Найти тему
5,4K подписчиков

«Квартира продана без моего ведома.Мошенники лишили меня квартиры после электронной регистрации.Как такое возможно?»Какова судебная практика

4,4K прочитали
«Меня оставили без квартиры? Как такое возможно? – начала рассказывать свою историю гражданка Метелева Елена Юрьевна, - Год назад я собиралась продать свою однокомнатную квартиру. Подала объявление о продаже. Через пару дней раздался телефонный звонок. Риэлторы. Изначально я не хотела пользоваться услугами риэлтерских агентств, но звонивший мне риэлтор заверил меня в том, что проведенная сделка с его участием будет более безопасной, чем без него. К тому же, как заявил мне риэлтор, для продавца данная услуга бесплатна. Платит риэлтору покупатель. Что ж, я согласилась. Буквально через пару недель усилиями риэлтора на мою квартиру был найден покупатель. Риэлтор сводил меня в МФЦ для оформления электронно-цифровой подписи и разрешения электронной регистрации сделок с недвижимостью. Как заверил меня риэлтор, электронная регистрация сделки с недвижимостью более простой и быстрый вариант, не требующий траты времени и различных поездок. Не разбираясь в тонкостях электронной регистрации, я полностью доверилась своему риэлтору и подписала все, что мне предоставили в МФЦ, а также сфотографировалась с развернутым паспортом. Дня через два после посещения МФЦ мне риэлтор сообщил, что покупатель отказался от покупки моей квартиры. Конечно же я расстроилась, но не отчаивалась. Что стало для меня удивительным, так это то, что с пропажей покупателя на мою квартиру, пропал и сам риэлтор. Никаких новых покупателей он больше не приводил, телефон его был недоступен. Сейчас нашелся новый покупатель на мою квартиру. И тут то я узнаю, что моя квартира больше мне не принадлежит! Неужели та самая электронная регистрация все же свершилась? Моя квартира продана без его ведома. Неужели риэлтор оказался мошенником? Или риэлтор ни в чем не виноват? Получается меня обманули, и я лишилась теперь своей собственной квартиры? Как такое возможно? Что мне сейчас делать?»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ситуация непростая. Фактически, современные технологии в настоящее время позволяют провести сделки подобного рода дистанционно, не обращаясь лично в МФЦ.

Электронная подпись в такой сделки считается более удобной и эффективной по сравнению с традиционной бумажной подписью, но, как и любое технологическое новшество, она сопряжена с рисками.

В судебной практике уже есть подобные случаи, когда собственники теряют свое имущество после электронной регистрации. К счастью, суд признал аргументы обманутого собственника убедительными и отменил электронную сделку, отметив, что подписание заявления о согласии на электронную регистрацию сделки не приравнивается к подписанию самой сделки (тогда как оригиналы договора купли-продажи недвижимости с подписью собственника предоставлены не были), и Росреестр был юридически обязан проинформировать собственника о совершении электронной регистрации сделки с его недвижимостью, но он не доказал, что выполнил эту обязанность (Курский р-й суд Ставропольского края, дело №2-371/2021).

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В сложившейся ситуации с Метелевой Еленой Юрьевной предстоит еще долго разбираться. В настоящее время готовятся необходимые запросы в Росреестр, а также готовится заявление в полицию и исковое заявление в суд о признании недействительным договора купли-продажи квартиры Метелевой и применении последствий недействительности сделок. Решение суда для Метелевой - последняя надежда на защиту ее прав.

Таким образом, использование электронной подписи при сделках с недвижимостью сопряжено с рисками, связанными с возможностью злоупотребления.

Рекомендую каждому быть внимательными и осторожными при электронной регистрации сделок с недвижимостью, чтобы не попасть в подобную ситуацию. Независимо от того, являетесь ли вы продавцом или покупателем, будьте предельно бдительны по отношению ко второй стороне, если она настаивает на совершении сделки с использованием электронной цифровой подписи. Задумайтесь, действительно ли нужна вам эта электронная подпись? Порой стоит и вовсе отказаться от нее.

Также хочу напомнить, чтобы минимизировать риск мошенничества и возможных дальнейших судебных разбирательств, собственник недвижимости может подать заявление в Росреестр о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут осуществляться только при его личном участии.

Поделитесь данной статьей со своими родными и близкими. Будьте в курсе подобных случаев.

Делитесь своим мнением в комментариях.

Не забывайте подписаться на канал: «ТЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ!»