Рогир ван дер Вейден. Фламандский автор "живой" картины

Продолжаем серию материалов про художников. В этот раз я решила рассказать о нидерландском живописце позднего средневекового искусства, на стыке с Ранним Возрождением. О нем мало что известно. И даже известные и авторитетные источники (в лице теоретиков искусства) не могут 100% дать точную информацию об этой персоне. Так что не журите и меня:)

Давайте вместе узнаем о самых известных работах Рогира ван дер Вейдена и найдем парочку интересных фактов из его биографии. Снова обращаю ваше внимание исключительно на предположения и знания самих искусствоведов. Полная картина жизни Вейдена достоверно неизвестна.

Возможное изображение самого художника
Возможное изображение самого художника

Настоящее имя Вейдена

Рогир ван дер Вейден. Начнем с того, что родился будущий художник в семье зажиточного ремесленника. Дата рождения колеблется от 1399 до 1400 года. Но изначально имя у мальчика было другое – Роже де ля Пастюр. Дело в том, что малыш родился в городе Турне, который входил в Бургундское герцогство. Поэтому местные разговаривали на французском.

Не поздновато ли для ученика?

Многие художники, которые жили в одно время с Вейденом, уже открывали свои мастерские в 27 лет. Но Рогир ван дер Вейден только в этом возрасте стал учеником знаменитого художника Робера Кампена. Возможно, живописец хотел получить официальное признание и статус, поэтому так поздно стал подмастерьем (я считаю, что никогда не поздно что-либо сделать).

"Мадонна с младенцем"
"Мадонна с младенцем"

Главный городской живописец

Примерно в 1432 году художник заканчивает обучение и переезжает в Брюгге, где пишет одну из самых известных алтарных картин – «Снятие с креста». Через три года талантливого молодого человека приглашают в Брюссель стать главным городским живописцем. В новом городе художник меняет свое имя и становится Рогиром ван дер Вейденом. Молодой человек начинает работу над росписью местной ратуши на тему правосудия. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались самыми главными работами Вейдена.

"Алтарь трех королей"
"Алтарь трех королей"

А автор кто?

Любопытно, что только “Снятие с креста” относят к художественной кисти Вейдена. Другие его работы только предположительно созданы им. Никто не знает, принадлежат ли его имени другие работы.

Клиенты Вейдена со временем менялись. Раньше это были преимущественно богатые бюргеры, а в последнее время – аристократия. Однако мастер так и не стал работать при дворе, пожелав остаться независимым автором.

"Читающая Магдалина"
"Читающая Магдалина"

Кумир – Ян ван Эйк

Многие искусствоведы связывают творчество Вейдена и Яна ван Эйка. Говорят, что последний был кумиром для героя этой статьи. Возможно, они были приятелями.

Однако работы двух художников разительно отличались. В творчестве Вейдена потрясающе передана реалистичность эмоций, боли и страдания. У Яна ван Эйка герои картин со спокойствием принимают тяготы судьбы. Персонажи, которые появляются у Вейдена, не плоские, а находятся, как будто в трехмерном пространстве. Это достигается по большей части благодаря фону – не однотонному или золотому. А еще Рогир ван дер Вейден был отличным портретистом.

"Портрет Филиппа де Кро"
"Портрет Филиппа де Кро"

"Снятие с креста", Мадрид, Прадо
"Снятие с креста", Мадрид, Прадо

Американский искусствовед Эрвин Панофский пишет, что ван дер Вейден не изображает ни действие, ни драму, а предпочитает передавать человеческие страсти. Самое яркое подтверждение этой фразе мы найдем в "живой" картине - "Снятие с креста". Живости ей придают торжественность выражений, жесты и динамика.

Специально для читателей моего канала готовлю видео с работами художников, о которых пишу. Переходите по ссылке и смотрите, какие картины создавал Вейден. https://dzen.ru/video?video_id=64f8cc788c85ea681bcd10ba&share_to=link