Найти тему

Депрессивное ЗаМКАДье. Англия

Вы, наверное, часто встречали в интернете фразу «Есть ли жизнь в ЗаМКАДье?». Вы небось думаете, что это наши журналисты, блогеры и прочие общественники придумали и раскрутили эту тему? Ничего подобного. Сегодня покажу вам ЗаМКАДье по-викториански. После поражения Наполеона Великобритания стала окончательно владычицей морей и главной державой мира по экономической мощи. Испания давно сошла на нет, США и Германия только начинали свой подъём, Франция разбита, Австрия больше увлечена внешним блеском и попытками удержать венгров и славян, Россия, хм… большая. На протяжении довольно долгого периода времени в мире существует только одна сверхдержава, она же «мастерская мира». Над владениями королевы Виктории никогда не заходит солнце. Одна из величайших империй в истории человечества. Лондон – крупнейший город мира. Особняки аристократов полны роскошного убранства. Мужчины щеголяют в строгих, но элегантных костюмах, а женщины в роскошных платьях. А теперь перенесемся на 458 километров от Лондона. Почти «ЗаМКАДье». Для сравнения, расстояние между Москвой и Галичем (Костромская область) 467 км.

Представьте себе мысленно карту Великобритании. Помните, внизу, на юго-западе «отросток», уходящий далеко в море. Это полуостров Корнуолл. До середины XVIII века этот регион был даже двуязычным – английский соседствовал с местным языком – корнским. Именно в Корнуолле находится самая западная точка Англии с красноречивым названием Land's End – Край света. Вы уже начинаете догадываться, в какую глушь мы заехали? Это ещё не всё. На крайнем юго-западе Корнуолла есть небольшой городок Пензанс, именно до него от Лондона 458 километров. Регион и сейчас не самый богатый, а сто тридцать лет назад и говорить нечего. Кроме того, в конце XIX века весь Корнуолл переживал довольно существенный кризис. Запасы меди и олова, бывшие визитной карточкой региона ещё недавно, потихоньку стали истощаться, шахты начали закрываться.

Рядом с Пензансом есть место ещё более глухое и заброшенное – рыбацкая деревушка Ньюлин. Там, в 1882 году (Виктория ещё крепкая 63 летняя старушенция), поселился художник Уолтер Лэнгли. Он создал удивительную Вселенную, наполненную не вымышленными героями, а корнуоллскими рыбаками и членами их семей. Первые 10 лет (1882-1892) Лэнгли работал акварелью, а с 1892 перешёл преимущественно к масляным краскам. Начнём с мужчин. Не из какого-то там шовинизма и прочих ругательств наших дней. Просто в те дни (да, пожалуй, и сейчас) профессия рыбака была исключительно мужская.

Портрет рыбака. Акварель
Портрет рыбака. Акварель
Между приливом и отливом. 1901
Между приливом и отливом. 1901

Впрочем, мужчины уходят в море. На лов. Туда вряд ли возьмут с собой художника. Так что ему остаётся обратить свой взор на тех, кто остался и ждёт на берегу

Ждущие возвращения лодок. 1885
Ждущие возвращения лодок. 1885

Кстати, это не обязательно только женщины. Старые рыбаки составляют им компанию

Когда лодки ушли. 1903
Когда лодки ушли. 1903
Догоняя корнуоллский телеграф
Догоняя корнуоллский телеграф
Дневной сон (Day Dream)*
Дневной сон (Day Dream)*

*Слово Dream в английском языке может переводиться как сон (который снится) и как мечта. Тут, конечно, сон. Но если подумать о мечте, то о чём может мечтать эта женщина? Конечно, благочестивые деревенщики тут же припишут ей колыбельную, в которой мать поёт о том, что сын вырастет таким же рыбаком как его отец и дед. Чему удивляться? У «посконных традиционалистов» мозг в принципе отсутствует. Нет у них такого органа. Я готов сделать любую ставку на то, что эта женщина мечтает только об одном. Чтобы её ребёнок как можно скорее вырвался отсюда.

Впрочем, выбраться тоже не так просто. Есть конечно армия. Империи постоянно нужны новые солдаты, её «священные рубежи» всё время кто-то тревожит. То в Африке, то в Индии возникают всё новые и новые угрозы британским национальным интересам.

Среди пропавших без вести. 1884
Среди пропавших без вести. 1884

Вряд ли о пропавших рыбаках идёт речь. Зачем для этого почта? Вероятней всего, муж этой женщины защищал отечество и королеву в каком-нибудь Судане, у истоков Нила, там в то время англичане как раз проводили очередную операцию по «защите местного населения». Что поделать? За имперский статус надо платить. И платить, естественно, будет не элита.

Повезло. Возвращаются

Бухта Ламорна. Корнуолл. Акварель
Бухта Ламорна. Корнуолл. Акварель
Уголок старого двора. 1905
Уголок старого двора. 1905

Но не всегда и не все.

Never Morning Wore to Evening but Some Heart Did Break. 1894
Never Morning Wore to Evening but Some Heart Did Break. 1894

Сложное название можно перевести так «Никогда ещё утро не сливалось с вечером, но чьё-то сердце было разбито». Думаю, что тут имеются в виду вовсе не сопли в стиле сестричек Бронте. Скорее всего и эта женщина овдовела. Я не знаю, не вернулся её муж вместе с другими рыбаками или пропал на очередной войне, да какая разница...

Продолжение следует