4,2K подписчиков

Резкий Рост Цен на Бензин в России. С чем Это связано?

С начала сентября 2023 года, цены на автомобильное топливо в России стремительно увеличились, вызывая серьезные заботы среди потребителей.

С начала сентября 2023 года, цены на автомобильное топливо в России стремительно увеличились, вызывая серьезные заботы среди потребителей. В последние несколько дней, стоимость заправки выросла на несколько рублей за литр. Например, цены на бензин Аи-92 поднялись до уровня около 55 рублей за литр, а дизельное топливо даже превысило отметку в 75 рублей за литр на некоторых станциях. На биржах также отмечается увеличение стоимости топлива.

Рост цен ускорился, как свидетельствуют данные Росстата на 3 сентября. Так, средняя цена за литр бензина Аи-92 составила 50,67 рублей, что на 25 копеек выше, чем 26 августа. Бензин Аи-95 подорожал на 231 копейку, достигнув 55,38 рубля за литр, а дизельное топливо подскочило на 74 копейки, достигнув 61,58 рубля за литр. Росстат обещает предоставить более актуальные данные в среду, 13 сентября.

Пользователи социальных сетей активно обсуждают рост цен, публикуя фотографии из автозаправочных станций, на которых видно значительное удорожание топлива именно в последние дни. Например, в телеграм-канале «Синие ведерки» пользователи делились снимками, на которых видно, что цена на дизельное топливо в Ярославле уже достигла 74,9 рубля за литр, а в Суздале даже превысила 79,9 рублей за литр.

С начала сентября 2023 года, цены на автомобильное топливо в России стремительно увеличились, вызывая серьезные заботы среди потребителей.-2

Существует две заметные тенденции в ценовой динамике топлива в настоящее время. Во-первых, если раньше различие в ценах на разных заправочных станциях было незначительным, то сейчас стоимость одного литра топлива может разниться на 5 рублей и даже больше. Во-вторых, наблюдается более значительное увеличение цен на маленьких АЗС, которые не входят в состав крупных нефтяных компаний. По мнению Григория Баженова, руководителя аналитического центра Независимого топливного союза, это связано с тем, что такие станции не имеют вертикальной интеграции в производство топлива и, следовательно, имеют ограниченное влияние на его цену.

Не только розничные, но и оптовые цены на топливо существенно поднялись. Торговля топливом происходит на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, и с начала сентября стоимость тонны бензина Аи-92 возросла с 64,6 до 67,6 тысяч рублей, Аи-95 с 74,8 до 76,4 тысяч рублей, а дизельного топлива с 68 до 71 тысяч рублей. Следует отметить, что в данном контексте необходимо учитывать, что плотность бензина в среднем составляет 760 граммов на литр, следовательно, конвертация тонн в литры требует коррекции. Кроме того, биржевые и розничные цены, хоть и связаны, но не всегда изменяются параллельно.

Если рассматривать данные с начала текущего года, то цены на розничный бензин Аи-92 подорожали на 7,4%, Аи-95 поднялся на 7,7%, а дизельное топливо увеличилось на 5,5%. В то время как биржевые цены выросли намного сильнее - более чем на 60%.

С начала сентября 2023 года, цены на автомобильное топливо в России стремительно увеличились, вызывая серьезные заботы среди потребителей.-3

Причины Повышения Цен на Топливо

Эксперты выделяют несколько факторов, которые способствуют увеличению стоимости автомобильного топлива, и, по мнению некоторых, по меньшей мере два из них имеют сезонный характер.

Олег Чередниченко, доцент Кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова, и Дарья Швандар, доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ, сходятся в мнении, что существует два объективных фактора, влияющих на рост цен в сентябре.

Во-первых, наблюдается увеличение спроса на дизельное топливо со стороны сельскохозяйственных потребителей, что связано с сезонной уборкой урожая. По мнению экспертов, нефтеперерабатывающие предприятия были к этому готовы и переключили производство на производство именно дизельного топлива. Это также затронуло рынок бензина, так как его выпуск пришлось сократить, что послужило поводом для роста цен.

Второй сезонной фактор, по мнению экспертов, связан с периодом отпусков и увеличением спроса на топливо со стороны автомобилистов. Как подчеркивают специалисты, увеличение спроса всегда приводит к росту цен.

И, наконец, эксперты напоминают о том, что лето, а точнее, окончание летнего сезона, традиционно означает временную остановку нефтеперерабатывающих заводов для проведения плановых ремонтов и технического обслуживания оборудования. Это приводит к уменьшению объемов производства топлива и, как следствие, снижению его доступности на рынке.

С начала сентября 2023 года, цены на автомобильное топливо в России стремительно увеличились, вызывая серьезные заботы среди потребителей.-4

Существуют и другие факторы, которые способствуют росту цен на автомобильное топливо.

Согласно заявлениям Швандар, влияние на это оказало ослабление курса рубля, что сделало экспорт топлива более выгодным по сравнению с его продажей на внутреннем рынке.

Кроме того, начиная с 1 сентября, уменьшился размер налоговых вычетов для нефтяных компаний при продаже топлива в России, что сделало экспорт топлива еще более привлекательным, как отмечает Швандар. Баженов также предполагает, что повышение цен в начале сентября может быть попыткой нефтяных компаний подчеркнуть необходимость возврата ранее действовавших налоговых вычетов.

Согласно Чередниченко, также сыграло свою роль увеличение объемов перевозок по железным дорогам, связанных как с военными нуждами, так и с развитием внутреннего туризма. Это привело к увеличению сложности и стоимости перевозки автомобильного топлива по железной дороге, что повлияло на цены на бензин и дизельное топливо.

Наконец, оба эксперта соглашаются в том, что рост цен на нефть также оказал влияние. Например, цена на баррель нефти марки Brent составляла всего 72,9 доллара 31 мая, а на данный момент она выросла до 90,4 доллара.

С начала сентября 2023 года, цены на автомобильное топливо в России стремительно увеличились, вызывая серьезные заботы среди потребителей.-5

В Государственной думе возникла идея регулировать цены на топливо

Внезапное увеличение стоимости бензина и дизельного топлива в начале сентября стало поводом для депутатов Государственной думы, принадлежащих к фракции ЛДПР, представить законопроект, который предусматривает установление государственного лимита на цены на автомобильное топливо в России. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что цены на топливо оказывают влияние не только на затраты автомобилистов, но также на расходы в сфере грузоперевозок и, следовательно, на уровень инфляции в стране.

Авторы законопроекта предлагают установить стабильные цены с 1 января 2024 года на протяжении трех-пяти лет в рамках соглашений с нефтяными компаниями.

Эксперты выразили сомнения относительно перспектив данного законопроекта, однако они ожидают, что власти примут меры, по крайней мере, для замедления темпов роста цен на бензин и дизельное топливо.

"И нефтяной отрасли, и правительству не выгоден дальнейший стремительный рост цен на топливо. Для нефтяных компаний это может существенно сказаться на финансовых показателях, учитывая, что спрос на нефтепродукты в России уже давно стал чувствительным к ценам, и правительство не готово допустить новую волну инфляции. Поэтому мы ожидаем оперативных мер на государственном уровне, направленных на остановку этой "гонки цен", - отмечает Чередниченко.

В отличии от этого, Швандар считает, что прямое и жесткое управление ценами на топливо может вызвать дефицит. По ее мнению, этого можно избежать, применяя более подходящие методы.

"Избежать дефицита можно, воспользовавшись рядом протекционистских мер для защиты национальной экономики, таких как экспортные и импортные пошлины, временное ограничение экспорта нефтепродуктов в определенных направлениях и совершенствование логистики и инфраструктуры поставок", - подчеркивает эксперт.

Ее коллега, старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В. Плеханова, Ходжа Кава разделяет это мнение.

"Опыт показывает, что только принудительные меры могут привести к расширению теневого рынка, что не является желательным для развития экономики", - говорит Кава.

Ожидается, что спрос и цены начнут снижаться в октябре. По мнению Баженова, большая часть сезонных факторов, влияющих на стоимость бензина, утратит свою значимость около октября 2023 года. Эксперт предполагает, что нет смысла заблаговременно закупаться топливом, ибо стоимость автомобильного топлива не только перестанет расти, но также может начать снижаться.

Баженов напоминает, что в России имеется производственная мощность для производства большего объема бензина и дизельного топлива, чем необходимо на внутреннем рынке, и, следовательно, не следует ожидать дефицита. С октября, по крайней мере, цены на производимое топливо должны оставаться на том уровне.

Следующий сезонный подъем цен на топливо, по мнению Баженова, можно ожидать только в марте. До этого момента стоимость горючего должна оставаться стабильной.