Найти тему

Цифровая торговля и цифровой налог в Казахстане

Цифровая онлайн торговля постепенно вытесняет розничную торговлю в традиционных магазинах по всему миру. Не исключение и Казахстан. Особое влияние на резкий рост доли онлайн-покупок оказала пандемия.
Цифровая онлайн торговля постепенно вытесняет розничную торговлю в традиционных магазинах по всему миру. Не исключение и Казахстан. Особое влияние на резкий рост доли онлайн-покупок оказала пандемия. На смену небольшим интернет-магазинам пришли крупные электронные торговые площадки (маркетплейсы). Встал вопрос о налогообложении доходов таких компаний, что привело к введению в Казахстане так называемого «цифрового налога» или «налога на «Google». Что собой представляет этот налог, как планируется его взимать и как будет контролироваться исполнение иностранными компаниями своего налогового обязательства перед Казахстаном, узнайте далее…

Что такое маркетплейсы и какова их роль на рынке Казахстана

Электронная торговля все шире применяется в Казахстане. Все большую долю товаров казахстанцы предпочитают покупать онлайн. В этом им помогают электронные торговые площадки –маркетплейсы.

Маркетплейсы – самая популярная бизнес-модель в е-commerce. Сам маркетплейс ничего не производит и не является собственником товара. Но он предоставляет владельцам товаров – производителям, дистрибьютерам, продавцам  – всю необходимую для онлайн-торговли инфрастуктуру:

  • сайт для заказа товаров покупателями;
  • рекламу;
  • систему приема оплаты;
  • склады временного хранения;
  • сеть пунктов выдачи;
  • систему доставки и т.д.

На сегодняшний день крупнейшими маркетплейсами в мире являются:

  • Alibaba;
  • JD.com;
  • Amazon;
  • Pinduoduo.

По данным 2020 г. 86% казахстанцев подключено к интернету, а также зарегистрировано 24,3 млн пользователей мобильной связи (т.е. у многих казахстанцев не один мобильный номер).

Основными категориями, наиболее популярными среди казахстанцев в сфере e-commerce, являются (в %):

  • покупки на маркетплейсах -50%;
  • электроника -12%;
  • билеты -11%;
  • одежда -10%;
  • пассажирские перевозки -6%;
  • покупки на сайтах объявлений -5%;
  • нишевые магазины -2%;
  • доставка еды -2%;
  • сайты-агрегаторы -1%.

Как видим, покупка на маркетплейсах занимает основную долю в структуре онлайн-покупок казахстанцев. При этом наибольшей популярностью среди наших граждан пользуются такие маркетплейсы, как:

  • Kaspi;
  • Lamoda;
  • Aliexpress;
  • Wildberries;
  • Ozon.

При этом, до настоящего момента электронная торговля в Казахстане проходила вне государственного регулирования и не облагалась какими-либо специальными налогами. Т.е. маркетплейсы, торгуя на казахстанском рынке и получая платежи от казахстанских покупателей не платили в бюджет страны никаких налогов. Между тем так называемый «цифровой налог» успешно применяется к сфере e-commerce в 130 странах мира. Наконец решение о введении такого налога с 2022 г. принял и Казахстан.

Что такое цифровой налог и как он будет взиматься?

Новый цифровой налог будет введен в Казахстане с 01.01.2022 г. В Налоговый Кодекс РК официально введен раздел 25, включающий в себя ст.777-780, и регулирующий налогообложение иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам (закон РК №382-VI от 10.12.2020 г.) Уплачиваться он будет иностранными компаниями при реализации товаров, услуг через электронные сервисы, интернет-сайты.

В НК РК также закрепляется расшифровка основных используемых понятий, таких как:

  • иностранная компания - юрлицо-нерезидент или иная форма иностранной организации предпринимательской деятельности без образования юрлица;
  • интернет-площадка - информационная система, размещенная в Интернете, для организации электронной торговли товарами;
  • электронная торговля товарами - предпринимательская деятельность по реализации товаров физлицам, осуществляемая через интернет-площадку;
  • услуги в электронной форме - услуги, оказываемые физлицам, через сеть телекоммуникаций и Интернет.

Таким образом, с 01.01.2022 г. иностранные интернет-компании (в т.ч. маркетплейсы), действующие в Казахстане без образования юридического лица, приобретут налоговое обязательство по уплате НДС по ставке 12%. Уплачивать налог они должны будут при осуществлении ими электронной торговли товарами или оказании услуг в электронной форме физическим лицам – покупателям.

Название «цифровой налог» не должно ввозить в заблуждение – по своей сути это знакомый всем предпринимателям НДС. Только теперь сфера его действия расширена и на электронную торговлю. Потенциальными плательщиками цифрового налога станут такие гиганты, как Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Alibaba и Google. Казахстанцы уже успели назвать новый налог «налогом на «Google».

Однако, возникает вопрос, как же заставить иностранные компании платить налог, тем более, если у них нет представительства в Казахстане? Законодатели предусмотрели этот момент.

Во-первых, вводится процедура условной регистрации в качестве плательщика НДС. Иностранным компаниям потребуется только направить в КГД МФ РК письмо-подтверждение по почте на бумажном носителе и этого будет достаточно для прохождения регистрации в качестве плательщика НДС в Казахстане.

Письмо-подтверждение должно содержать:

  • полное наименование иностранной компании;
  • зарубежный номер государственной регистрации (или его аналог);
  • зарубежный номер налоговой регистрации (или его аналог) при наличии;
  • банковские реквизиты, с которых будет производиться уплата НДС;
  • зарубежные почтовые реквизиты (официальный электронный адрес, адрес места нахождения).

Во-вторых, НК РК четко определяет условия, когда могут возникнуть налоговые обязательства у иностранных компаний по уплате цифрового налога.

НДС будет исчисляться при продаже товаров и услуг физлицам онлайн если выполняется одно из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является РК;
  • местом нахождения банка, в котором открыт банковский счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денег, через которого покупателем осуществляется оплата услуг, является территория РК;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РК;
  • международный код страны телефонного номера (в том числе мобильного), используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РК.

В-третьих, такие компании освобождены от выписки ЭСФ и сдачи налоговой отчетности в казахстанские налоговые органы. Также не обязательно иметь расчетный счет в казахстанском банке -оплату налога можно производить со своих расчетных банковских счетов за рубежом.

Таким образом, встать на учет по НДС в Казахстане иностранная компания будет обязана, если казахстанский покупатель, имеющий мобильный телефон и банковскую карту, зарегистрированные в Казахстане, решит совершить онлайн-покупку на маркетплейсе (например, на Aliexpress или на Wildberries). В этом случае покупка становится объектом налогообложения, а продавец становится условным плательщиком НДС.

Как иностранные компании будут считать и оплачивать цифровой налог?

Помимо условной регистрации в качестве плательщика НДС иностранные компании должны будут исчислять и уплачивать цифровой налог в бюджет Казахстана. Как будет осуществляться контроль и администрирование цифрового налога?

Схема администрирования закреплена в поправках к НК РК. Устанавливается обязанность казахстанских банков и платежных организаций предоставлять налоговой информацию о суммах платежей и переводов, осуществленных физлицами в пользу иностранных компаний. Т.е. казахстанскому бюджету не придется надеяться на сознательность иностранных интернет-компаний. Обязанность по отслеживанию объема оплат в их адрес ляжет на казахстанские банки –эмитенты платежных карт.

Отметим, что цифровым налогом будет облагаться не только покупка товаров, но и заказ услуг:

  • предоставление прав на использование ПО (включая компьютерные игры);
  • оказание рекламных услуг в сети Интернет;
  • услуги дата-центров;
  • предоставление доменных имен;
  • оказание услуг хостинга;
  • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
  • предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
  • ведение статистики на сайтах в сети Интернет;
  • предоставление прав на использование электронных книг, изображений, музыкальных и аудиовизуальных произведений (просмотр или прослушивание).

Платить налог иностранные компании должны будут каждый квартал, не позднее 25 числа второго месяца, следующего за кварталом, по базовой ставке НДС – 12%. Стоимость реализованных товаров и услуг, оплаченных в иностранной валюте, пересчитывается в тенге по рыночному курсу валют, который определяется в последний рабочий день перед датой поступления оплаты за товар или услугу.

Министерство национальной экономики РК оценивает потенциальные поступления от иностранных интернет-компаний примерно в 2 млрд. тенге в год.

Однако, пока вызывает сомнения, насколько реально реализовать на практике взимание налога, если компании не перечислят его в казахстанский бюджет добровольно. Не случится ли так, что данный НДС в конечном итоге ляжет на плечи казахстанских покупателей? Покажет время…

Физлицам нужно уплатить налог на имущество за 2022 г.