Рано или позно каждый геймер сталкивается с проблемой выбора игрового компьютера. В прошлый раз, когда собирали ПК за 50 000 руб говорил о том, что нужно соблюдать баланс и почему это так важно. В этой статье чуть подробнее объясню как сравнивать и определиться с выбором видеокарты.
Поделиться мнением или поспорить с автором можно в комментариях, но прежде дочитайте до конца: дьявол как говорится кроется в деталях.
Введение: конец дуополии на рынке GPU
До 1990-ых годов производством графических ускорителей занимались много компаний, но в 1996 г. наступила эпоха 3D и осталось три "крупноколиберных" игрока: 3dfx (с адаптерами Voodoo), ATI (Radeon) и NVIDIA (Geforce).
3dfx была новатором своего времени, благодаря собственному интерфейсу программирования приложений Glide. Разработчики предпочитали его, так как с ним популярные видеокарты компании имели высокое быстродействие. Библиотеки OpenGL и DirectX использовали два других игрока.
Кстати специальная шина SLI (Scan Line Interleave) для объединения видеокарт, тоже впервые была придумана и реализована 3dfx.
Технологию Glide поддерживала только 3dfx, а в игры постепенно проникали OpenGL и DirectX. 3dfx не успела вовремя перестроиться под новые веяния и её застало банкротство. NVIDIA выкупила компанию со всеми "потрахами" и в особенности технологией SLI, которой долго пользовалась сама.
У ATI дела шли ни шатко, ни валко, в основном из-за "кривых" драйверов (да-да, эта проблема тянется десятилетия), но она ещё боролась с NVIDIA пока в 2006 году не была приобретена AMD (процессорным гигантом, конкурентом Intel).
Считаю что компании ATI повезло дважды: впервые когда её приобрела AMD, а второй раз когда у руля стала Лиза Су (племянница Хуанга -- генерального директора NVIDIA) и не дала уже AMD обанкротиться. Сложись всё чуть иначе и на рынке видеокарт могла бы остаться монополия...
Это всё риторика, но зачем всё это рассказываю?! Говорят, что история движется по спирали и сейчас, как и 25 лет назад, на рынок видеокарт выходит новый серьёзный игрок: Intel. Долгожданная дуополия (господство двух игроков) заканчивается и от этого выиграем в первую очередь потребители.
Как всё таки выбирать видеокарты?
Экскурс в историю был нудным, но он был нужен чтобы донести главную мысль: игры пишут разработчики, используя некие инструменты и почти все новые игры созданы с акцентом на видеокарту определённого производителя чипов.
Обычно с акцентом на NVIDIA. Конспирологию оставлю на потом, мне есть что сказать, пока примите это как данность с которой ничего не сделать.
Правило 1. Изучая обзоры видеокарт, акцентируйте внимание как видеокарта ведёт себя в любимых вами играх или в то, что Вы потенциально будете играть. Скажем, новомодная Starfield не запускается на картах от Intel, а видеокарты AMD показывает слабые результаты из-за плохой оптимизации драйверов. До конца не ясно, оптимизирует ли производитель драйвера под них или нет...
Парадоксы с оптимизацией нередкость. Год назад cделали обзор видеокарт Radeon RX 6600 и GeForce RTX 3050. Хотя по всем тестам и признакам RX 6600 лучше, но на протяжении 3 месяцев в игре Shadow of the Tomb Raider обе карты показывали примерно одинаковый FPS (частоту кадров в секунду)
Ещё пример: популярная белорусская игра World Of Tanks (для рынка России и СНГ "Мир Танков"), лучше оптимизирована под "красных". Выходит GeForce GTX 1050 Ti 4GB и Radeon RX 560 4GB показывает в игре примерно одинаковый FPS, хотя во всех других играх GTX 1050 Ti существенно производительнее.
То бишь танкисты могут сэкономить до 50% взяв дешёвую видеокарту
Правило 2. Материнская плата центральный связующий узел системного блока, а всё остальное его составные части. Выбирая видеокарту думайте о балансе между всеми узлами ПК. Скажем для ПК с процессорами Intel Core i5-9400 / i3-10100, точно не стоит покупать RTX 4070, RX 6800 или RTX 3080.
Для таких ПК достаточно RTX 2060 super, RTX 3060 12GB или RX 6600. Если у Вас за 2К-монитор, то можно RTX 3060 Ti или RTX 4060, RX 6600 XT
О том что блок питания должен иметь запас мощности, корпус должен быть просторным и продуваемым, а использовать Molex-переходники плохая идея уже и не говорю. Ожидаю, что такие простые вещи Вы все знаете.
Правило 3. Скупой платит дважды или почему дешёвое не всегда хорошо. Имейте привычку внимательно и изучать отзывы на то что берёте, так как дьявол кроется в мелочах. Скажем видеокарты от Palit c одной вертушкой, – те же GTX 1660 super / Ti, – как правило самые дешёвые среди своих собратьев. Обратной стороной становится то, что у них более высокие температуры.
Поэтому брать такие видеокарты надо с умом: либо ставим в просторный корпус с парой вертушек на двув, либо доводим до ума кривую частоту и напряжения с помощью специальных программ (об расскажу в другой раз).
Шутки "палит - хату спалит", появились из-за таких горе-сборщиков. К слову если не следовать правилам, то можно спалить [почти] всё что угодно :)
Сравнение видеокарт лоб в лоб
Не считаю себя большим экспертом, скорее энтузиастом, поэтому не буду с пеной у рта доказывать, какой ресурс лучший для сравнения. Скажу лишь что сам охотно пользуюсь VideoCardBenchmark от компании Passmark Software.
В отличии от других им удобно пользоваться как со смартфона, так и с компьютера или ноутбука (для меня это важно). Помимо него могу также похвалить порталы Userbenchmark, TechpowerUp и GPUCheck.
Все эти сервисы здорово выручают, но увы не являются истиной последней инстанции. Ни один из этих сервисов не принимает во внимание, что одна и та же модель видеокарты может идти с разной памятью и из-за этого её производительность может существенно отличаться.
GTX 1650 на фото получила 7858 баллов. Исходя из опыта утверждаю, что речь о видеокарте c памятью GDDR5. Более продвинутая версия с GDDR6 памятью идёт в ровень с GTX 1060 3GB или GTX 970 4GB (9600 баллов).
Можете легко убедиться в этом, изучив текстовые обзоры видеокарты.
GPUCHECK предлагает даже выбрать конкретную модель видеокарты. Удобно, но 100% опираться на точность этой настройки не стоит. Много раз ловил данные сервисы на неточностях, внесённых то ли случайно, то ли нарочито.
На фото выше сравнение GeForce GTX 1060 3GB и GTX 1650 4GB (Stock Card). Во всех играх преимущество за GTX 1060. В правой колонке убеждаемся, что это результаты для GTX 1650 с типом памяти GDDR5. Переключая разные модели видеокарт, так и не с мог выбрать GTX 1650 с GDDR6, но убеждён, что в игровых тестах получили бы полный паритет производительности.
Выводы
В рамках экспресс-гайда коротко описал все аспекты выбора видеокарты. Инструкция могла бы быть ещё в три раза больше, но целью было дать именно базу по грамотному выбору и не допущению ошибок. В будущих статьях предложу выбор конкретных видеокарт за определённый бюджет. С какого бюджета начать можете посоветовать в комментариях (мне всё равно).
Если что-то упустил из виду или считаете иначе, то пишите ниже. Грамотные советы отмечу в будущих статьях и вы поможете так другим геймерам.