет, дышит, разговаривает, работает, но жизнь теряет краски и вкус. Становится черно-белой. Москва, наполнявшая кадры первой части высоким, чистым небом и прелестью старинных особнячков, превращается в черно-белую матрицу безликих новостроек.

В отличие от Тани, которая легко и быстро обрела утраченное счастье в новом браке, Сергей живет машинально. Он тоже пытается наладить свою жизнь, жениться, полюбить. Но в отличие от Тани, разуверился в себе. Потерял веру не только в людей, но и в себя. Смерть не проходит даром. Но он все же пытается бороться — здоровая натура берет верх. Он женится и клянется избраннице стать достойным ее любви и уважения. В этом ключевое отличие от образа Тани: он не просто подбирает свое счастье, он добивается его.

Люда - Ирина Купченко, Сережа - Евгений Киндинов. Из свободных источников интернета
Люда - Ирина Купченко, Сережа - Евгений Киндинов. Из свободных источников интернета

И счастье вновь приходит к нему. С рождением ребенка. Душа его обновляется, наполняется теплом и пониманием смысла происходящего. Он готов изменить мир — растить сад под окнами и украсить мир, лишенный красоты, внутренним светом, вернувшимся в его душу. Цвет возвращается в кадр. Жизнь возобновляет свой неспешный ход. Жизнь возвращается.

Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Очень сильная финальная сцена, где дом Сергея и Люды поднимается в небеса, и история их любви начинает свое бессмертие. Люда умеет любить. Она знает о большой несчастной любви мужа, и смотрит на это открыто и мужественно. Она принимает его таким, какой он есть — с разбитым сердцем, с израненной душой, с потухшим взором. Сильный образ самоотверженной женщины, умеющей любить. Умеющей не только брать, но и отдавать.

Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Надо возделывать свой сад - эта вольтеровская истина всегда актуальна. В какие бы времена не жили, сколько несчастий, разочарований не случалось — мы будем умирать и возрождаться к новой жизни, которую создаем себе сами. И старая истина, гениально сформулированная Вольтером и почти процитированная Сергеем в конце фильма, проступает вечной правдой жизни, высокой и неувядающей, как сад — маленькая вселенная счастья. Уже на этой земле.