Творцы и торговцы

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора». Кроме того, географически и хронологически расцвет этой живописной школы почти полностью совпадает с расцветом Великого герцогства Бургундии. Но сегодня я обратился к одной из самых своих любимых тем не для того, чтобы спорить о терминах.

Одна из причин, вызвавших расцвет всех изобразительных искусств Нидерландов, была, да простят меня прекраснодушные идеалисты, сугубо прагматичная. Строго «по Марксу» - существенный рост благосостояния цеховой и торговой буржуазии Брюгге, Гента, Льежа, Антверпена, Брюсселя и других городов. Фландрия богатела на изготовлении тканей и торговле ими. Не только, конечно, на этом, но это был основной источник дохода. Разбогатевшая буржуазия платила (хоть и со скрипом) налоги, увеличивающие благосостояние герцогов Бургундии, позволяя им щедрой рукой оплачивать труд художников, а кроме того, сама потихоньку выдвинулась в категорию «Заказчики», расширяя рынок. Так что ткань - один из столпов, на котором держится искусство Нидерландов (Бургундии) в XV веке.  Неудивительно, что «мануфактурка-кормилица» довольно часто встречалась во многих произведениях, не исключая алтарей, во всём своём великолепии. Задача подобрать примеры под этот тезис оказалась лёгкой до невыполнимости. Я просто был засыпан количеством возможных вариантов, поэтому с трудом отобрал некоторые. Того, кто долистает до конца, ждёт «игра в демократию» - возможность отдать свой голос за одну из версий происходившего.  Все произведения умещаются во временной промежуток 1420+ - 1470+.

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».

Робер Кампен. Алтарный образ чуда о процветшем посохе и обручения Девы Марии. Фрагмент 1

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-2

Робер Кампен. Алтарный образ чуда о процветшем посохе и обручения Девы Марии. Фрагмент 2

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-3

Робер Кампен. Рождество Христово. Фрагмент

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-4

Робер Кампен. Алтарь Бартелеми. Фрагмент

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-5

Ян ван Эйк. Мадонна с каноником Ван дер Палэ. Фрагмент

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-6

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент – Христос Вседержитель

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-7

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент – Иоанн Креститель

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-8

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент – Ангел, играющий на органе

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-9

Ян ван Эйк. Благовещение. Фрагмент – Гавриил

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-10

Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Брак, правая панель – Мария Магдалина

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-11

Рогир ван дер Вейден. Триптих Бладелена, левая панель

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-12

Рогир ван дер Вейден. Триптих Бладелена, правая панель

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-13

Ганс Мемлинг. Алтарь св.Иоанна Богослова. Центральная панель. Деталь – св. Екатерина Александрийская

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-14

Ганс Мемлинг. Мадонна с Младенцем и двумя музицирующими ангелами.

Великая живопись ранних Нидерландов. Я, как известно, предпочитаю  говорить Бургундии, потому что уж очень во многом на то, что  изображалось на картинах и алтарях, повлияли «тайны Бургундского двора».-15

Дирк Боутс – старший. Мадонна с Младенцем

Итак, как вы считаете, обилие великолепных тканей на картинах старонидерландских (бургундских) мастеров, это:

1. Результат победы реализма в художественном стиле. Изображали то, что было частью повседневной жизни.

2. Уступка настойчивым просьбам заказчиков, непременно желавших видеть продукцию своей «фабрики», запечатлённой в красках.

3. Своеобразная реклама экспортных возможностей текстильной промышленности Нидерландов. Многие картины расходились заказчикам по всей Европе, а с ними путешествовали и изображения чудесных фламандских тканей, как бы намекая и спрашивая: «Не желаете, уважаемый господин, такую же?».

4. Проявление общего эстетизма эпохи. Всему красивому, вычурному, «этакому» находилось место на досках и холстах, а, значит, и тканям.