Продолжаем серию материалов про художников. В этот раз я решила рассказать о нидерландском живописце позднего средневекового искусства, на стыке с Ранним Возрождением. О нем мало что известно. И даже известные и авторитетные источники (в лице теоретиков искусства) не могут 100% дать точную информацию об этой персоне. Так что не журите и меня:)
Давайте вместе узнаем о самых известных работах Рогира ван дер Вейдена и найдем парочку интересных фактов из его биографии. Снова обращаю ваше внимание исключительно на предположения и знания самих искусствоведов. Полная картина жизни Вейдена достоверно неизвестна.
Настоящее имя Вейдена
Рогир ван дер Вейден. Начнем с того, что родился будущий художник в семье зажиточного ремесленника. Дата рождения колеблется от 1399 до 1400 года. Но изначально имя у мальчика было другое – Роже де ля Пастюр. Дело в том, что малыш родился в городе Турне, который входил в Бургундское герцогство. Поэтому местные разговаривали на французском.
Не поздновато ли для ученика?
Многие художники, которые жили в одно время с Вейденом, уже открывали свои мастерские в 27 лет. Но Рогир ван дер Вейден только в этом возрасте стал учеником знаменитого художника Робера Кампена. Возможно, живописец хотел получить официальное признание и статус, поэтому так поздно стал подмастерьем (я считаю, что никогда не поздно что-либо сделать).
Главный городской живописец
Примерно в 1432 году художник заканчивает обучение и переезжает в Брюгге, где пишет одну из самых известных алтарных картин – «Снятие с креста». Через три года талантливого молодого человека приглашают в Брюссель стать главным городским живописцем. В новом городе художник меняет свое имя и становится Рогиром ван дер Вейденом. Молодой человек начинает работу над росписью местной ратуши на тему правосудия. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались самыми главными работами Вейдена.
А автор кто?
Любопытно, что только “Снятие с креста” относят к художественной кисти Вейдена. Другие его работы только предположительно созданы им. Никто не знает, принадлежат ли его имени другие работы.
Клиенты Вейдена со временем менялись. Раньше это были преимущественно богатые бюргеры, а в последнее время – аристократия. Однако мастер так и не стал работать при дворе, пожелав остаться независимым автором.
Кумир – Ян ван Эйк
Многие искусствоведы связывают творчество Вейдена и Яна ван Эйка. Говорят, что последний был кумиром для героя этой статьи. Возможно, они были приятелями.
Однако работы двух художников разительно отличались. В творчестве Вейдена потрясающе передана реалистичность эмоций, боли и страдания. У Яна ван Эйка герои картин со спокойствием принимают тяготы судьбы. Персонажи, которые появляются у Вейдена, не плоские, а находятся, как будто в трехмерном пространстве. Это достигается по большей части благодаря фону – не однотонному или золотому. А еще Рогир ван дер Вейден был отличным портретистом.
Американский искусствовед Эрвин Панофский пишет, что ван дер Вейден не изображает ни действие, ни драму, а предпочитает передавать человеческие страсти. Самое яркое подтверждение этой фразе мы найдем в "живой" картине - "Снятие с креста". Живости ей придают торжественность выражений, жесты и динамика.
Специально для читателей моего канала готовлю видео с работами художников, о которых пишу. Переходите по ссылке и смотрите, какие картины создавал Вейден. https://dzen.ru/video?video_id=64f8cc788c85ea681bcd10ba&share_to=link