Найти тему

Про пропаганду

«Пропаганда не обманывает людей, она лишь помогает им обманывать себя» - Эрик Хоффер, американский философ.
«Пропаганда не обманывает людей, она лишь помогает им обманывать себя» - Эрик Хоффер, американский философ.

Часто слышу это слово в различного рода СМИ, пабликах, тематических постах, да и просто в разговорах людей. И практически всегда к пропаганде как деятельности относятся в лучшем случае равнодушно, мол, «если не будет нашей, то будет чужая». А порой и вовсе очень негативно, когда в беседе между близкими, родными людьми проскальзывают обвинения в «промывке мозгов» в результате этой самой пропаганды.

Хороша или плоха сама по себе пропаганда – это вопрос отдельной дискуссии. Меня как специалиста по душевному здоровью больше беспокоит то, какие негативные последствия для общения между близкими людьми несет в себе пропаганда и каким образом она отражается на самочувствии. Чтобы это понять, отследить за собой те мысли и идеи, которые вовсе не являются вашими собственными, а скорее всего навязанными извне, а также чтобы в общении с дорогими вам людьми не опускаться до уровня клешированных и обвинительных суждений, необходимо разобраться с ключевыми принципами пропаганды.

В этом мне поможет монография бельгийского историка А.Морелли под названием «Основные принципы военной пропаганды». В интернете много статей, отзывов и рецензий на указанный труд – легко загуглить при желании. Так вот Морелли определила 10 основных принципов, которые характерны для пропагандистской работы в условиях военных конфликтов XX века.

1. Мы не хотим войны, мы только защищаемся. Основополагающая мысль, без которой количество психоэмоциональных потрясений всех участников конфликта было бы в разы больше, ведь сложно объяснить самому себе, зачем ты идешь на войну, если не защищать свою страну.

2. Наш противник несет полную ответственность за этот конфликт. В продолжение пункта выше, огромное чувство вины, сопровождаемое участников конфликта может отразиться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на собственном здоровье. Пропаганда отчасти снимает этот симптом, возлагая ответственность (а соответственно и вину) за вооруженный конфликт на другую, враждебную сторону.

3. Лидер нашего противника зол и не имеет человеческого облика. Тут вспоминаются карикатуры ВОВ с изображением А.Гитлера, где на человека он похож ну очень с большой натяжкой.

4. Мы защищаем благородное дело, а не - свои особые интересы. Морелли считает, что экономические и геополитические цели войны должны быть замаскированы высокими идеалами. Так, Джордж Буш — старший, говоря о войне в Персидском заливе заявил: «Борьба идет не за нефть, а против жестокой агрессии».

5. Враг целенаправленно совершает зверства. Если же наша сторона совершает ошибки, то это происходит без умысла. Тут все просто – для себя находим множество оправданий, а для нашего противника – ни капли сострадания и понимания.

6. Враг использует запрещённое оружие. В феврале 2003 года К.Пауэлл, занимавший тогда пост госсекретаря США, на заседании Совбеза ООН заявил, что получил сведения о том, что у президента Ирака Саддама Хусейна есть технологии производства биологического оружия , и показал пробирку с белым порошком. Закончилось это не только вторжением в Ирак, но и миллионами искалеченных людских судеб…

7. Наши потери малы, потери противника значительны. Не стоит, думаю, объяснять, зачем этот принцип вынесен отдельно.

8. Наше дело поддерживают признанные интеллектуалы и художники. Концерты, митинги, различного рода массовые мероприятия с участием уважаемых людей – это все отсюда.

9. Наше дело свято. Так и хочется продолжить: «…враг будет разбит! Победа будет за нами!». И лозунг, и принцип одновременно.

10. Тот, кто ставит под сомнение нашу пропаганду, помогает врагу и является предателем. Основной принцип, разделяющий общество, социальные группы, семьи. Либо ты За, либо ты Против, середины здесь быть не может. Если ты не с нами, то ты против нас.

Вы знаете, друзья, читая описание основных принципов военной пропаганды, мне становится с одной стороны очень страшно, так как исследование Морелли основано на конфликтах ХХ века, монография выпущена в 2001, а применяются эти принципы и по сей день. С другой стороны не могу сказать, что пропаганда это зло, ведь без каких-либо пунктов не было бы никакой уверенности в том, что именно сейчас необходимо объединиться и поддержать своих родных, близких, товарищей и друзей, которые в этом так нуждаются.

Думайте своей головой, цените и дорожите тем, что для вас действительно важно.

Остались вопросы или есть потребность обсудить данную тему? Пишите в личные сообщения или в комментарии к статье.