"У меня не было ничего. Хочу, чтобы у моего ребенка было все" - услышала я однажды от соседки. Она и правда, не скупилась.
Десятки тысяч рублей тратила на игрушки, красивую одежду (стоит девочке ткнуть пальцем в витрину, как платье тут же покупалось), развивашки для дошколят.
В школу, надо заметить, девочка пошла в самую обычную, по прописке. Но мать тут же организовала ей изучение корейского и итальянского, игру на скрипке, конный спорт. Летом обязательно выезд к морю. День рождение отмечали шумно, в лучшем кафе.
Девочка все кружки и секции в скором времени бросала. Да и в школе дела шли плохо. Училась она на тройки. Тогда мать наняла ей репетиторов по всем предметам.
Такая история - не исключение из правил. Мы живем в эпоху детоцентризма.
Но детоцентризм так навяз на зубах, что молодое поколение, насмотревшись на имеющийся уклад жизни, вообще не хочет рожать детей.
Мне в комментариях писала женщина из Краснодара. Они с мужем получают по 30 000 рублей на двоих, львиную часть дохода тратят на репетиторство своих двух дочерей. Нет, они не готовятся к поступлению в МГУ. Они ходят во 2 и 3 класс.
К чему такие расходы? Родители хотят, чтобы дети хорошо учились. На школу надежд никаких. Время сейчас такое - на образовании нельзя экономить.
А знали ли вы, что в Китае репетиторство достигло невероятных масштабов, а затем было на законодательном уровне отменено? Причем, сделано это было "ради спасения нации".
В Китае людей - как в Краснодаре. Шучу. Но их, действительно, много. Конкуренция за рабочие места зашкаливает. Не выучился как следует - остался не у дел.
Но со временем повышенная нагрузка стала пагубно сказываться на детях. Они так уставали, что с трудом могли освоить даже простейший материал. Засыпали дома, не успев поужинать. Отказывались играть. Перестали смеяться и озорничать.
Откуда взялись толпы репетиторов? Это все - бывшие школьные учителя, которые увольнялись, так как на вольных хлебах им платили больше. Школа ощутила колоссальную нехватку кадров.
Еще одна неочевидная причина отказа от репетиторов - катастрофическое обнищание семей в связи с этой новой статьей расходов.
Причем, есть семьи, которые готовы материально вкладываться в своих детей. А есть те, у кого нет на это денег. Идет расслоение на бедных и богатых уже со школьной скамьи.
Дети, которых стращают ужасным завтра - превращаются в неврастеников, не спешат создавать семьи и рожать своих детей. Это совершенно не выгодно для государства.
Китай переживает демографический кризис. Если молодые пары откажутся рожать детей по той причине, что не в состоянии нанять им репетитора, страна неминуемо скатится в пропасть.
Тренд на конкуренцию среди детей силен так же в Японии и Южной Корее. Этим странам не мешало бы пересмотреть свои взгляды на образовательный процесс.
Теперь эту тенденцию подхватывают и в России...
Самое время вспомнить слова русского философа А.Зиновьева и вдуматься в их смысл:
Чрезмерное знание порождает заблуждение, умственный xaoc и в конечном счёте опустошение. Часто лучше не знать, чем знать. Лучше учиться понимать, чем копить знания. Знать надо необходимый минимум, понимать же надо максимально много.
Знание пассивно. Понимание активно.
Знание — то, что добыто другими. Понимание — то, что ты добываешь сам. Знание есть обладание, понимание — созидание. Понимание есть способность приобретать знания в случае надобности и освобождать голову от них после использования их.
"Иди на Голгофу. Исповедь верующего безбожника"
Что думаете?