Жизнь Айвазовского протекала в неустанном труде. Лёгкость воплощения живописных образов совершенно не исключала огромной работы.
В Феодосии у него был строго налаженный распорядок дня. С утра художник удалялся в свою мастерскую и работал до обеда. Он не знал длительных поисков сюжетов для картин. Перелистывая альбомные зарисовки, сделанные во время путешествий, он выбирал нужный ему сегодня лист, ставил чистый холст на мольберт и, если это была картина небольшого размера, к вечеру заканчивал её. Чаще дорожные зарисовки ему нужны были просто как намёк, как толчок для воображения, и, начиная картину, он не стремился к точному изображению местности, а скорее ставил себе задачей показать ее в каком-то определенном, запомнившимся ему состоянии.
В течение всей жизни Айвазовский пополнял запас впечатлений и в тиши феодосийской мастерской создавал по ним свои лучшие картины. После ученических лет Айвазовский почти не писал красками с натуры. Он обладал изумительной зрительной памятью, которая позволяла ему восстановить образы природы далеких, давно увиденных мест.
Сам Айвазовский так говорил по этому поводу:
"Человек, не одаренный памятью, сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Обдумывая картину, я не отвлекаю от неё моего внимания не только праздными разговорами, но даже и видом предметов посторонних, не выхожу на улицу, не смотрю ни на горизонт, ни на окрестную местность. Непременное условие моей мастерской - гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами. Удаление от местности, изображаемой на моей картине, заставляет лишь явственнее и живее выступать все ее подробности в моем воображении... Моё воображение сильнее воспримчивости действительных впечатлений" ("Русская старина", 1878).
Мастерская поражает своей неприхотливостью и своеобразием. Большая неправильной формы четырехугольная комната с единственным окном на пустынный двор. Стены темно-красного цвета тонули в полумраке. Вся обстановка мастерской состояла из двух мольбертов, несколько стульев, шкафа для материалов и небольшого столика у окна для кистей и красок.
Всю свою свою долгую жизнь Айвазовский провел в Феодосии. Он любил безбрежные просторы Черного моря и крымских степей, высокое небо над ними, любил плавную линию окрестных гор, любил нехитрый уклад жизни горожан. Много энергии положил на развитие и украшение города.
Айвазовский с ранней молодости связанный с военно-морским флотом, неоднократно обращался к изображению героических событий флота. Целый ряд его полотен посвящён славнейшим историческим победам русского флота при Наварине, Чесме, Синоне, бою брига "Меркурий" с турецким кораблями. Старые моряки говорили, что глядя на корабль Айвазовского, можно безошибочно определить, какую команду выполняют на судне в этот момент матросы. Оснащение корабля на картине всегда точно соответствовало общему состоянию ветра и моря.
В 1870-х годах, в связи с общим подъёмом русского реалистического искусства, в творчестве Айвазовского наблюдается стремление к предельно реальному воспроизведению морской стихии. К таким работам относится известная картина "Черное море".
И.Н.Крамской высказался о ней так:
"На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо ещё бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю..."
Вся жизнь Айвазовского была поглощена огромным трудом. Он был близок с Крамским, с Репиным и другими выдающимися русскими мастерами. Совместно с Репиным он создал один из вариантов картины "Пушкин на берегу Чёрного моря". Фигуру великого поэта писал Репин, море - Айвазовский.
На своей последней выставке в Петербурге в 1900 году он рассказал о намерении отправиться в морское путешествие. Смерть наступила неожиданно. 19 апреля 1900 года Айвазовский умер за работой над картиной "Взрыв турецкого корабля".
Его творческое наследие поражает своим обилием. В течение жизни он написал около шести тысяч картин.
Не всё созданное Айвазовским равноценно. При свойственной ему быстроте были и неудачи. Блестяще освоив своеобразную живописную технику, Айвазовский порой чрезмерно увлекался ею в ущерб изучению и реалистической передаче живой природы. Он сказал, выступая в Академии художеств перед студентами:
"Я должен признаться с сожалением, что слишком рано перестал изучать природу с должной реальной строгостью и конечно этому я обязан теми недостатками и погрешностями против безусловно художественной правды, за которые мои критики совершенно основательно меня осуждают. Этого недостатка даже не выкупает та искренность, с которой я передаю мои впечатления, и та техника, которую я приобрёл пятидесятилетней неустанной работой".
Имправизационный метод Айвазовского давал положительнные результаты потому, что сам художник обладал огромной зрительной памятью, верным глазом, твердой рукой, смелым воображением, мастерством и огромным опытом. Редкое сочетание этих драгоценных качеств позволяло ему творить с необыкновенной легкостью и сделало в его руках даже неполноценный метод плодотворным.
Заслуги Айвазовского в живописи были признаны всем миром. Он был избран членом шести академий художеств. При жизни художнику было предложено написать свой автопортрет для флорентийской картинной галереи, где собраны автопортреты великих живописцев всех времен и народов. Вступив на путь искусства в 1830-х годах, он в середине века достиг высокого мастерства, написав картину "Девятый вал".
В поэтических представлениях русского народа море всегда было синонимом свободы и раздольной, счастливой жизни. Море наложило печать душевной щедрости на его творчество.
Источник: биографический очерк Н.С.Барсамова "И.К.Айвазовский".
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.