Найти тему
Русская Семёрка

«Красивый — значит умный!»: как учёные объясняют это когнитивное искажение

Оглавление

Термин «гало-эффект» (также известный как «эффект ореола») был заимствован психологами из астрономии. В астрономии этот термин используется для обозначения световых кругов, наблюдаемых вокруг Солнца или Луны, которые представляют собой определенное оптическое явление. В психологии же, как отмечает А. Л. Свенцицкий в «Кратком психологическом словаре», этот термин впервые был использован американским психологом и педагогом Эдвардом Торндайком в 1920 году.

Во время Первой мировой войны Торндайк занимался исследованием отношения офицеров к своим подчиненным. Он обнаружил, что солдаты, которые пользовались хорошей репутацией, получали высокие оценки по всем показателям, в то время как другие солдаты оказывались в числе отстающих. Фактически, офицеры приписывали солдатам определенные качества, основываясь на общем впечатлении. Иными словами, командиры видели то, что хотели видеть, а не то, что было на самом деле.

Когнитивное искажение

Именно поэтому гало-эффект был отнесен к так называемым когнитивным искажениям. В действительности, наш мир полон противоречий. Например, красивый мужчина может оказаться рецидивистом, а невзрачная девушка может быть талантливым художником. Однако человеческая природа стремится избавиться от таких противоречий и иногда приписывает определенные качества тем, кто их не обладает. Так, люди с привлекательной внешностью часто считаются высокоинтеллектуальными безо всяких сомнений.

Не зря говорят, что первое впечатление о человеке обманчиво. Это можно легко проверить в быту. К примеру, в одной организации появляется новый сотрудник. В первый же день он оказывает своим коллегам некую приятную услугу. А через месяц выясняется, что новичок украл крупную сумму из кассы. Все удивляются: «Не может быть!». И это при том, что за прошедший месяц этот же сотрудник мог не раз показать себя не с лучшей стороны. Но первое впечатление – яркое проявление гало-эффекта.

Проявления эффекта ореола

Впрочем, гало-эффект распространяется и на любые другие аспекты человеческой жизни. Так, Саул Розенцвейг, американский психолог и психотерапевт в своих работах частенько упрекал других исследователей в сфере бизнеса в том, что они упускают из виду гало-эффект. «В действительности, многие вещи, которые, как мы утверждаем, якобы являются причиной успехов компании, на самом деле оказываются просто произвольными выводами, сделанными на основе прошлых результатов» — говорил Розенцвейг.

Маргарита Акулич, автор издания «Маркетинг и мерчандайзинг потребительских товаров» объясняет сказанное Розенцвейгом проще. Акулич утверждает, что удовлетворение потребителя тем или иным товаром укрепляет его доверие ко всем продуктам бренда.

Впрочем, проявляется гало-эффект и на политической арене. К примеру, после атак 11 сентября 2001 года народ США сплотился вокруг президента Джорджа Буша, рейтинг которого взлетел с 47% до 60%. При этом возросла доля и тех, кто начал поддерживать и экономическую политику Буша.

The post «Красивый — значит умный!»: как учёные объясняют это когнитивное искажение appeared first on Русская семерка.