836 подписчиков

Н.А. Островский пьеса "Гроза". Жанр, история написания, смысл названия, конфликт.

2,1K прочитали

Жанр пьесы

«Гроза» считается лучшей пьесой А.Н. Островского, согласно оценкам критиков. Жанровая принадлежность пьесы – драма (в узком смысле слова). Островский был новатором своего времени, он написал пьесу, не соответствующую консервативным признакам драматического произведения. Некоторые литературоведы переводят ее в иной, более высокий жанр, определяя как «народную трагедию». В чем заключатся особенности «новой» драмы Островского?

1. В «Грозе» изображена обыкновенная жизнь, герои – тоже обычные люди. По словам Добролюбова – это «пьеса жизни». (В старой драме, трагедии или комедии, изображаются какие-то «статусные» персонажи, необычные истории, особенные характеры, то, что редко встретишь в реальной жизни).

2. В пределах одного произведения смешиваются смех и слезы (В старой драме, смех присутствует строго в комедии, слезы – в трагедии).

3. Отмена принципа трех единств – единство места, времени, действия. В «Грозе» действие происходит в одном городе, но не в одном доме; время действия более суток (между 3 и 4 действиями проходит аж 10 дней согласно ремарке автора). Единство действия подвергается наибольшим преобразованиям. Согласно принципу старой драмы, в этом произведении должен быть быстрый переход от экспозиции к короткой завязке, после которой сразу намечается конфликт. После - закономерное развитие конфликта без отвлечения на сторонние темы, а, следовательно, и без введения «лишних» персонажей, не имеющих отношения к фабуле. Что происходит с действием в «Грозе»? Завязку читатель обнаруживает только в конце второго действия, а развитие основного конфликта (между Катериной и Кабанихой) происходит в пятом явлении первого действия. Параллельно основному конфликту развивается любовная тема «лишних» персонажей (Кудряш и Варвара). Кроме того, вводятся герои, которые, казалось бы совсем не нужны, чтобы показать развитие событий в пьесе.

Для чего Островский вводит «лишние» эпизоды и «лишних» героев? Эта особенность новой драмы создает ощущение естественности происходящего, все действующие лица оказываются втянуты в конфликт, показывая его с разных сторон.

Творческая история драмы

Идея создания пьесы «Гроза» пришла к драматургу во время путешествия по Верхней Волге (1856-1857 года).

Долгое время считалось, что сюжет пьесы взят из реальной жизни костромского купечества. На исходе 1859 года в Костроме в семье купцов Клыковых случилась трагедия, ставшая известной всей округе. Молодая купчиха, страдая от сварливой свекрови и незаконной любви, покончила с собой, бросившись в Волгу. До начала XX века костромичи проводили экскурсии, показывая дом Клыковых, окрестности, описанные в драме, рассказывая о быте известных купцов. Артисты Костромского театра гримировались под семью Клыковых. Однако, спустя несколько десятилетий, исследователи установили, что Островский закончил написание пьесы до произошедшей трагедии в семье Клыковых. Драматург, по-видимому, оказался пророком, предугадав случившееся в реальной жизни. Это свидетельствует о прозорливости автора, который сумел усмотреть назревавший в обществе конфликт между старым и новым.

Уже 16 ноября 1859 года состоялось первое представление «Грозы» на сцене Малого театра. В январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год пьеса была впервые опубликована.

Название-символ

Н.А. Островский придумал подходящее для показанного конфликта заглавие-символ. Гроза – метафора, то, что с треском развалит прошлое, душное и даст свежий воздух, где будет легче дышаться всему новому. Дважды в пьесе будет показано это природное явление. В первом действии надвигается предгрозовая атмосфера жизни – еще торжествует старый порядок, но к концу действия тучи уже начинают сгущаться, воздух раскаляться и на город Калинов, все это понимают, надвигается гроза. В конце первого действия Катерина признается в грешной любви к Борису и гремит гром. Второй раз – в кульминации четвертого действия – гроза провоцирует признание героини.

Гроза символизирует и выход конфликта за переделы одного дома в целый мир, она гремит над всеми героями, над всем городом. Для каждого персонажа она является символом. Для городских обывателей, для представителей старых порядков, гроза – Божья кара, которую надо принимать без рассуждений. Для просвещенных людей нового времени – это очистительная сила, которая доказывает то, что Бог видит происходящее безумие и стремится очистить от него землю. Люди нового времени не боятся грозы, в отличие от приверженцев старого. Для Катерины, как для трагического персонажа, смысл грозы особенный: она страшится ее, считая карой за совершенный грех, но, в отличие от обычный горожан, относит этот небесный гром конкретно к своему поступку.

Конфликт

Центральный конфликт драмы заключается в противопоставлении «своих» - приверженцев старого порядка, Домостроя (Добролюбов назвал их представителями «темного царства») и «чужих» - представителей нового времени, просвещенных людей, которые отрицают домостроевские нравы. «Свои» - Кабаниха, Дикой - богатые, имеющие деньги и власть, самодуры, и Варвара и Кудряш – их последователи. «Чужие» - Кулигин, Борис и, конечно, Катерина, жертвы «темного царства».

Уже в начале пьесы намечается конфликт: на фоне прекрасного пейзажа Волги, «среди долины ровные», идет грубая городская жизнь, где правят жестокие нравы.

Город Калинов – сборный город – живет по законам «Домостроя», которые предписывают младшим беспрекословно уважать старших и кланяться им, даже если они деспоты и тираны, молодая жена обязана сидеть дома, лишь изредка выходить в церковь и на бульвар по праздникам, любить и страдать по мужу в одиночестве, но нежные чувства к нему при встрече и разлуке проявлять сдержанно. Этими и другими законами опутана жизнь провинциального города. Городские обыватели, подчиняясь этим законам, отстают от настоящего времени на десятилетия, а, может быть, и на столетия. Жители города не читают книг и журналов, никуда не уезжают, а сведения о внешнем мире получает от «странников», таких, какой изображена Феклуша – второстепенный персонаж, которому немало места уделено в драме.

Представители «темного царства» видят город Калинов как райское место, где жизнь течет тихо и спокойно, так как было заведено встарь, им и невдомек, почему люди нового поколения видят его как «темное царство», где унижают и истязают ближних, бедных и наделенных моралью и мыслью. Интересно отметить, что вроде бы свой, местный, Кулигин, высказывая просвещенные мысли становится «чужим», вызывает грубость и недоверие. Однако, пришлая странница Феклуша, рассказывающая о большом мире за пределами Калинова, как о суетном и мерзком, нашедшая свое пристанище в старом городе, становится «своей».

Пьеса строится на постепенно нарастающем напряжении, вот-вот грянет гром и конфликт разрешится.

Персонажи «Грозы» живут в особом кризисном периоде, в катастрофической обстановке мира, когда должны разрушится старые порядки и восторжествовать новые. Нравственные устои приверженцев старых принципов Досмостроя пошатнулись, сами представители прошлого уже изменили той морали и тем законам, по которым им предписано было жить. Верность старине сменилась самодурством «под видом благочестия» - только внешне представители старого мира выглядят высоконравственными людьми, на самом же деле их истинная вера в домостроевские порядки сменилась лицемерием и формальным соблюдением предписанных правил, ими двигают страсти обогащения и власти.

Когда разразился спасительный гром, он символизировал глубокий кризис, в котором отказалась существовать главная героиня – Катерина. Ее гибель стала трагическим последствием того факта, что старый мир, «темное царство» и его представители ничему не учатся. Они не знают сомнений в устройстве своей жизни и не видят смысла ее менять. Однако, сознательных продолжателей домостроевских традиций не обнаруживается. Дети калиновского города бегут из него или строят новый порядок. Постепенно старый мир исчезнет, когда домостроевские порядки навсегда уйдут из семей.

Для русского человека, понятие грозы Островского навсегда приобрело символическое значение. «Темное царство» и по сей день встречается в разных уголках мира, до сих пор гремят житейские грозы во имя света и добра. Конфликт, раскрытый драматургом, оказался вечным и актуальным во все времена.

Жанр пьесы «Гроза» считается лучшей пьесой А.Н. Островского, согласно оценкам критиков. Жанровая принадлежность пьесы – драма (в узком смысле слова).