Найти тему
Любовь Стариченко

Любовь Стариченко. МОИ ИДЕАЛЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Дерзновенность — это отвага ума,

проникающего за горизонты нашего мировоззрения.

ПРЕАМБУЛА

Однажды, лет десять тому назад, в одно счастливое мгновение,

меня осенила гениальная и в то же время дерзновенная идея:

поскольку мои рассказики, в которых я повествую во время концертных выступлений перед публикой о моей непростой, временами драматичной творческой судьбе вызывают горячий сочувственный интерес у слушателей, то почему бы не изложить эти мои опыты целиком на бумаге в виде небольшой повести под названием «Мои тернистые ступеньки в музыке»!?

Мой отец, Владимир Александрович, с энтузиазмом поддержал меня.

Он, будучи, как он сам называл себя, литератором-любителем, за короткое время сочинил для меня эссе «Идеалы литературного творчества».

Тщательно, скрупулёзно осмысливая данные тезисы моего отца

и руководствуясь ими, я начала излагать на бумаге мои воспоминания, переживания, впечатления, размышления о моих тернистых,

но в то же время благословенных ступеньках в музыке.

По мере написания моей книги постепенно выкристаллизовывались

и мои собственные мысли и представления о литературном мастерстве,

и, в результате, появилась видоизменённая версия «Идеалов литературного творчества» в моей интерпретации, которую я и предлагаю вашему вниманию, дорогие друзья.

1. Гениальное литературное произведение — то,

которое вдохновляет нашу душу и просвещает наш разум.

Литературное произведение непременно должно быть интересным

и поучительным для читателя, то есть содержание книги должно вызывать

в его душе удивление, восхищение, азарт восприятия новых острых эмоциональных впечатлений, а также дарить его уму ценные примеры жизненной мудрости.

Ведь что мы ждём от книги? Чтобы она была для нас умным и интересным собеседником, то есть мудрым Другом и Учителем для нас.

2. Сущность таланта — творить достойное восхищения.

Осознание мной этой важной истины помогает мне более ответственно

и вдохновенно относиться к моей скромной литературной деятельности.

3. Искусство — это служение Красоте.

Призвание художника — созидание Красоты.

Осознавая данное творческое кредо, уже стараешься как можно реже

в своих творениях изображать — в угоду так называемой правде жизни — ординарных, малопривлекательных, духовно убогих персонажей.

Ведь мы же в повседневной жизни избегаем общаться с малокультурными, неприятными для нас людьми; поэтому мы должны переносить это правило

и на литературное творчество.

4. Отображать высоты человеческого духа —

вот миссия творческого самовыражения гения.

Мы не должны забывать, что одним из главных мотивов поведения человека, по мнению Зигмунда Фрейда, является «желание стать великим».

Многим молодым людям свойственно стремиться стать умнее, талантливее, просвещённее, духовно могущественнее, и поэтому они проявляют повышенный интерес к тем литературным произведениям,

которые способствуют удовлетворению этой их потребности.

Литературное произведение, в котором главные действующие лица

своим поведением и интеллектуальным самовыражением вызывают

наше сочувствие, сопереживание, восхищение, заряжают нас вдохновением

и при этом обогащают нас новым ценным для нас опытом и мудростью.

5. Писателю, чтобы быть интересным читателям его произведений, нужно прежде всего стать интересным самому себе.

Овладение любой высокозначимой специальностью невозможно

без получения человеком полноценного высшего образования.

Это же касается и литературного творчества, — оно требует от начинающего писателя неустанного самоотверженного и вдохновенного самообразования, которое было бы равно высшему образованию или, ещё лучше,

даже значительно превосходило его.

Только неустанно создавая в самом себе великое,

писатель имеет потом возможность отобразить это великое

в своих произведениях.

6. Гениально то литературное произведение,

в котором отображаются мудрые переживания, мудрые поступки, мудрые мысли его персонажей.

К сожалению, современные издательства — это сугубо коммерческие предприятия, единственной целью которых является извлечение максимальной прибыли от своей деятельности. Поэтому неудивительно, что эти предприятия печатают исключительно высокодоходную «макулатуру» — так называемые бестселлеры, которые способны удовлетворить лишь низкопробные, примитивные душевные запросы и потребности невзыскательных,

но, так уж сложилось, преобладающего количества читателей.

Увы! В своей основной массе люди не стремятся к высокодуховному, возвышенному, высокоинтеллектуальному уровню существования, —

то есть им чуждо стремление стать идеальными, совершенными, великими личностями, так как это потребовало бы от них слишком большого

(чего они не безосновательно опасаются) напряжения духовных, нравственных и интеллектуальных сил.

Равнодушие людей к духовным ценностям можно объяснить следующим образом. Отсутствие у того или иного человека стремления к духовному самосовершенствованию является причиной отсутствия у него так называемого духовного голода, а в этом состоянии ему претит, даже вызывает отвращение всякая духовная пища.

Комфортная душевная и духовная вялость, инертность, леность мысли

им милее, хотя вследствие этого они и остаются неинтересными, заурядными личностями.

Поэтому-то и оказываются невостребованными этими неприхотливыми читателями, а значит, и издательствами, новые литературные шедевры,

которые могли бы обогатить высокодуховными ценностями то минимальное количество индивидуумов, которые остро нуждаются в подлинных культурных благах.

Как ни прискорбно это осознавать, но умная литература

сделалась в наше время немодной, как не модно стало для людей

стремиться быть в нашем обществе мыслящими, высококультурными, незаурядными личностями.

Но не воспитывая у себя мышление, а это возможно лишь

благодаря чтению умных книг, не овладеешь мудростью.

А без мудрости нет для человека благополучного существования,

которое могло бы приносить ему осознанное удовлетворение,

радость и счастье.

Неумение или нежелание мыслить —

причина нашего неразумного поведения.

Человек, не воспитавший в себе способность мышления, не в состоянии осознать собственную интеллектуальную неполноценность,

из-за которой-то и случаются все его беды и несчастья.

Почему бы людям не осознать: После здоровья

нет ценности выше мудрости, благодаря которой добываются, сохраняются и приумножаются сверхзначимые для нас блага.

Возникает парадокс: Дефицит какого-то блага усиливает, как правило, потребность в нём. Почему же с мудростью всё обстоит наоборот:

чем её меньше у человека, тем меньше он в ней нуждается!?

Однако долг талантливого литератора — снова и снова «доказывать» в своих творениях: наивысшее человеческое благо есть мудрость.

Следовательно, то литературное произведение,

в котором отображается и жизнеутверждается эта высшая вечная ценность, имеет шанс и само стать вечным.

7. В своём идеале литературное творчество —

это активность, инициативность воображения и мышления писателя, его неустанная устремлённость отобразить в своих произведениях то, что, по его мнению, способно обогатить человечество.

Человечество на протяжении веков сформулировало вечные гуманитарные ценности, высшие духовно-нравственные идеалы, к которым оно стремится, подчиняясь закону эволюции.

Миссия художника — творческими средствами удовлетворять жажду стремления человеческого общества к этим идеалам.

То произведение, которое является наиболее интересным и наиболее полезным в этом плане для людей и оказывает на них наиболее благотворное воспитательное влияние, является для них и наиболее ценным.

Великая книга — та, которая воспитывает у читателя

великие личностные качества.

То литературное сочинение можно назвать гениальным,

которое не утрачивает для нас своей ценности

от каждый раз нового его прочтения.

Подлинное, наивысшее творческое удовлетворение писатель испытывает, когда осознаёт, что написанная им книга — достойный дар человечеству.

Окончание следует.