Мифы об адаптации детей в эмиграции и работающие способы, как им помочь.
МИФ 1. Дети быстро адаптируются, язык выучится легко, друзья сами нарастут, родину забудут быстро.
В реальности, эмиграция - сложнейший процесс утраты своей идентичности и выстраивания новой, и даже в младшем школьном возрасте требуются годы на то, чтобы пересобрать себя, обрасти новыми социальными связями и чувствовать себя уверенно.
Чем выше уровень владения родным языком, тем больше будет требовать от себя ребенок во втором (третьем) языке.
Чем крепче были связи с друзьями, большой семьей, школой, тренерами, наставниками, тем выше требования к связям на новом месте
Тут имхо надо совместно с ребенком снижать эти ожидания и давать себе время.
В реальной практике вижу самые разные случаи, от того, что ребенок-подросток моментально переключался на новые рельсы и кайфовал от перемен, до того, что первый язык, культура и национальная идентификация у младшего школьника так и остались основными и через 10 лет, несмотря на уверенный второй язык, хорошую успеваемость и местных друзей.
Даже в очевидном правиле о том, что чем младше ребенок, тем легче ему приспособиться, надо учитывать периоды кризисов, особенно пубертат.
Ситуацию в семье: всё хорошо, переезжают оба родителя или развод и один из важнейших взрослых остается в другой стране.
Травмы: уезжали спокойно с ресурсами или из-под бомб босиком, не похоронив бабушку.
Состояние здоровья: нормотипик или есть особенности, и прочее и прочее.
МИФ 2. Об упущенном времени. Надо немедленно найти самую лучшую школу, самого сильного тренера, самый престижный спортивный клуб, самое-самое, иначе - социальное дно, клеймо неудачника, вся жизнь насмарку.
Чтобы переварить переезд, новый эмиграционный социальный статус, новый язык, новое окружение, новую культуру, требуются время, эмоциональный ресурс и поддержка.
Сильная школа, например во Франции это часто католическая, означает строгие требования, большой объем обязательного домашнего задания и это все ляжет на хрупкие плечики ребенка и на ваши родительские плечи, между прочим
А вам еще надо сделать миллион бумаг, одной лапой зарабатывать деньги, второй адаптировать самим, третьей - не потерять здоровье и рассудок.
Сильный тренер означает тренировки 4-6 раз в неделю, неукоснительные посещения, поездки по соревнованиям по всей стране, и это тоже серьезная нагрузка на детей и родителей.
Новые виды спорта могут отлично зайти тренированному ребенку, а могут заставить его почувствовать себя уязвимым неудачником, когда придется соответствовать детям, практикующим сейлинг с 4 лет.
МИФ 3. Положим жизни ради детей, когда все ресурсы семьи кладут на алтарь детского счастья, забывая о том, что счастливые родители учат детей своим примером.
Если мы сами не учим язык, не адаптируемся, не любим новую страну, страдаем по родной, детям сложно идти другой дорогой.
Поэтому, имеет смысл, особенно в первый год, особенно если переезд экстренный, и члены семьи не говорят на языке и не имеют социальных связей на новом месте включить самый легкий режим функционирования.
Как это выглядело у меня?
1. Никаких регулярных кружков, кроме тех, что идут в школе.
Мы опоздали на стандартный набор в спортивные клубы, а пробивать стену и при этом платить годовые оплаты за несколько месяцев занятий не хотелось.
Вместо этого семейные походы, лагерь на время школьных каникул, интересные поездки, длинные прогулки и пляж круглогодично всей семьей.
Никаких сожалений, через год спокойно пошли в нужные кружки, уже понимая свое расписание и не пытаясь впихнуть невпихуемое.
2. Школы муниципальные бесплатные по месту жительства.
Обе школы - красивые особнячки с малым количеством классов, хорошей едой, классными экскурсиями, умением адаптировать иностранцев, продлёнкой с контролем домашнего задания и бережным отношением к детям.
Тут нам, с одной стороны, повезло, а с другой стороны и вам повезет, если вы сделаете себе хороший адрес в центре города, заранее узнав в мэрии, в какую школу попадете.
Администрация хорошей школы всерьез занимается детьми-иностранцами, так в коллеж (среднюю школу) Платона взяли с сентября дополнительного русскоговорящего завуча.
Понимаю, что в сильной школе был бы более высокий уровень образования, окружения и перспектив поступления, однако его еще надо уметь впитать (а у меня старший в пубертате, а младшая с дислексией) и тянуть этот уровень вдолгую.
Я отложила решение с репетиторами и выбором заведений высшей школы до старших классов и приняла решение не учиться за детей, а подобрать им образование по тому профилю и уровню, который они потянут самостоятельно.
3. Позволить спуститься по требованиям и желаниям ниже возрастной нормы.
Хочется им в 9 и 11 лет мягких игрушек, пирожных, лепить куличики на пляже, стрелять из водяных пистолетов и слушать детские сказки, отлично, пусть вернутся в ранний, вроде бы уже пройденный, этап и возьмут там ресурс для роста.
4. Не толкать, когда не хочется.
Хочется только русско- и англоязычных друзей во Франции, отлично, иди и общайся комфортно.
Постепенно естественным образом прирастут и местные.
Хочется провести выходные в кровати, а не идти и развиваться и плавать в море температуры "парное молоко", великолепно, пойду на пляж одна, буду изображать молодую холостую, никто не будет басить на весь пляж "мама, это кто?!" и висеть на шее, когда владельцы лодок пытаются познакомиться.
Хочется родных пельменей, блинчиков и вареной колбасы, кушайте не обляпайтесь, в школе вам привьют вкус к французской кухне.
5. Быть в контакте.
Со школой (это бесконечно важно!), с социальными службами, если имеете право на поддержку, с похожими семьями, проживающими/уже пережившими этот этап, с самими детьми, давать им выгружать дома свои эмоции, не обесценивать кажущиеся ерундой детские переживания, даже если хочется лезть на стенку от настоящих взрослых проблем.
6. Замечать/отмечать даже маленькие победы.
Ого, ты уже половину понимаешь в школе, а не треть, как весной.
Ты крут, у тебя так много приятелей появилось, этот из школы, тот из лагеря, а теперь еще и из бассейна.
Вот это победа, смотри, ты всё поняла, что тебе сказали в магазине и смогла уверенно ответить.
А вы как помогаете (не мешаете) детям приживаться на новой месте?