1,2K подписчиков

К 90-летию В.Л. Пономаревой

183 прочитали

18 сентября 1933 г. родилась Валентина Леонидовна Пономарева, летчик-космонавт-инженер, дублер В.В. Терешковой, ученый, автор книги «Женское лицо космоса».

Курсант самолетной секции аэроклуба Московского авиационного института В.Л. Пономарева. 1950-е гг. РГАНТД. СИФ.
Курсант самолетной секции аэроклуба Московского авиационного института В.Л. Пономарева. 1950-е гг. РГАНТД. СИФ.

Валентина Леонидовна Пономарева (Ковалевская) родилась 18 сентября 1933 г. в Москве. В детстве она не знала, кем хочет стать, но примеряла на себя такие «героические» профессии как летчик, полярный исследователь, моряк, геолог. Ей хотелось добиться чего-то очень значимого.

В школе Валентина любила литературу и ее учительница, видя у девочки незаурядные филологические способности, настоятельно советовала ей выбрать литературу свой профессией.

Но в те годы преобладало общественное мнение, что исключительно люди, создающие технику, занимаются стоящим делом. Гуманитарные профессии ценились меньше. И Валентина тоже хотела быть «на самом переднем крае науки и техники», но вот область техники, которая была бы ей интересна, она долго определить не могла. Тем не менее, училась Валентина Ковалевская прекрасно, получала пятерки не только по литературе, но и по физике и математике.

В десятом классе Московский авиационный институт (МАИ), шефствующий над школой, в которой училась Валентина, организовал в ней парашютный кружок. В него записалась и Валентина Ковалевская. Зимой они изучали теорию, связанную с десантным парашютом ПД-47, а летом Валентина с подругой – единственные из всей группы – совершили свой первый прыжок. Этот прыжок перевернул жизнь Валентины. Она поняла, что хочет учиться только в МАИ.

К тому времени Валентина уже поступила в Инженерно-физический институт, а прием заявлений в МАИ закончился, но так как она закончила школу с золотой медалью, ей все же удалось перевестись в МАИ.

Валентина Леонидовна сразу же записалась в аэроклуб на самолетное отделение. Девушек туда не брали, но настойчиво походив по «инстанциям», ей удалось добиться, чтобы ее приняли. Инструктором в группе был бывший военный летчик Николай Новаторов. Сначала изучали конструкцию самолета По-2, “кукурузника”. Потом начались полеты с инструктором и самостоятельные полеты. Пролетав год в “маёвском” аэроклубе, она вместе с большой группой студентов перешла в Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова в Тушино, и там начала летать на новом самолете Як-18. Кроме студентов МАИ в отряде летчиков-спортсменов ЦАКа занимались люди разных профессий и разного возраста. Инструктором группы был бывший военный летчик Василий Иванович Балашов, а командиром звена – легендарная Марина Павловна Чечнева, Герой Советского Союза, тогда майор ВВС. Во время парадов в честь Дня Воздушного флота СССР она была ведущей женской пилотажной группы. Валентине Леонидовне Ковалевской тоже довелось поучаствовать в этих парадах. В своих книгах она вспоминает, что все студенческие годы она с упоением летала, а в институте училась почти что заочно: на лекции ходила редко, и каждую весеннюю сессию из-за парадов сдавала осенью.

Тем не менее, начиная с первого курса Валентина участвовала в научном кружке под названием «Кружок высотных полетов», которым руководил Олег Викторович Гурко, энтузиаст идеи полета человека в космос, соратник Михаила Клавдиевича Тихонравова. В этом кружке студенты самолетного и моторного факультетов занимались изучением астрономии, трудов Циолковского, теории реактивного движения и многими другими вопросами, связанными с полетами в космос. Тематика кружка была негласной потому, что в те годы ракеты рассматривались исключительно как боевое оружие, а идея космических полетов считалась вредной фантазией. Многие студенты этого кружка стали со временем специалистами ракетно-космической отрасли. А Валентина нашла там хороших друзей, с которыми поддерживала отношения всю жизнь.

По окончании института Валентина Ковалевская получила диплом инженера-механика (жидкостно-реактивных двигателей – ЖРД) с отличием. Тема дипломного проекта называлась «Ядерный ракетный двигатель».

Распределение Валентина Леонидовна получила в ОКБ-1, будущее НПО “Энергия” (ныне РКК “Энергия” им. С.П. Королева), но ездить из Москвы в Подлипки ей было не очень удобно, ведь она была уже замужем и ожидала ребенка. И тогда друзья-кружковцы предложили ей оформить перевод в Отделение прикладной математики Математического института Академии наук (ныне Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша), директором которого был Мстислав Всеволодович Келдыш. В качестве молодого специалиста она пришла в отдел к физикам-теоретикам, считала задачи по ядерной физике, а позднее работала программистом на ЭВМ «Стрела».

Однажды на новогоднем институтском вечере один из коллег Валентины Леонидовны, В.А. Егоров, зная о ее любви к авиации, спросил, не хочет ли она полететь в космос. Валентина Леонидовна Пономарева ответила, что она хотела бы, но при этом не восприняла этот разговор всерьез. Тем не менее, сослуживцы В.Л. Пономаревой знали о том, что в Отряд космонавтов будут принимать женщин, и поэтому В.А. Егоров настоятельно посоветовал ей написать М.В. Келдышу о своем желании, что она и сделала. М.В. Келдыш побеседовал с В.Л. Пономаревой, и ей сообщили, что необходимо пройти медкомиссию для отбора в первую женскую группу космонавтов.

Медкомиссия проходила в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦНИИАГ) и включала в себя обширную программу обследований у разных специалистов; вестибулярные исследования; испытаний в центрифуге, барокамере и др. Потом была мандатная комиссия на безупречность биографии. В конце концов в первую женскую группу набрали пять человек: В.В. Терешкову, В.Л. Пономареву, И.Б. Соловьеву, Т.Д. Кузнецову и Ж.Д. Еркину. Всех их призвали в армию на срочную службу.

В Центр подготовки космонавтов В.Л. Пономарева прибыла последней из группы 12 апреля 1962 г. Программа подготовки к полету продолжалась восемь месяцев. Она была такой же, как у мужчин, никаких поблажек для женщин не предусматривалось. Главной задачей была медико-биологическая подготовка, то есть подготовка будущих космонавтов к воздействию факторов космического полета таких, как перегрузки, шумы, вибрации, замкнутое ограниченное пространство и невесомость. В те годы космическая медицина была совсем молодой отраслью науки, перед ней стояло множество вопросов: в первых полетах необходимо было узнать, как организм космонавта сможет переносить эти факторы, сможет ли человек работать в космосе.

Каждый день девушки проходили медосмотр, затем начинались теоретические занятия, тренировки на тренажерах и стендах, физическая подготовка, испытания на центрифуге, в термокамере и др.

Невесомость моделировалась во время полета самолета по параболической траектории. Длительность невесомости составляла около 40 секунд на каждой горке. Девушки “летали на невесомость” на истребителе МиГ-15. За один полет самолет успевал сделать три-четыре горки. Задания, которые необходимо было выполнить за эти 40 секунд были несложные: на одной горке – “проба письма”, на другой – попробовать космическую пищу из тубы, на третьей – сказать по рации заданную фразу.

Летную подготовку В.Л. Пономарева проходила на МиГ-15. В своей книге она вспоминала, что ей особенно запомнились и подарили множество счастливых минут полеты на этом реактивном истребителе за облаками, что она бы могла летать так часами, ведь облака были причудливо красивы и их форма никогда не повторялась.

Последним аккордом была парашютная подготовка, которая проводилась в октябре на военном аэродроме под Феодосией. Девушки выполняли по 15-20 прыжков с задержкой раскрытия парашюта, в том числе, ночью, на воду и в спец. снаряжении.

Государственный экзамен женская группа отряда космонавтов сдавала 27-28 ноября 1962 года. Все получили отличные оценки и были переведены из слушателей-космонавтов в постоянный состав ЦПК на должность «космонавт» с присвоением воинского звания «младший лейтенант».

Планировался «смешанный» полет: на корабле «Восток-5» должен был лететь мужчина, а на корабле «Восток-6» – женщина. Решение о назначении командиров принималось Госкомиссией и объявлялось космонавтам накануне отлета на космодром. В составе комиссии были М.В. Келдыш, С.П. Королев, Н.П. Каманин и другие руководители космической программы. На заседании комиссии было объявлено, что командирами космических кораблей назначены В.Ф. Быковский (запасной Б.В. Волынов) и В.В. Терешкова (запасные И.Б. Соловьева и В.Л. Пономарева).

С.П. Королев обратился ко всем членам женской группы отряда космонавтов, и сказал, что все они еще побывают в космосе. Тогда он так думал. Девушкам объясняли позднее, что следующие полеты будут сложнее и интереснее, но В.Л. Пономарева пишет, что уже тогда у нее было чувство, что такого шанса побывать в космосе ей больше не представится. Конечно, ей было горько, но впереди предстоял вылет на космодром в качестве дублера.

Евгений Анатольевич Карпов, начальник Центра подготовки космонавтов, поговорил с И.Б. Соловьевой и с В.Л. Пономаревой по отдельности и рассказал, что В.В. Терешкову выбрали как человека «контактного», ведь после полета первой женщине-космонавту придется много ездить по стране и по всему миру, общаться с большим количеством людей. Кроме того, считалось, что должен был полететь «человек из народа», а не из числа «служащих».

На космодром прилетели первого июня. В.Л. Пономарева пишет в своих книгах, что день проверки скафандров командира корабля и дублеров был очень трудным для нее. К ней подошел С.П. Королев и не стал ничего спрашивать, постоял рядом, потрепал по плечу и ушел. Тогда ей казалось, что ее судьба не состоялась.

14 июня 1963 г. стартовал «Восток-5» с Валерием Федоровичем Быковским, а 16 числа в космос отправилась первая в мире женщина-космонавт, Валентина Владимировна Терешкова. 19 июня оба благополучно приземлились. Следующий полет женщины в космос состоялся только через 19 лет, когда Светлана Евгеньевна Савицкая полетела в космос в качестве космонавта- исследователя.

В.Л. Пономарева вместе с остальными девушками из состава первой женской группы космонавтов оставались в Отряде космонавтов до осени 1969 г., проходили положенные тренировки и испытания, поддерживали форму. На 1965–1966 гг. был запланирован длительный полет двух женщин на корабле «Восход», но в 1966 г. умер С.П. Королев, а через несколько лет программу «Восход» закрыли, и в октябре 1969 года женская группа была расформирована «в связи с невозможностью использовать».

Во время службы в отряде космонавтов В.Л. Пономарева поступила в адъюнктуру Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, а спустя время, сдала кандидатский минимум. В качестве специальности она выбрала динамику космического полета.

После расформирования женской группы В.Л. Пономаревой предложили остаться работать в Центре подготовке космонавтов, который в то время как раз реорганизовывался в научно-исследовательскую организацию. В Центре она занималась научной работой – разработкой методов и средств подготовки космонавтов, читала им лекции по динамике космического полета, проводила занятия.

В 1988 г., завершив службу в армии, она пошла работать в Институт истории естествознания и техники (ИИЕТ) Академии наук СССР. Работа в институте также была связана с космонавтикой. Она занималась подготовкой научных мероприятий, изучала историю космонавтики, а также участвовала в редакционно-издательской работе. Сначала В.Л. Пономарева была секретарем «Чтений по разработке научного наследия К.Э. Циолковского» («чтений Циолковского») в Калуге и входила в состав руководства секции «Механика космического полета». В 1994 г. состоялось первое научное заседание Общественно-научных Гагаринских чтений, и с тех пор В.Л. Пономарева состояла в оргкомитете Гагаринских чтений. Валентина Леонидовна пишет, что благодарна судьбе за свой приход в ИИЕТ, потому что работа в институте позволила ей обрести вторую молодость и принесла дополнительные жизненные силы и энергию.

В газете «Воздушный транспорт» (№9 за 1993 год) была опубликована статья В.Л. Пономаревой под названием «Экология души», в которой она рассуждает на тему того, состоялась ли ее жизнь. В ней она вспоминает июнь 1963 года, когда ей казалось, что единственный шанс, дарованный ей судьбой, не реализовался. Полет не состоялся – судьба не сложилась. Это был драматический момент в ее жизни, но дальше необходимо было искать новую точку опоры. Она пишет: «Мой жизненный опыт и размышления привели меня к мысли, что счастье – это мироощущение. И совершенно не обязательно оно связано с благополучными обстоятельствами («случалось, бывало, что из горького горя я счастье свое добывала»). Счастье – это когда выходишь из дома и радуешься деревьям и солнцу в небе. Счастье – это когда от тебя тепло тем, кто рядом».

Свою жизнь после несостоявшегося полета В.Л. Пономарева посвятила семье и работе по любимой специальности. Она оказалась навсегда связанной с космосом.

Интересно, что до середины 80-х годов широкой общественности ничего не было известно о существовавшей в шестидесятые годы группе женщин-космонавтов из пяти человек. А в 1987 г. сотрудница Центра космической документации (предшественник РГАНТД) Валентина Федоровна Нестерова побеседовала с В.Л. Пономаревой, И.Б. Соловьевой, Т.Д. Кузнецовой и Ж.Д. Еркиной и, преодолев их нежелание «ворошить прошлое», опубликовала интервью с ними в журнале «Работница» (№10 за 1987 г.).

После этого В.Л. Пономаревой были написаны и собственные книги – «Женское лицо космоса» и «Космонавтика в личном измерении».

В 2023 г. В.Л. Пономарева передала в РГАНТД документы из своего личного архива: фотографии, рабочие материалы к книгам, в том числе, к неизданной книге 2013 года, и другие материалы, которые войдут в личный фонд В.Л. Пономаревой.

Коллектив РГАНТД поздравляет Валентину Леонидовну с днем рождения и желает ей здоровья и долгих лет плодотворной, творческой жизни.

Е.С. Иванченко

Литература:

В.Л. Пономарева. «Женское лицо космоса». – М.: Фонд «Гелиос», 2002 г.

В.Л. Пономарева. «Космонавтика в личном измерении». – М.: Издательство «РТСофт» – «Космоскоп», 2016.

Пономарева В.Л. «Экология души» // Воздушный транспорт. –1993. – №9.