14 сентября 1902 г. родился Николай Ильич Камов – авиаконструктор, один из основоположников отечественного вертолетостроения, создатель вертолетов серии «Ка», д.т.н., Герой Соц. труда и лауреат Государственной премии СССР.
Талантливый конструктор, основатель одного из ведущих в мире ОКБ по созданию винтокрылой техники Николай Ильич Камов родился 14 (1 — по старому стилю) сентября 1902 г. в г. Иркутске в семье выходца из богатой еврейской купеческой семьи, преподавателя словесности Ильи Михайловича Камова. Интерес к авиации, технике в целом проявился у Николая во время обучения в Иркутском коммерческом училище, директором которого был его отец, статский советник. Он посещал демонстрационные полеты известных пилотов.
После окончания училища с золотой медалью в 1918 г. Николай в возрасте 16 лет поступил на механический факультет в Томский технологический институт и стал его самым юным студентом. В студенческие годы Н.И. Камов окончательно определился с выбором своего профессионального пути. Он видел себя исключительно в авиации, несмотря на то, что в институтской программе не было авиационных дисциплин. Николай Ильич самостоятельно изучал профессиональную литературу, активно участвовал в авиакружке. В 1923 г. он окончил вуз с отличием по электротехнической специальности.
Первые профессиональные шаги инженера-механика Н.И. Камова были связаны с аэропланным и моторостроительным концессионным заводом ИФА фирмы «Юнкерс» в Москве (в дальнейшем — завод № 22). Он работал практикантом в моторном цехе, изучал технологию производства. Николай Ильич стремился максимально освоить разные рабочие специальности: испытывал двигатели, обтачивал поршни, выполнял клепальные работы на фюзеляже и крыльях, монтировал управление и топливные агрегаты, балансировал воздушные винты, занимался нивелировкой самолета. Вечерами он самостоятельно изучал теоретическую аэродинамику.
С 1924 г. Н.И. Камов работал на инженерных должностях в центральных аэропланных мастерских «Добролета», специализировавшихся на ремонте немецких самолетов фирмы «Юнкерс». Будучи старшим инженером, он совместно со своим помощником подготовил комплект чертежей немецкого шестиместного самолета «Ю-13», организовал капитальный и восстановительный ремонт самолетов данной серии. Результатом серьезной работы стал отказ от закупки иностранных деталей для самолетов и помощи иностранных мастеров, которые работали в обществе. В число достижений Николая Ильича входили также работы по перепроектированию и улучшению конструкций самолетов других серий.
На основе обобщения своего опыта он составил инструкцию по технологии металлического самолетостроения, которая была утверждена руководством «Добролета» и использовалась для производственных нужд. В мастерских применялись разработанные Н.И. Камовым установки, инструменты и другие приспособления для ремонта самолетов. Получив хороший производственный опыт по цельнометаллическим самолетам, он планировал реализоваться в опытном самолетостроении и участвовать в создании новых типов самолетов.
С февраля 1928 г. профессиональная деятельность Николая Ильича была связана с Опытным отделом № 3 (ОПО-3, бывш. АМОС) авиазавода № 22 им. «Десятилетия Октября» в Филях (бывш. завод ИФА). Руководителем ОПО-3 был один из пионеров отечественного самолетостроения Д.П. Григорович. Николай Ильич работал заведующим чертежным бюро (его первая должность) и участвовал в проектировании морского разведывательного гидросамолета МР-3бис, затем — старшим инженером-конструктором секции хвостового оперения и управления.
После отстранения Д.П. Григоровича от руководства и последовавших репрессий, ОПО-3 был преобразован в ОПО-4 или Морское опытное самолетостроение Всесоюзного Авиаобъединения (МОС ВАО) при заводе № 28. Руководителем нового отдела стал французский конструктор Поль Эмэ Ришар. Так, в связи с переменами в ноябре 1927 г. Н.И. Камов был откомандирован на завод № 28. Здесь он работал на разных должностях: начальником секции предварительных проектов, начальником конструкторского отдела, помощником главного конструктора, ведущим инженером по гидросамолету «Торпедоносец открытого моря» (ТОМ-1). Работа конструктором и взаимодействие с близкими по профессиональным интересам людьми, творцами новой техники, приносила Николаю Ильичу большое удовлетворение.
В этот период в авиастроении нашей страны наблюдалась картина, когда наряду с закупками и производством зарубежных самолетов активно налаживалось изготовление отечественной техники и создавались крупные авиацентры. Коллективы под руководством таких конструкторов, как Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, Д.П. Григорович, разрабатывали, строили и испытывали самолеты самых разнообразных типов. Если отечественные самолеты по многим показателям выходили на мировой уровень, то область винтокрылой техники оставалась открытой для исследований и разработок. Николая Ильича привлекало неизведанное поле деятельности, которое давало возможность для самореализации, освоения нового опыта, а значит и продвижения науки и техники нашей страны в целом. Одновременно с основными трудовыми задачами он начал активно заниматься разработкой автожира собственной конструкции.
В конце 1920-х гг. Н.И. Камову совместно с Н.К. Скржинским (группа «КАСКР» Осоавиахим СССР), удалось создать первый отечественный винтокрылый летательный аппарат — двухместный автожир КАСКР-1 (вертолет «Красный инженер»). Его постройка была утверждена на заседании технической комиссии Центрального совета Осоавиахима и осуществлена на авиазаводе № 39 им. В.Р. Менжинского, где с 1929 по 1931 г. работало ЦКБ-39 ОГПУ. Идея назвать летательный аппарат вертолетом принадлежит его создателям (от слов «вертится» и «летает»). Вертолет впервые успешно был поднят в небо 25 сентября 1929 г. летчиком-испытателем — первым вертолетчиком И.В. Михеевым. Его дальнейшие в течение года испытания проводились под руководством специально назначенной комиссии. В некоторых из них (в первом и в последних двух) Н.И. Камов принимал непосредственное участие: находился на борту автожира в качестве пассажира-наблюдателя. Им же составлялась программа его наземных и летных испытаний совместно с инженерами НИИ ВВС. За первым автожиром, хорошо и устойчиво летавшем на высоте до 40 метров, последовало создание Николаем Ильичем его модификации КАСКР-2 с улучшенными летными свойствами (набор высоты — до 450 метров).
Первый отечественный вертолет был построен на общественных началах по линии Осоавиахима из отечественных материалов, впервые освоен полет на несущем винте. Созданная группой «КАСКР» конструкция нового летательного аппарата стала классической и впоследствии применялась на всех отечественных автожирах и первых вертолетах ОКБ М.Л. Миля. Будущий главный конструктор познакомился с Н.И. Камовым во время прохождения производственной практики на заводе № 39 и заинтересовался работами по созданию винтовых летательных аппаратов.
С ноября 1931 г. профессиональная деятельность Николая Ильича была связана с ЦАГИ. Он получил назначение начальником конструкторской бригады № 2 отдела особых конструкций (ООК), оказал помощь М.Л. Милю в устройстве на работу после окончания института. Так увлеченность Н.И. Камова авиацией, авиастроением переросла в профессию.
Главной темой его деятельности в ЦАГИ стало продолжение работ по автожирам. Он продумывал дальнейшие модификации КАСКР. На основе проекта КАСКР-4 Николай Ильич создал новый скоростной тяжелый боевой автожир А-7 по техническому заданию ГАУ ВВС РККА для разведки и корректировки огня, а также для гражданских целей. В этой работе также принимал участие начальник бригады аэродинамики ООК М.Л. Миль. А-7 поднялся в воздух 20 сентября 1934 г.; его первое испытание проводил летчик-испытатель С.А. Корзинщиков. В 1938 г. один из автожиров был оборудован и отправлен для спасения экспедиции И.Д. Папанина на станцию «Северный полюс-1» (СП-1). С морской экспедиции на СП-1 началась отечественная история винтокрылой корабельной авиации. А-7 стал самым тяжелым в мире и единственным в нашей стране автожиром, прошедшим государственные испытания и запущенным в серийное производство.
С 1932 по 1935 г. Н.И. Камов создавал и испытывал в аэродинамической трубе модели авторотирующих приборов ВТК-20 и ВТК-1000 (высотная торпеда Камова) для сбрасывания торпеды с самолетов. С 1940 г. он был назначен главным конструктором и директором первого в стране опытного завода по проектированию и изготовлению винтовых аппаратов № 290 Наркомата авиационной промышленности СССР, построенного на базе сооружений Ухтомского аэродрома. С этого периода начался путь Николая Ильича в качестве руководителя самостоятельного предприятия, которое в дальнейшем преобразовалось в КБ по вертолетостроению, ОКБ им. Н.И. Камова. Его заместителем был назначен М.Л. Миль. На первом этапе строительства и функционирования завода выпускалась войсковая серия автожиров А-7, разрабатывался автожир — артиллерийский корректировщик АК.
Во время Великой Отечественной войны по правительственному заданию все боеспособные автожиры были подготовлены для отправки на фронт. Николай Ильич лично организовывал рытье защитных щелей, постройку бомбоубежищ и водохранилищ, помогал размещать огневые точки. В октябре 1941 г. он переехал на Урал со своей семьей в связи с эвакуацией завода № 290. В рабочем поселке Билимбай, недалеко от Свердловска, Н.И. Камов налаживал работу своего коллектива и ремонт автожиров А-7. В 1942 г. по решению ВВС использование автожиров на фронте было прекращено. В начале 1943 г. приказом наркомата авиационной промышленности завод № 290 был переведен на завод № 82, а его директора и главного конструктора Николая Ильича назначили начальником серийной конструкторской бригады завода № 494 в приволжском городе Козловка, М.Л. Миля направили на работу в ЦАГИ.
Через несколько месяцев Н.И. Камов был отозван Главным управлением профильного наркомата в Москву. Он устроился на завод № 456 в Химках на должность инспектора при директоре и начальником конструкторской группы. Одновременно Николай Ильич читал курс лекций по проектированию вертолетов в МАИ. Его вкладом стало создание вертолетной специальности на кафедре «Конструкция самолетов». Н.И. Камов руководил дипломными проектами студентов. В 1945 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие советского автожиростроения». Ему была присуждена степень кандидата технических наук.
В военные годы открылись новые возможности для развития винтокрылой техники. В 1944–1945 гг. Н.И. Камов спроектировал вертолет «ЮрКа» — «Юрьев-Камов» (пассажирский геликоптер КА-12), но в дальнейшем отказался от разработок одновинтовых летательных аппаратов, планировал воплотить в жизнь улучшенные конструкции.
В первые послевоенные годы он занимался разработкой и испытаниями одно- и двухлопастных приборов «НК» («носик клена») для сбрасывания грузов. Данные приборы подвешивались к бомбодержателям самолета Пе-2. Кроме этого, Н.И. Камов добился того, чтобы для его группы нашлось место в ЦАГИ на правах самостоятельного подразделения. На новом месте проводились работы по проектированию отечественного одноместного двухвинтового соосного вертолета КА-8 и разработке систем его управления. К 1948 г. в профессиональной копилке Николая Ильича были проекты вертолетов, которые не удалось воплотились в жизнь: двухместный Ка-11 («Байкал»), пятиместный Ка-12 («Родина»), Ка-13, Ка-14-1, Ка-14-2, четырехвинтовой Ка-16.
7 октября 1948 г. приказом министерства авиационной промышленности Н.И. Камов получил назначение главным конструктором ОКБ-2 при Государственном опытном заводе № 3, который образовался в результате реорганизации опытного конструкторского бюро № 3 И.П. Братухина. Эту дату принято считать днем основания фирмы «Камов» наряду с 1 июня 1940 г., когда Николай Ильич стал главным конструктором первого в стране специализированного завода винтокрылых аппаратов. В это же время был оформлен договор с ВМФ на постройку соосного вертолета Ка-10, который повторял конструкции основных агрегатов вертолета КА-8. Его первый полет состоялся в августе 1949 г.
Осенью 1951 г. коллектив Н.И. Камова переехал в Тушино, на место бывшего ОКБ-4 М.Л. Миля. ОКБ-4 была поручена постройка Ка-10 войсковой серии. По результатам войсковых испытаний было принято решение о нецелесообразности его принятия на вооружение ВМФ в связи с ограниченной грузоподъемностью. На этой базе Николай Ильич создал новую модификацию вертолета — открытого и легкого «воздушного мотоцикла» Ка-10М.
Затем последовали разработки и изготовление вертолетов Ка-15 и его модификаций в сельскохозяйственном, почтово-грузовом и корабельном вариантах, Ка-18, Ка-25, Ка-26, винтокрыла Ка-22, аэросаней «Север-2», Ка-30, Ка-32 и других. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, получил степень доктора технических наук.
Профессиональная деятельность Н.И. Камова была высоко оценена на государственном уровне. В числе его наград — ордена Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени (дважды), медали. В 1972 г. он был удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Государственной премии СССР.
Николай Ильич Камов ушел из жизни 24 ноября 1973 г, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его именем назван ОКБ, где он трудился, Ухтомский вертолетный завод (с 1992 г. — ОАО «Камов») в г. Люберцы. В честь Н.И. Камова установлены мемориальные доски на здании управления завода в г. Люберцы, в разных городах нашей страны — Иркутске, Москве (на домах, где жил), Томске (на здании вуза, где учился). Его именем названы улицы в Москве, Люберцах, Улан-Удэ и Минске. В 2002 г. в честь Н.И. Камова была выпущена почтовая марка России. В 2019 г. его имя было присвоено томскому аэропорту «Богашево». 5 июля 2023 г. в Иркутске на улице Ленина состоялось торжественное открытие памятника авиаконструкторам Н.И. Камову и М.Л. Милю архитектора С.Б. Демкова.
В РГАНТД хранятся документы, в которых отражена профессиональная деятельность Н.И. Камова. В личных фондах М.Л. Миля (Ф. 344), А.П. Красильщикова (Ф. 348), М.А. Первова (Ф. 327), В.Н. Сокольского (Ф. 412) представлены отчеты об автожирах и их сборочные чертежи, фотографии вертолетов, служебные материалы.
Е.Н. Аксенова