1,6K подписчиков

Код 1.1 Биологическое и социальное в человеке | ОГЭ Обществознание

714 прочитали
Здравствуйте, дорогие посетители канала! Меня зовут Барият Тамирмударовна.

Здравствуйте, дорогие посетители канала! Меня зовут Барият Тамирмударовна. С 2006 года преподаю обществознание и право в школе, а с 2016 года творю Школу обществознания, где делюсь видеоуроками по новым ФГОС. Буду рада видеть Вас в своей школе!

На этом дзен-канале я делюсь конспектами и инфографикой к своим видеоурокам. Они будут особенно полезны, если Вы хорошо усваиваете информацию в процессе чтения. Но в конце конспекта обязательно буду оставлять ссылки на видеоуроки с теорией и практические занятия, чтобы подготовка к ОГЭ проходила наиболее эффективно :)

План:

1. Биологическое и социальное в человеке

2. Черты сходства и различия человека и животного

1. Биологическое и социальное в человеке

Начнём урок о биологической и социальной сущности человека. Ребята, задумайтесь над вопросами. Чем человек отличается от животных? Что или кто делает человека человеком? Если вы смотрите этот урок дома, напишите свои ответы в комментариях. А если смотрите в классе, обсудите ответы с учителем и одноклассниками. Аргументируйте, почему вы ответили тем или иным образом.

Человек – это ключевое понятие нашего курса. Мы обязательно должны знать его определение. Предлагаю запомнить следующее: человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное преобразовывать окружающий мир в процессе деятельности. В этом определении содержится несколько ключевых смыслов. Обратим на них внимание. Во-первых, человек – это биосоциальное существо, эта фраза подчёркивает, что человек объединяет в себе биологические и социальные черты. Во-вторых, человек обладает уникальными способностями, которые отличают его от животных, мышлением и речью. И в-третьих, в определении отмечается активная роль человека в изменении окружающей среды.

Поговорим обо всём этом подробнее.

Своим происхождением, анатомо-физиологическими особенностями, человек связан с природой. Он принадлежит биологическому виду Homo sapiens (человек разумный). Природа наделила человека и животных рядом схожих биологических свойств, которые помогают им приспосабливаться к условиям окружающего мира и выживать. Так, тёмная кожа у людей, живущих в регионах с жарким климатом связана с выработкой меланина – пигментного вещества, которое защищает организм от воздействия вредных ультрафиолетовых лучей. А окраска бабочек позволяет им скрыться на фоне листьев или цветов, что делает их менее заметными для хищников. Чтобы приспособиться к окружающему миру человек и животные используют природные материалы. Так, бобры используют ветки и глину для строительства водных преград и создания благоприятных условий обитания. Люди используют камни и деревья в строительстве домов. Приспособиться к окружающему миру живым существам, включая человека, помогают наследуемые инстинкты (фото люди и животные убегают от опасности) и рефлексы (люди и животные зевают).

Ориентироваться в окружающей среде, находить еду и воду, избегать опасности человеку и животным помогают органы чувств (наличие органов чувств). Желание пить, есть, спать, двигаться и многие другие биологические потребности присущи людям и животным от рождения.

Наследственными факторами определяется темперамент человека, от которого зависят особенности функционирования нервной системы человека и его реакции на внешние стимулы (фото типы темперамента). Темперамент есть и у животных.

Вместе с тем природа наделила человека уникальными биологическими свойствами, которые отличают их от представителей всех других живых организмов. Так, человек имеет особое строение коры головного мозга, которое позволяет ему развивать мышление и речь, контролировать инстинкты и рефлексы, принимать решения, планировать деятельность и т.д. Отличается человек прямохождением, благодаря которому человек может свободно использовать руки, чтобы приготовить пищу, построить что-то, создать произведение искусства. Большое значение для качественного выполнения деятельности имеет и особое строение кисти руки: расположение большого пальца напротив других пальцев обеспечивает точный захват.

Лучше понять границы между человеком и животными нам помогают исследования учёных.

Здравствуйте, дорогие посетители канала! Меня зовут Барият Тамирмударовна.-2

Один из крупнейших российских зоопсихологов первой половины XXв. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс (1889-1963) многие годы проводила исследования, сравнивая, как шимпанзе и человеческое дитя воспринимают мир вокруг себя. Её уникальные исследования вызвали восторг у учёных по всему миру. Отмечая множество схожих инстинктов, игровых и эмоциональных реакций, проявлений любопытства и узнавания она убедительно доказала, что психическая деятельность обезьяны и человека качественно различается, потому что интеллект шимпанзе всегда связан с простейшими жизненными ситуациями. Невозможно обучить приматов что-то создавать, творить, придумывать, решать задачи на установление причин, следствий, как это делают люди. Но может ли человек обучиться всем этим действиям вне общества?

Вам, конечно, приходилось читать книгу или смотреть мультфильм «Маугли», где человеческий ребёнок вырос среди зверей, но впоследствии ушёл к людям и смог нормально адаптироваться к жизни в человеческом обществе. Но в реальности всё не так просто. В интернете вы можете прочитать трагичные истории Камалы и Амалы - девочек из Индии, Оксаны Малой из украИнской деревни, Виктора из Аверона во Франции. Кто-то из этих детей рос в лесу среди волкОв, кто-то в будке с собакой. Эти дети не умели говорить, передвигались на четвереньках, ели сырую еду, рычали, кусались. Их истории учат нас тому, насколько важно, чтобы человек рос в обществе. Только в обществе он развивает сознание и речь, учится общаться, познавать, работать в коллективе, уважать права и свободы других людей, благополучно решать конфликты, словом, социализируется.

Социальную сторону человека прежде всего характеризуют мышление и речь. Конечно, предрасположенность к мышлению и речи закладывается природой, но их развитие происходит только в обществе. Являясь социальным существом, человек не может существовать без деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей человека.

Следующая особенность человека состоит в том, что если как биологическое существо он приспосабливается к окружающему миру, то как социальное существо активно преобразует его с помощью орудий труда, которые сам создаёт. Так, человек изобрёл колесо, построил города, создал лекарства, медицинское оборудование, телефоны, компьютеры, интернет, произведения искусства и много других вещей, которых нет в природе, но которые нужны людям для развития и улучшения жизни. Преобразование окружающего мира происходит благодаря тому, что человек способен мыслить творчески, взаимодействовать с другими людьми, обмениваться знаниями и опытом.

Важным проявлением социальной стороны человека является его характер, благодаря которому он может управлять инстинктами, а также темпераментом. Характер зависит от ценностей и моральных убеждений человека, формирующихся в процессе социализации, в ходе которого человек усваивает социальные нормы и ценности, образцы поведения и культурные особенности общества.

Как социальное существо человек стремится к удовлетворению социальных (в общении с друзьями, реализации своих способностей, достижении карьерного роста и т.д.) и духовных потребностей (в познании, религиозной вере, художественном творчестве и т.д.)

Итак, мы разобрали в чём состоит биологическая и социальная сущность человека, а также разобрали черты сходства и различия человека и животного. Теперь важно закрепить знания, для этого:

Посмотрите ВИДЕОУРОК по теории и ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, где мы разбираем задания ОГЭ

Коллеги могут использовать материалы, размещённые на любых моих ресурсах в своей профессиональной деятельности. Но указание авторства и активной ссылки на ресурс обязательны, что соответствует закону РФ "Об авторском праве и смежных правах"