Продолжение получила история, о которой «МОЁ!» писала в августе 2022 года. Супруги Иван и Анна рассказывали о недобросовестном подрядчике, который взялся ремонтировать купленную ими квартиру, но выполнил лишь малую часть из того, что обещал. Хотя за ремонт взял почти полмиллиона рублей. Можно сказать, продолжение счастливое, хотя… До финала этой истории ещё далеко.
Остались с голыми стенами
«Отдали за ремонт квартиры 500 тысяч и остались с голыми стенами и долгами»
В ТЕМУ
Весной 2022 года молодожёны с учётом будущего роста семейства взяли в ипотеку четырёхкомнатную квартиру в доме с почти 40-летней историей. В квартире давно не делался ремонт, менять нужно было всё — от полов и электрики до батарей и сантехники. Старое нужно было снять и вывезти, новое — установить.
Супруги не скрывали, что ничего не понимают в ремонте. Поэтому прибегли к помощи интернета и нашли подрядчика по социальным сетям. Мастер ремонта Сергей Анисимов общался дружелюбно, предоставил фото отремонтированных квартир. Договор со своими паспортными данными прислал. Ребята его подписали, не показав юристу. Сергей составил смету: работы в четырёхкомнатной квартире оценивались в 800 тысяч рублей с лишним плюс плата за стройматериалы. Срок выполнения — с мая по 1 октября.
Правда, до осени супруги ждать не стали — решили, что договор с Сергеем надо разрывать раньше, в середине июля. Всё из-за того, что деньги они регулярно переводили (из необходимых 800 с небольшим тысяч перевели авансом 500 тысяч рублей), а работы в их квартире почти не двигались.
— Мы приходили каждый день, — рассказывала Анна. — Но рабочих заставали на месте только 2 — 3 дня в неделю. В течение мая, например, в квартире был выполнен только демонтаж: рабочие сняли обои, фанеру, которая покрывала пол, двери и косяки. Ещё за месяц сделали освещение, и на этом всё. Это при том, что к середине июля должен был быть выполнен первый этап работ: свет, выравнивание пола и работы с трубами в ванной и на кухне.
Супруги рассказывали и о других странностях. То на ремонт в течение недели вообще перестали приходить рабочие — позже они пожаловались, что им попросту не заплатили. А один раз Сергей просил хозяев перевести аванс, сославшись на то, что деньги на его счету заморожены… В общем, Анна и Иван приняли решение расстаться с подрядчиком. И тут выяснилось, что разорвать договор он готов, но неустойка составит порядка 100 тысяч рублей.
Так супруги остались с квартирой с голыми стенами, без дверей, сантехники и батарей. В разговоре с журналистами год назад подрядчик указывал на то, что его клиенты просто нетерпеливы, они пожелали прервать работы на трети пути. Что касается отчётности, на что он тратил деньги, выданные ему авансом, мужчина отвечал, что готов предоставить чеки только по окончании всей работы. Таковы его принципы.
Выяснять отношения с подрядчиком Анна и Иван отправились в суд. Рассмотрение продлилось полтора года.
С подрядчика — стоимость ремонта и компенсация
Районный суд встал на сторону супругов, областной подтвердил решение нижестоящей инстанции.
Пункт договора о том, что заказчик не имеет права в одностороннем порядке разрывать соглашение (в противном случае заказчик обязан заплатить подрядчику неустойку 15%), суд признал незаконным. Этот пункт попадает под действие положений ст. 16 закона «О защите прав потребителей», где сказано, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Обратите внимание, дорогие читатели: если вам предложат подписать какой-либо договор с подобными условиями, смело отказывайтесь.
Отказ от услуг Сергея со стороны Ивана и Анны суд признал обоснованным и вынес решение: подрядчик обязан вернуть владельцам 432 215 рублей (подрядчик не смог объяснить в суде, на что была потрачена эта сумма) и выплатить штраф в размере 90 000 рублей.
То, что супруги выиграли суды, — это, конечно, прекрасная новость. Только вот уже полтора года Анна и Иван живут на съёмной квартире. А заодно делают платежи по квартплате в своей квартире, гасят ипотеку, два кредита на ремонт, отправляют деньги адвокату.
— Суды стоили нам здоровья и денег, — комментирует Анна. — И впереди нас ждёт ещё много весёлого. Будет ещё один суд. После получения исполнительного листа мы подаём на судебные издержки и ждём решения (проигравшая сторона обязана оплатить затраты на суд выигравшей. — «Ё!»). Думаю, это не меньше 100 000 рублей.
А затем супругов, вероятно, ожидает работа с судебными приставами. Потому что постановление о том, что подрядчик обязан вернуть почти полмиллиона рублей — это одно. А взыскать их — это уже совсем другая история.
Советы специалистов
Что делать, если качество ремонта вас не устроило?
Роспотребнадзор выпустил памятку, в которой разъяснил порядок взаимодействия потребителя и подрядчика
1. Перед подписанием акта приёмки выполненных работ заказчику рекомендуют тщательно проверить выполненную работу. При обнаружении недостатков ремонта потребитель обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Если потребитель принял ремонтные работы без проверки, то он в общем случае лишается права ссылаться на явные недостатки работы.
2. Если после приёмки ремонтных работ потребитель обнаружил скрытые недостатки, в том числе если недостатки ремонтных работ были умышленно скрыты подрядчиком, то потребитель обязан известить об их обнаружении подрядчика в разумный срок.
3. В случае возникновения между потребителем и подрядчиком спора по поводу недостатков ремонтных работ или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. В общем случае расходы на экспертизу несёт подрядчик. Если экспертиза установит отсутствие нарушений со стороны подрядчика или отсутствие причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками, то расходы на экспертизу будет нести сторона, потребовавшая назначения экспертизы. А если экспертиза назначена по соглашению между сторонами, то расходы на неё будут нести обе стороны поровну.
4. Если подрядчик провёл ремонт квартиры некачественно, потребитель по своему выбору в общем случае вправе потребовать от подрядчика:
- безвозмездно устранить недостатки выполненных ремонтных работ;
- соответствующим образом уменьшить цену выполненных ремонтных работ;
- безвозмездно повторно выполнить ремонтные работы;
- возместить расходы потребителя на устранение недостатков выполненных ремонтных работ своими силами или третьими лицами.
5. Если потребитель обнаружил существенные недостатки выполненных ремонтных работ или иные существенные отступления от условий договора, то он вправе отказаться от исполнения договора, а также потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками выполненной работы.
6. Если потребитель получил письменный отказ в удовлетворении своих требований или если требования потребителя не были удовлетворены подрядчиком в установленные сроки, то потребитель вправе, в частности, обратиться с жалобой в Роспотребнадзор по месту жительства. При установлении нарушений прав потребителя Роспотребнадзор может, в частности, выдать подрядчику предписание об их устранении, в некоторых случаях привлечь виновных к административной ответственности, а также обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителя.
7. Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет год.
КСТАТИ
- Согласно исследованию Сбербанка за 2022 год, которое проводилось среди 6 000 человек, большая часть россиян (81%) при ремонте жилья хотя бы раз сталкивалась с проблемами.