Найти тему
77 подписчиков

Арабо-мусульманские завоевания Дагестана.

 На данную тему ещё в далёком 1981г. писал дипломную работу обучаясь в ДГУ историческом факультете. Руководителем был прекраснейший человек, профессор Вагабов Михаил Вагабович (Аллах рахмят илясин).

На данную тему ещё в далёком 1981г. писал дипломную работу обучаясь в ДГУ историческом факультете. Руководителем был прекраснейший человек, профессор Вагабов Михаил Вагабович (Аллах рахмят илясин). Для изучения истории народов Дагестана VI – X века арабская историко- географическая литература представляет единственную источниковедческую базу. Среди арабских авторов наибольшую ценность для нас имеют: ал-Баладзори, ал-Якуби, Ибн-ал-Факих, Ибн-Руста, ал-Масуди, ал-Истахри, Ибн Хаукаль и др. Для данной конкретной темы важные сведения даёт Баладзори (IX в.), в своей книге «Книга завоевания стран» и ал-Якуби (IXв.) который во многом дополняет Баладзори.

Особое место по важности сведений о военно-политических событиях на Восточном Кавказе занимает арабоязычный историк и богослов ат-Табари (858-923гг..) В своей многотомной книге «История пророков и царей он даёт сведения о военных действиях Арабского халифата с горцами и хазарами.

Особый интерес по нашей теме представляет сочинение Ибн-Руста «Дорогие ценности» (Xв.), где имеется интересное описание государства Серир.

- 2 -

(вывод академика В. В. Бартольда, что Серир «соответствует области населенной сейчас народностью аварцев»).Особую ценность для Дагестана имеют работы арабского историка и географа (Xв.) Масуди. Он указывает на точное расположение каждого политического образования Дагестана., описывает их территории, население, природные условия, касается вопросов религиозных верований народов Дагестана. Xвек был эпохой высшего расцвета арабской культуры и в особенности литературы. Так, в Дербенте многие читали художественную литературу на арабском языке. Материалы по данной теме можно черпать и у авторов XI – XIII веков Абу Хамида аль-Гарнати жил (1080-1169гг.), Йакут ар-Руми ал-Химави ( ок.1179-1229гг.), Закарийа ал-Казвини (1203-1283гг..) и у других авторов. Важнейшей фундаментальной хроникой является «Тарих ал-Баб» сохранившийся для нас в труде турецкого историка Ахмеда Ибн Лютфуллаха, носившего звание Мюнеджим-баши («Главный астроном»).

«Тарих ал-Баб» труд именно историка Ахмеда охватывает период истории Дагестана с 867 по 1076 гг. и содержит огромный материал по самым различным вопросам жизни того времени. В других известных хрониках Дербент-наме всего

- 3 -

этого нет и данная хроника турецкого историка является уникальной. Не удивительно, что в русско-язычном пространстве нашлись «специалисты», которые своими фантазиями и соответственно предположениями приписывают авторство данного исторического труда другим авторам. Полезные сведения о распространении ислама в Дагестане можно прочитать и в «Истории Абумуслима». Очень важнейшим источником для данной темы являются многочисленные эпиграфические надписи, относящиеся к XI-XVвекам. Большое значение для изучения данной темы имеют материалы особенно топонимики. Академик В.В. Бартольд подчёркивает, что ислам был принят к рассматриваемому времени лишь народами Южного Дагестана. Можно делать разные выводы из имеющихся фактов: до недавнего времени в сел. Ахты имелось родовое кладбище турков-сельджуков или в сел. Хунзах сохранились рода с сельджукскими именами. Именно турками-сельджуками было основано в сел. Цахур образовательный университетский центр того времени XI века и самый древний на территории современной России. Современный мазхаб шафии был распространён в Дагестане именно в период правления турков-сельджуков, в государстве которых шафиитский был главным

- 4 -

мазхабом, хотя в Османской империи был мазхаб ханифитский. Известный специалист по истории Дагестана Р.М. Магомедов пишет «В средний и западный Дагестан ислам начал проникать, видимо, не раннее XIвека». И это связано с турками-сельджуками, чья роль в истории Дагестана крайне слабо изучена или можно сказать, что даже почти не изучена. Это серьёзный пробел дагестанской исторической науки. Говоря о распространении ислама в Дагестане надо отметить, что естественно исторически вопрос освещался однобоко как в царское время господства колониальной администрации, как и в советское время господства государственного атеизма. В настоящее время историческая наука Дагестана ещё не до конца отошла от тех идеологических наслоений, которые ей достались от прошлого. Этому мешает исторический антитюркизм в историографии XIX, XX и уже даже частью XXI века. Главный город прикаспийской низменности и всего Дагестана Дербент арабы многократно захватывали и вынуждены были многократно оставлять хазарам, которые действовали против арабов фактически совместно с дагестанскими народами. С перерывами арабы захватывали Дербент в 685 – 686 гг.., в 692г., в 708г., в 722-

- 5 –

723гг.. В 750г. была свергнута династия Омейядов и власть в халифате перешла к Аббасидам. Ещё в период правления Омейядов в войсках арабского халифата служило огромное количество воинов тюркского происхождения. Это были бывшие рабы, «гулямы», принявшие ислам, купленные арабским государством, у тюрков, которые вели беспрерывные войны целью которых были получение добычи рабов-юношей, которые дорого ценились для продажи на невольничьих рынках. В VIII в. при Аббасидах была создана специальная тюркская гвардия, численностью 25 – 40 тыс. чел., которая представляла главную ударную силу войск халифата. В IX веке тюрки ещё больше усилились для них рядом с Багдадом был построен город Самарра, где и размещалась тюркская гвардия халифа. В это-же время восстание Бабека в Азербайджане было жестоко подавлено именно тюркской гвардией халифа. Как и последующие века и тогда на завоёванных землях поселяли военных колонистов. И естественно так было и в Дербенте и близ Дербента на плодородных землях для укрепления своих военных позиций. « Так из различных областей халифата, в частности из Сирии и Месопатамии, ок. 7 тыс. мусульманских семей было поселено близ Дербента. Кроме

- 6 -

того, были возведены крепости в таких пунктах близ Дербента, как Рукал, Кала-Сувар, Митаги, Бильгади, («Баб эль хадид», по арабски как "железные двери"). …. Камах, ал-Мухаммадия (совр. Химейди), Баб-Вак (совр. Дарвак)». Тюркский элемент военных колонистов присутствует и в современных жителях указанных сёл. Тюркское присутствие показывает Кырхляр - старое и почитаемое кладбище в городе Дербенте, где захоронены известные тюркские военноначальники. Являясь потомками тюрков империи гуннов, Тюркского каганата, Хазарского каганата и государства турков-сельджуков и по сей день народ обозначающийся дагестанскими азербайджанцами живёт на данной земле.

( Продолжение следует в дальнейших публикациях).