79 подписчиков

Сергей Прокофьев

Фотография композитора Сергея Прокофьева (1891-1953), сделанная в 1918 году. (Коллекция Джорджа Грэнтема Бейна, Библиотека Конгресса. Реконструкция.
Фотография композитора Сергея Прокофьева (1891-1953), сделанная в 1918 году. (Коллекция Джорджа Грэнтема Бейна, Библиотека Конгресса. Реконструкция.

Сергей Прокофьев (1891-1953) - русский композитор, стоявший у истоков модернистского музыкального движения. Его симфонии, оркестровые сюиты и балеты отличаются бесконечным разнообразием и сложностью. Пожалуй, самыми известными его произведениями на сегодняшний день являются классическая симфония, партитура балета "Ромео и Джульетта" и симфоническая сказка "Петя и волк".

Ранняя жизнь

Сергей Прокофьев родился 27 апреля 1891 года в Сонцовке, Украина. Он родился в богатой семье – его отец управлял большим поместьем, у него не было братьев и сестер. Проявив музыкальный талант в раннем возрасте, Сергей уже с 5 лет сочинял собственные пьесы, а в возрасте девяти лет у него появилась идея сочинить оперу. Одним из его первых наставников был Рейнхольд Глиэр (1875-1956). Сергею было всего 13 лет, но он был достаточно хорош, чтобы в сентябре 1904 года поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию. Ему выпала честь изучать оркестровку у знаменитого русского композитора Николая Римского-Корсакова (1844-1908).

Прокофьев вскоре приобрел репутацию композитора, писавшего "терпкую, авангардную музыку с тенденцией к шокированию публики" (Уэйд-Мэтьюз). Прокофьев полностью отверг романтическую музыку таких композиторов, как Фредерик Шопен (1810-1849) и Ференц Лист (1811-1886). Он даже не решался показать некоторые из своих сочинений своим преподавателям, опасаясь, что его выгонят из консерватории. Свое первое публичное фортепианное выступление он дал в канун Нового 1908 года.

Отец Прокофьева умер в 1910 году, и теперь ему приходилось самому заботиться о себе в финансовом отношении. В 1911-12 годах он сочинил фортепианный концерт, но критики были безжалостны. Второй фортепианный концерт 1913 года постигла та же участь, и один критик отметил, что некоторые зрители "застыли от испуга, волосы встали дыбом" (Уэйд-Мэтьюз). Слушателям сразу же не понравилась "диссонирующая гармония, перкуссия, острое фортепианное письмо, лихорадочная активность и огромная 10-минутная каденция в первой части" (Arnold).

Тем не менее, другие профессионалы видели достоинства в творчестве Прокофьева, особенно представители модернистского музыкального движения. Согласно Оксфордскому изданию Companion to Music, эти ранние работы показали, что "Прокофьев обладал острым чувством оркестрового колорита, твердым пониманием структуры и ярко выраженным лирическим даром; есть также некий оттенок лукавства, который, кажется, лежит в основе музыки Прокофьева".

Прокофьев не боялся использовать провокативные новшества, однажды заявив: "Я ненавижу подражание". Он окончил консерваторию в июне 1914 года, получив премию Рубинштейна, сыграв свою собственную фортепианную пьесу (в то время как предполагалось, что он сыграл предписанную пьесу другого композитора).

Как концертирующий пианист, Прокофьев был зрелищем, на которое стоило посмотреть. Один из очевидцев концерта Прокофьева описал этот опыт следующим образом:

П
рокофьев был одет в ослепительно элегантный фрак, жилет прекрасного покроя и сверкающие черные туфли-лодочки. Странно неуклюжая манера, в которой он пересекал сцену, никак не указывала на то, что должно было последовать; после того как Прокофьев сел и резким рывком придвинул табурет к роялю, он начал играть, безжалостно демонстрируя мощь совершенно нового вида фортепианного исполнения которое напомнило мне о стремительных нападающих в моем единственном неудачном футбольном опыте – ничего, кроме неослабевающей энергии и спортивной радости жизни. Раздались бурные аплодисменты, и Прокофьеву было вручено не менее шести цветочных корзин. Он неуклюже поклонился, опустив голову почти до колен, и рывком выпрямился. (Шенберг)

К 1917 году Прокофьев обратился к опере и сочинил "Игрок", вдохновленный одноименным романом Федора Достоевского (1821-1881). Опера была поставлена в Брюсселе только в 1929 году. Другой опере, "Огненный ангел", также пришлось терпеливо ждать своей премьеры, которая в конце концов состоялась в 1954 году. В 1917 году он сочинил свой первый концерт для скрипки с оркестром и классическую симфонию. После Октябрьской революции 1917 года Прокофьев переехал в Соединенные Штаты.

Фотография композитора Сергея Прокофьева (1891-1953), сидящего за пианино, 1918 года. (Коллекция Джорджа Грэнтема Бейна, Библиотека Конгресса) Реконструкция.
Фотография композитора Сергея Прокофьева (1891-1953), сидящего за пианино, 1918 года. (Коллекция Джорджа Грэнтема Бейна, Библиотека Конгресса) Реконструкция.

Характер и взаимоотношения

Историк музыки К. Шонберг дает следующее краткое описание характера и телосложения Прокофьева:

Он был упрямым, умным, строптивым и самоуверенным молодым человеком с неоспоримым талантом... Все в нем привлекало внимание, включая его внешность. Его голова сидела на шее в форме трубки; у него была розовая кожа, которая становилась красной, когда он впадал в ярость (что случалось часто), пронзительные голубые глаза и толстые, выпяченные губы... всегда готовые к сокрушительному ответу, с раздражающим смешком и знаменитой ухмылкой. Он был человеком, который никогда не умел тянуть время, и не терпел дураков.

Жена Прокофьева Лина была испанкой по происхождению; они поженились в 1922 году. Композитор не был верен ей и завел роман со своей помощницей Мирой Мендельсон, членом Коммунистической партии. Показательно то, что композитор женился на Мире за шесть недель до того, как его первая жена была арестована по обвинению в шпионаже.

Изгнание Прокофьева из России было добровольным и прерывалось случайными визитами на родину.

Годы в изгнании

Прокофьев довольно успешно выступал в Соединенных Штатах, где его эксцентричный стиль игры на фортепиано заряжал публику энергией. Он написал балет "Любовь к трем апельсинам", который был впервые поставлен Чикагской оперой в 1921 году. Опера, состоящая из пролога и трех актов на либретто Прокофьева, имела международный успех. Успех был таков, что в 1919 году композитор превратил партитуру в оркестровую сюиту (которую он переработал в 1924 году).

Однако пребывание композитора в Соединенных Штатах было не совсем успешным в профессиональном плане. Суровый стиль игры Прокофьева привел к тому, что некоторые назвали его "Стальными пальцами". Композитор вовсе не был в восторге от в целом консервативных музыкальных вкусов Америки. Однажды он написал:

Я бродил по огромному парку в центре Нью-Йорка и, глядя на окаймляющие его небоскребы, с яростью думал о замечательных американских оркестрах, которым было наплевать на мою музыку; о критиках, которые в сотый раз повторяли: "Бетховен - великий композитор", яростно возражая против новых композиторов; о менеджерах, которые устраивали длительные гастроли для артистов, исполняющих одни и те же избитые программы по пятьдесят раз подряд.

В 1922 году Прокофьев переехал в Париж. Он написал еще три фортепианных концерта и три балета, а также концерты для струнных и три симфонии. Он также получал заказы от из России, такие как партитура к фильму "Поручик Киже" в 1934 году. Фильм так и не был выпущен в прокат, но композитор использовал его партитуру для создания оркестровой сюиты из пяти частей.

По словам современного музыковеда Джеффри Норриса, это произведение демонстрирует "дар Прокофьева к запоминающейся мелодии, сильным ритмам и мягко насмешливым оборотам речи, облекая их в его сугубо индивидуальную гармоническую идиому, сочную, но в то же время остро приправленную". Сюита широко исполняется и по сей день.

В 1936 году Прокофьев написал балет "Ромео и Джульетта" для престижного московского балета Большого театра, хотя поначалу он не был принят. Премьера оперы с прологом и тремя актами состоялась в Брно в 1938 году, и тем временем Прокофьев переделал партитуру в оркестровую сюиту (которая, после дополнительной доработки композитором, теперь существует в трех версиях).

Фотография композитора Сергея Прокофьева (1891-1953) и его второй жены Мины Мендельсон, сделанная в 1946 году. Снимок сделан в их доме под Москвой. Реконструкция.
Фотография композитора Сергея Прокофьева (1891-1953) и его второй жены Мины Мендельсон, сделанная в 1946 году. Снимок сделан в их доме под Москвой. Реконструкция.

Возвращение в Россию

Прокофьев, который однажды сказал: "Меня не волнует политика – я в первую очередь композитор", навсегда вернулся в Россию в 1936 году, как раз в тот период, когда советский режим начал обращать свою цензуру в сторону искусства. Коллега-композитор Дмитрий Шостакович (1906-1975) только что был осужден государством, и возвращение Прокофьева кажется необъяснимым, за исключением того, что он был либо безмерно наивен, либо ужасно тосковал по дому.

Вернувшись в Россию, он сразу же сочинил симфоническую сказку "Петя и волк" (музыка и либретто Прокофьева), предназначенную для детей, но ставшую популярной во всем мире среди людей всех возрастов. История рассказывает о Питере, который обманывает волка, но, кроме того, есть много других животных, каждое из которых представлено определенным музыкальным инструментом, поскольку первоначальной целью было помочь детям идентифицировать различные оркестровые инструменты.

Услуги Прокофьева пользовались постоянным спросом. Он написал партитуру к фильму 1938 года "Александр Невский". В 1941 году он написал оперу "Обручение в монастыре" ("Дуэнья, или Обручение в монастыре"), которая была впервые исполнена пять лет спустя. Также в 1938 году он сочинил Второй струнный квартет. В 1943 году Прокофьев завершил свою оперу "Война и мир". Неудивительно, что, учитывая весомый исходный материал, опера состоит из пяти актов.

Премьера состоялась в июне 1946 года в Малом театре в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Пятая симфония была закончена в 1944 году. Прокофьев, казалось, был невосприимчив к политической ситуации в России и даже смог удовлетворить свою страсть к автомобилям и импортировать синий "Форд", который, должно быть, бросался в глаза в Москве.

Работы Прокофьева середины 1940-х годов демонстрируют влияние советской политики, "реалистического" подхода, который был объявлен обязательным властями, желавшими отменить то, что они называли "формализмом", расплывчатым термином, используемым для обозначения всего в искусстве, что не соответствовало партийной линии.

Прокофьев действительно смягчил свою музыку в этот период: "Она несла в себе все ритмические, мелодические и гармонические манеры Прокофьева, но звучала менее современно, менее по-стальному. Эмоционально это была более мягкая музыка, близкая принципам социалистического реализма".

Несмотря на попытки вписаться в новую Россию, Прокофьев не был застрахован от преследований. Во время Второй мировой войны, его первая жена была арестована по подозрению в шпионаже; она была признана виновной и отправлена в трудовой лагерь в Сибири. В конечном счете, самого Прокофьева публично назвали предателем за его предполагаемые "формалистические представления", что бы это ни значило.

Тем не менее, продолжая писать музыку, Прокофьев, среди прочих работ, предоставил партитуру к фильму "Иван Грозный" в 1947 году, написал еще две симфонии и поставил еще два балета: "Золушка", который был поставлен в 1945 году, и "Каменный цветок", впервые поставленный в 1954 году. Еще одно позднее произведение было написано для виолончелиста-виртуоза Мстислава Ростроповича (1927-2007) - симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).

Самые известные произведения Прокофьева

К наиболее известным произведениям Сергея Прокофьева относятся; (в скобках указаны даты первого исполнения):

2 концерта для скрипки с оркестром
5 фортепианных концертов
7 симфоний
Любовь к трем апельсинам – опера "Любовь к трем апельсинам" (1921)
Поручик Киже – оркестровая сюита лейтенанта Киже (1934)
Ромео и Джульетта – балет "Ромео и Джульетта" (1938)
Петя и волк – симфоническая сказка "Петя и волк" (1936)
Золушка – балет "Золушка" (1945)
Война и мир – опера "Война и мир" (1946)

Смерть и наследие

В 1945 году у Прокофьева случился сердечный приступ. Он упал на сцене во время дирижирования и уже никогда не был прежним. Сергей Прокофьев умер от кровоизлияния в мозг в Москве 5 марта 1953 года. Это был тот же день, когда умер Иосиф Сталин. Композитор был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Могила композитора Сергея Прокофьева (1891-1953) на Новодевичьем кладбище в Москве.
Могила композитора Сергея Прокофьева (1891-1953) на Новодевичьем кладбище в Москве.

Прокофьев и сегодня остается одним из самых исполняемых композиторов 20-го века. Его загадочная музыка продолжает очаровывать своим абсолютным разнообразием, как отмечает Энциклопедия классической музыки:

Музыка Прокофьева колеблется между двигательным ритмом и лиризмом, между иронией и экспрессивной искренностью. Это придает его композициям чрезвычайное разнообразие: произведения, написанные близко по времени, даже соседние части одного и того же произведения, имеют совершенно разные характеры.

Как хорошо понимал сам Прокофьев, именно его новаторство обеспечило долговечность его музыке:

Писать только по правилам, установленным классическими композиторами прошлого, значит быть всего лишь учеником, а не мастером. Такого композитора легко понимают его современники, но у него нет шансов пережить свое поколение.

#композитор #Прокофьев #Музыка #биография #история

Благодарим за внимание. Если вам понравился материал - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет больше!