Найти тему
SILVER BOX

Как сравнивать видеокарты и найти то что нужно: экспресс гайд для геймеров

Оглавление

Рано или позно каждый геймер сталкивается с проблемой выбора игрового компьютера. В прошлый раз, когда собирали ПК за 50 000 руб говорил о том, что нужно соблюдать баланс и почему это так важно. В этой статье чуть подробнее объясню как сравнивать и определиться с выбором видеокарты.

Поделиться мнением или поспорить с автором можно в комментариях, но прежде дочитайте до конца: дьявол как говорится кроется в деталях.

Введение: конец дуополии на рынке GPU

Три ведущих производителя видеокарт в 2000-ых годах
Три ведущих производителя видеокарт в 2000-ых годах

До 1990-ых годов производством графических ускорителей занимались много компаний, но в 1996 г. наступила эпоха 3D и осталось три "крупноколиберных" игрока: 3dfx (с адаптерами Voodoo), ATI (Radeon) и NVIDIA (Geforce).

3dfx была новатором своего времени, благодаря собственному интерфейсу программирования приложений Glide. Разработчики предпочитали его, так как с ним популярные видеокарты компании имели высокое быстродействие. Библиотеки OpenGL и DirectX использовали два других игрока.
Кстати специальная шина SLI (Scan Line Interleave) для объединения видеокарт, тоже впервые была придумана и реализована 3dfx.

Технологию Glide поддерживала только 3dfx, а в игры постепенно проникали OpenGL и DirectX. 3dfx не успела вовремя перестроиться под новые веяния и её застало банкротство. NVIDIA выкупила компанию со всеми "потрахами" и в особенности технологией SLI, которой долго пользовалась сама.

У ATI дела шли ни шатко, ни валко, в основном из-за "кривых" драйверов (да-да, эта проблема тянется десятилетия), но она ещё боролась с NVIDIA пока в 2006 году не была приобретена AMD (процессорным гигантом, конкурентом Intel).

Считаю что компании ATI повезло дважды: впервые когда её приобрела AMD, а второй раз когда у руля стала Лиза Су (племянница Хуанга -- генерального директора NVIDIA) и не дала уже AMD обанкротиться. Сложись всё чуть иначе и на рынке видеокарт могла бы остаться монополия...

Это всё риторика, но зачем всё это рассказываю?! Говорят, что история движется по спирали и сейчас, как и 25 лет назад, на рынок видеокарт выходит новый серьёзный игрок: Intel. Долгожданная дуополия (господство двух игроков) заканчивается и от этого выиграем в первую очередь потребители.

Как всё таки выбирать видеокарты?

Их так много, но какую всё таки выбрать?
Их так много, но какую всё таки выбрать?

Экскурс в историю был нудным, но он был нужен чтобы донести главную мысль: игры пишут разработчики, используя некие инструменты и почти все новые игры созданы с акцентом на видеокарту определённого производителя чипов.

Обычно с акцентом на NVIDIA. Конспирологию оставлю на потом, мне есть что сказать, пока примите это как данность с которой ничего не сделать.

Правило 1. Изучая обзоры видеокарт, акцентируйте внимание как видеокарта ведёт себя в любимых вами играх или в то, что Вы потенциально будете играть. Скажем, новомодная Starfield не запускается на картах от Intel, а видеокарты AMD показывает слабые результаты из-за плохой оптимизации драйверов. До конца не ясно, оптимизирует ли производитель драйвера под них или нет...

Парадоксы с оптимизацией нередкость. Год назад cделали обзор видеокарт Radeon RX 6600 и GeForce RTX 3050. Хотя по всем тестам и признакам RX 6600 лучше, но на протяжении 3 месяцев в игре Shadow of the Tomb Raider обе карты показывали примерно одинаковый FPS (частоту кадров в секунду)

Ещё пример: популярная белорусская игра World Of Tanks (для рынка России и СНГ "Мир Танков"), лучше оптимизирована под "красных". Выходит GeForce GTX 1050 Ti 4GB и Radeon RX 560 4GB показывает в игре примерно одинаковый FPS, хотя во всех других играх GTX 1050 Ti существенно производительнее.

То бишь танкисты могут сэкономить до 50% взяв дешёвую видеокарту

Правило 2. Материнская плата центральный связующий узел системного блока, а всё остальное его составные части. Выбирая видеокарту думайте о балансе между всеми узлами ПК. Скажем для ПК с процессорами Intel Core i5-9400 / i3-10100, точно не стоит покупать RTX 4070, RX 6800 или RTX 3080.

Для таких ПК достаточно RTX 2060 super, RTX 3060 12GB или RX 6600. Если у Вас за 2К-монитор, то можно RTX 3060 Ti или RTX 4060, RX 6600 XT

О том что блок питания должен иметь запас мощности, корпус должен быть просторным и продуваемым, а использовать Molex-переходники плохая идея уже и не говорю. Ожидаю, что такие простые вещи Вы все знаете.

Правило 3. Скупой платит дважды или почему дешёвое не всегда хорошо. Имейте привычку внимательно и изучать отзывы на то что берёте, так как дьявол кроется в мелочах. Скажем видеокарты от Palit c одной вертушкой, – те же GTX 1660 super / Ti, – как правило самые дешёвые среди своих собратьев. Обратной стороной становится то, что у них более высокие температуры.

Её критикуют за высокие температуры. 2-ухкулерная без этого недостатка
Её критикуют за высокие температуры. 2-ухкулерная без этого недостатка

Поэтому брать такие видеокарты надо с умом: либо ставим в просторный корпус с парой вертушек на двув, либо доводим до ума кривую частоту и напряжения с помощью специальных программ (об расскажу в другой раз).

Шутки "палит - хату спалит", появились из-за таких горе-сборщиков. К слову если не следовать правилам, то можно спалить [почти] всё что угодно :)

Сравнение видеокарт лоб в лоб

Не считаю себя большим экспертом, скорее энтузиастом, поэтому не буду с пеной у рта доказывать, какой ресурс лучший для сравнения. Скажу лишь что сам охотно пользуюсь VideoCardBenchmark от компании Passmark Software.

В отличии от других им удобно пользоваться как со смартфона, так и с компьютера или ноутбука (для меня это важно). Помимо него могу также похвалить порталы Userbenchmark, TechpowerUp и GPUCheck.
Сравнение разных видеокарт через портал компании Passmark Software
Сравнение разных видеокарт через портал компании Passmark Software

Все эти сервисы здорово выручают, но увы не являются истиной последней инстанции. Ни один из этих сервисов не принимает во внимание, что одна и та же модель видеокарты может идти с разной памятью и из-за этого её производительность может существенно отличаться.

GTX 1650 на фото получила 7858 баллов. Исходя из опыта утверждаю, что речь о видеокарте c памятью GDDR5. Более продвинутая версия с GDDR6 памятью идёт в ровень с GTX 1060 3GB или GTX 970 4GB (9600 баллов).
Можете легко убедиться в этом, изучив текстовые обзоры видеокарты.

GPUCHECK предлагает даже выбрать конкретную модель видеокарты. Удобно, но 100% опираться на точность этой настройки не стоит. Много раз ловил данные сервисы на неточностях, внесённых то ли случайно, то ли нарочито.

Скриншот из GPUCHECK: выбираем видеокарту, брэнд, процессор и качество картинки
Скриншот из GPUCHECK: выбираем видеокарту, брэнд, процессор и качество картинки
Результаты сравнения 1060 3GB и 1650 4GB (обе с GDDR5)
Результаты сравнения 1060 3GB и 1650 4GB (обе с GDDR5)

На фото выше сравнение GeForce GTX 1060 3GB и GTX 1650 4GB (Stock Card). Во всех играх преимущество за GTX 1060. В правой колонке убеждаемся, что это результаты для GTX 1650 с типом памяти GDDR5. Переключая разные модели видеокарт, так и не с мог выбрать GTX 1650 с GDDR6, но убеждён, что в игровых тестах получили бы полный паритет производительности.

Выводы

В рамках экспресс-гайда коротко описал все аспекты выбора видеокарты. Инструкция могла бы быть ещё в три раза больше, но целью было дать именно базу по грамотному выбору и не допущению ошибок. В будущих статьях предложу выбор конкретных видеокарт за определённый бюджет. С какого бюджета начать можете посоветовать в комментариях (мне всё равно).

Если что-то упустил из виду или считаете иначе, то пишите ниже. Грамотные советы отмечу в будущих статьях и вы поможете так другим геймерам.