Оказыается не один я разочарован: сериал «Библиотекарь»: крах одного из самых ожидаемых отечественных сериалов года

В главной роли Никита Ефремов
В главной роли Никита Ефремов

Премьеру шоу ждали многие. Среди них были как фанаты автора первоисточника, Михаила Елизарова, так и зрители, верящие в отечественные фэнтези-проекты. У сериала отличный актерский состав, в основе бестселлер, интересная идея и прочие признаки будущего хита. И, тем не менее, что-то пошло не так. Пытаемся разобраться, что именно.

Перед тем, как говорить про сериал, автор сразу уточнит: шоу «Библиотекарь» вдохновлено одноименной книгой Михаила Елизарова, но выступает как независимое произведение. Так что проводить сравнения между первоисточником и сериалом мы не будем, оставив эту задачу знатокам творчества Елизарова. Нас интересует именно экранизация, ее качество и сюжет. Вместе с этим знанием ныряем в шоу с Никитой Ефремовым в главной роли.

О чем это?

Начнем с завязки сюжета. Молодой незадачливый актер Леша Вязинцев, живущий в Москве 90-х годов, мечтает улететь в прекрасное голливудское далеко и строить там карьеру. Правда, с материальным положением у Леши неважно, так что грандиозные планы по завоеванию Голливуда своим талантом приходится временно отложить и спешно начать искать деньги.

В это же время в мир иной отходит отец главного героя, к которому он относится, мягко скажем, прохладно. Дело в том, что младший Вязинцев не может простить старшего за то, что он ушел из семьи, когда Леша был еще ребенком. Мать главного героя в одиночку воспитывала ребенка, пока отец, в представлении оставленной семьи, вел разгульную жизнь, спивался и никак не участвовал в жизни сына.

По счастью, посмертную пользу главному герою отец все же может сослужить - Леше от него по наследству перешла квартира, которую можно быстро продать и уехать в столь желанный им Голливуд.

Но, на самом деле, эта завязка нужна сериалу только для одного - привести Алексея в Широнино, где находится квартира его покойного отца. И вот здесь-то и начинается настоящий сюжет шоу. Оказывается, что в мире существует несколько книг, прочтение которых временно наделяет человека неординарными способностями. Причем способности есть разные: власть, терпение, ярость и так далее. А знает про эти книги весьма ограниченный круг людей, которые создают отдельные группировки, называясь библиотеками или читальнями (одной из таких и руководил отец Леши). Каждая читальня владеет одной или несколькими книгами, но стремится преумножить их количество, зачастую, пытаясь обворовать соседнюю библиотеку.

Библиотека отца главного героя
Библиотека отца главного героя

А все конфликты между общинами решаются старым добрым ультранасилием. Централизованная власть у всех библиотек номинально есть. Она призвана решать конфликты между читальнями и следить за соблюдением законов. Однако не все так просто, и у руководства есть собственные интересы, фавориты и неугодные среди подчиненных. Так что перед нами, по факту, бесконечная клановая война, напоминающая средневековье, но происходящая в постсоветских реалиях.

После просмотра единственного на данный момент официально опубликованного дебютного эпизода шоу сделать какие-то выводы практически невозможно. Потому что на экране творится такой сюр, что невольно задаешься вопросом: что было в голове у авторов, когда они это писали? (Опять же, речь не про книгу Елизарова, а про сценарий). Чтобы сформировать хоть какое-то впечатление от увиденного пришлось искать нелегально выложенные раньше срока серии (такие есть, но они в незаконченном виде).

А что не так?

Сама задумка выглядит интересной. Эдакая вариация «Ночного дозора» и других фэнтези проектов, где в, казалось бы, обычном мире разворачиваются сражения за магические артефакты со своими противоборствующими сторонами. Но вот реализация, кажется, подвела. У некоторых членов нашей редакции непреодолимое желание выключить сериал появилось уже после десяти минут просмотра. Причина проста - рассказанная нами завязка показана настолько клишированными методами (которые, к тому же, вызывают чувство испанского стыда), что появляется не сочувствие к главному герою, а желание избавиться от него. Неужели перед нами комедия абсурда?

Дальше больше: полукарикатурное повествование сменяется томительными кадрами с постсоветской архитектурой ПГТ. Обветшалые домишки, парни в трениках и обшарпанная квартира отца главного героя. Мы перешли в суровую драму? Не спешите делать выводы, дайте шоу еще несколько минут, и оно перескочит в следующий жанр.

И жанром этим станет боевик со сражениями на холодном оружии, шпагами в руках очаровательных героинь и самодельными доспехами из автомобильных покрышек и военной формы. И в дальнейшем шоу продолжит развиваться во всех указанных жанрах одновременно, точнее, скакать из одного в другой. Например, в одной сцене перед нами будут кровь, трупы и расчлененка, а уже в следующей серии мы увидим скрытое высмеивание и доведение до абсурда модели советского правления.

Чего ждать дальше?

Могло ли сработать такое сочетание жанров? Конечно, могло и все еще может. Но пока что жанровые переходы кажутся немного чуждыми. Каждая сцена работает в собственном стиле, изредка сочетая в себе, например, и баталию, и неплохую драму, но в первых эпизодах такое встречается нечасто.

Казалось бы, в боевых сценах, которых в сериале предостаточно, и мог быть главный козырь «Библиотекаря». Тем более, что создатели сериала делают на них акцент, а в сюжете они занимают немалую часть. То есть, шоу можно было бы воспринимать как простой фэнтезийный боевик без серьезных претензий на глубокую философию и подтекст.

Но авторы не могут так сделать по двум причинам. Первая - это первоисточник, в котором, как раз, есть место размышлениям и словесным описаниям, перенести которые в адаптацию необходимо, но, не имея книжных средств выразительности, это непростая задача. А вторая - странный стиль съемки, выбранный для боевых сцен. Масштабные с точки зрения количества персонажей сражения сводятся к нескольким крупным планам и уходят на дальнейшее продвижение сюжета, не давая сериалу посмаковать замесы на самодельных топорах, чтобы назваться полноценным боевиком.

Отец Леши
Отец Леши

Также нельзя не заметить странного преображения актера Никиты Ефремова. В проектах «Нулевой пациент», «Оффлайн», «Тетрис» он показал замечательные образы, исполнив роли на все сто. Но вот в «Библиотекаре» по первому эпизоду, а, особенно, по первым сценам, создается впечатление, что актер не знает, что играть. Возможно, это обусловлено жанровыми метаниями сериала, и дальше ситуация станет лучше.

В Сети шоу получило неоднозначные отзывы, но хоронить его рано. Возможно, в следующих сериях ситуация изменится, проект найдет баланс между разными стилями и повествование станет более плавным. Пока же это выглядит как разрозненная экранизация сходок фанатичных ролевиков с самодельным холодным оружием наперевес.

Вот некоторые отзывы людей просмотревшие этот сериал выставили негативные отзывы в интернете:

Скриншот автора
Скриншот автора
Скриншот автора
Скриншот автора
Скриншот автора
Скриншот автора

И таких отрицательных отзывов множество об этом сериале.

Источник: https://stebel.ru/lifestyle/serial-bibliotekar-id48927-13-05073/