Оптимистическое путешествие "на воды" с оппозиционером

Всегда интересно открывать какого-то художника (да и почему только художника?) с необычной стороны. Человек, всю жизнь известный вам как прекрасный фотограф котиков, оказывается удивительным знатоком хоккея, а ещё вы выясняете, что ваш знакомый страховой агент с 40-летним стажем, все эти годы писал стихи под псевдонимом.

Что можно ждать от художника остросоциального, не скрывающего своих симпатий к оппозиции как в творчестве, так и в общественной деятельности?

Например, тонкого понимания природы и отличных пейзажей.

Предлагаю прогуляться по Кавминводам и Приэльбрусью вместе с автором таких известных картин как «Студент», «Курсистка», «Кочегар», «Всюду жизнь» - Николаем Александровичем Ярошенко. Или как его звали на малой родине – в Полтаве, Микола Ярошенко. Дополнительные пояснения от меня, я думаю, тут не очень-то и нужны. Те, кто бывал в тех краях могут сопоставить со своими впечатлениями и кстати, этим можно поделиться со всеми, в комментариях.

 Н.А.Ярошенко. Березовая балка. Кисловодск. 1890-е
Н.А.Ярошенко. Березовая балка. Кисловодск. 1890-е
 Н.А.Ярошенко. Бештау
Н.А.Ярошенко. Бештау
 Н.А.Ярошенко. В горах. 1892
Н.А.Ярошенко. В горах. 1892
 Н.А.Ярошенко. Горный пейзаж. 1880е
Н.А.Ярошенко. Горный пейзаж. 1880е
 Н.А.Ярошенко. Горный пейзаж. Зима. 1882
Н.А.Ярошенко. Горный пейзаж. Зима. 1882
 Н.А.Ярошенко. Тебердинское озеро. 1894
Н.А.Ярошенко. Тебердинское озеро. 1894
 Н.А.Ярошенко. Кисловодск. Водопад. 1889
Н.А.Ярошенко. Кисловодск. Водопад. 1889
 Н.А.Ярошенко. Предгорье
Н.А.Ярошенко. Предгорье
 Н.А.Ярошенко. Пятигорск. 1893
Н.А.Ярошенко. Пятигорск. 1893
 Н.А.Ярошенко. Шат-гора (одно из названий Эльбруса). 1894
Н.А.Ярошенко. Шат-гора (одно из названий Эльбруса). 1894
 Н.А.Ярошенко. Эльбрус в облаках. 1894 Государственный Русский музей
Н.А.Ярошенко. Эльбрус в облаках. 1894 Государственный Русский музей

Все картины, кроме последней находятся в Мемориальном музее-усадьбе художника в г. Кисловодске. Николай Александрович купил этот дом в 1885 году и проводил там с семьёй почти каждое лето. Хотя, говорить «с семьёй» было бы не совсем верно. В доме всегда было полно гостей. Ярошенко и в Петербурге был душой общества, и все его многочисленные друзья и знакомые довольно часто летом гостили у него в Кисловодске. Так что это был скорее не дом семьи художника, а «летняя база» прогрессивной интеллигенции. А кому мои слова покажутся преувеличением, тому советую ознакомиться со списком лиц, гостивших у Ярошенков в Кисловодске: художники - Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи, а кроме того - Рахманинов, Шаляпин, Собинов, Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов, Менделеев, и я думаю, что это неполный список.

А что там с оптимизмом, вынесенным в заголовок статьи? Пожалуйста!

Гостеприимство Николая Александровича было удивительным. На этой знаменитой картине изображена та же Анна Черткова (в девичестве Дитерихс), которая скорее всего была прототипом для знаменитой «Курсистки»

Н.А.Ярошенко. В тёплых краях (Больная). 1890. Государственный Русский музей
Н.А.Ярошенко. В тёплых краях (Больная). 1890. Государственный Русский музей

Кстати, в отношении этой картины никаких сомнений в личности главной героини нет. Незадолго до этого Анна и её муж Владимир пережили трагическую смерть своей малолетней дочери. Картина написана на той же Кисловодской даче Ярошенко. Традиционно считается образом женщины, умирающей от тяжёлой болезни, проводящей последнюю весну своей жизни.

Так главная героиня «Курсистки» оказалась на Кавминводах, в Кисловодске.

А где же оптимизм? А вот он. Анна Черткова поправилась и прожила ещё 37 лет после написания этой картины, скончавшись только в 1927 году. Довольно неплохо для привычного образа умирающей, встречающей свою последнюю весну.