15,9K подписчиков

Пророчество Неферти, звезда Сириус — и современная наука. Часть 2

556 прочитали
Сириус, Собачья звезда, доминирующая звезда в созвездии Большого Пса (самя верхняя звезда, на кончике носа «Пса»). https://www.ancient-origins.net/sites/default/files/field/image/Dog-Star-Sirius.jpg, из статьи Источник: ирина / Adobe Stock)
Сириус, Собачья звезда, доминирующая звезда в созвездии Большого Пса (самя верхняя звезда, на кончике носа «Пса»). https://www.ancient-origins.net/sites/default/files/field/image/Dog-Star-Sirius.jpg, из статьи Источник: ирина / Adobe Stock)

Первую часть этой статьи смотрите здесь: "Пророчество Неферти, звезда Сириус — и современная наука".

Вкратце напомним, что речь идёт о самом древнем известном историкам пророчестве, которое, согласно тексту самого пророчества, было сделано жрецом богини Исиды по имени Неферти во времена правления фараона Снофру (2613-2589 гг. до н.э.). Жрецы Исиды, в частности, вели регулярные наблюдения Сириуса (звезды Исиды), и делали разнообразные предсказания на основании наблюдений гелиакических восходов Сириуса и расположений планет в момент восхода этой самой яркой звезды (непосредственно перед восходом солнца — такой восход Сириуса и называется гелиакическим, и бывает раз в год). В первой части нашей статьи мы привели и полный текст пророчества Неферти.

Напомним здесь, что многочисленные древние копии «Пророчества Неферти», датированные археологами эпохой Нового Царства (XIX—XVIII века до н. э.) свидетельствуют о его популярности в эту эпоху (когда многие трагические для Египта предсказания Неферти начали сбываться). До недавнего времени все египтологи считали этот текст литературным произведением, созданным неизвестным автором в эпоху Среднего царства (во времена Двенадцатой династии, 1991-1802 гг. до н.э.), цитирую[2]:

«Пророчество Неферти — один из немногих сохранившихся текстов древнеегипетской литературы, хранящийся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Текст восходит к эпохе Среднего Царства, к XIX—XVIII векам до н. э. и мог появиться в правление Аменемхета I (XII династия) или после его смерти[2]».

Однако, в современной науке не существует ни одной общепринятой интерпретации пророчества. Скорее, существует множество поддерживаемых теорий, основанных на интерпретациях уважаемых ученых, начиная от упрощенных объяснений и заканчивая глубоким критическим анализом. Наиболее широко принятая интерпретация вращается вокруг теории о том, что оно было создано в качестве пропагандистской литературы для недавно созданной Двенадцатой династии при правлении фараона Аменемхета I (1525-1504 гг. до н.э.). Это была ранняя интерпретация, и в настоящее время рассматривается множество других. В частности, немецкий египтолог Ханс Гедике в своей книге “Протокол Неферит” утверждает, что “текст не содержит пророчества о будущих событиях, но представляет собой описание существующих условий <…> и потенциальных опасностей, вытекающих из этого”. Эта идея не имеет убедительных 100% доказательств и является дискуссионной, но она весьма распространена в современной египтологии.

Так или иначе, современные учёные в большинстве считают, что пророчество Неферти было написано во времена деградации и развала Древнего Египта, на много веков позже правления Снофру. И этот текст имел цель представить происходившие тогда бедствия (и деградацию и развал систем управления) как исполнение древнего пророчества, — а вовсе не по вине тогдашней власти и тогдашних жрецов. Видимо, в этом смысле египтологи и называют текст Неферти «литературной пропагандой». С этой точки зрения время создания «Пророчества Неферти» логично относить примерно к тому же периоду, когда было написано знаменитое «Речение Ипувера», описывающее бедствия Египта в период с XVIII по XIII века до н.э.

Новый научный взгляд на «Пророчество Неферти»

В 2017 году в научном историческом журнале была опубликована статья научного сотрудника «Центра египтологических исследований РАН» к.и.н. Р.А. Орехова «Новый взгляд на «Пророчество Неферти»» [3]. Ниже мы излагаем содержание этой статьи (с некоторыми сокращениями и с нашими комментариями — в двойных круглых скобках).

В аннотации к статье читаем:

«В статье затрагивается тема прогнозирования египтянами важных событий их истории по первому восходу звезды Сириус. В частности, исследуется знаменитый литературный памятник Среднего царства (1991–1785 гг. до н.э.), папирус № 1116 B recto Государственного Эрмитажа, более известный как «Пророчество Неферти».»

Отметим здесь, что совершенно разные древние цивилизации, на разных континентах Земли (и вроде бы без видимых причин) связывали самую яркую звезду Сириус либо с волком, либо, как и в Древнем Египте, с собакой. В древней Халдее (современный Ирак) Сириус называли “Собачьей звездой, которая ведёт”, в древнем Китае Сириус называли «Небесным волком». Сириус был известен также как “Пес Солнца”. Коренные племена Северной Америки также называли звезду собачьими терминами. Племена сери и тохоно О'одхам на юго-западе описывают Сириуса как “собаку, которая следует за горными баранами”, в то время как у племени чероки Сириус (в паре с Антаресом) считается звездой-собакой, охраняющей “Путь душ”. Племя скиди из Небраски назвало её “Волчьей звездой”, а севернее, в племени аляскинских инуитов (вблизи Берингова пролива), Сириус называли “Лунным псом”.[4] Немного отвлекаясь от основной темы, заметим здесь, что эти совпадения можно объяснить тем, что эту самую яркую звезду связали с образом собаки-волка на северо-востоке Африканского континента в те древние времена (56-73 тысячи лет назад), когда группы первых кроманьонцев мигрировали через Аравийский полуостров в Евразию, а ещё через 50-60 тысяч лет, с северо-востока Азии — на Аляску (через Берингов пролив, который был тогда сухопутным перешейком).

Пути распространения (миграции) кроманьонцев из Южной Африки в Евразию и на другие континенты (школьная карта 11 класса, из открытого доступа)
Пути распространения (миграции) кроманьонцев из Южной Африки в Евразию и на другие континенты (школьная карта 11 класса, из открытого доступа)

Но вернёмся к главной теме. Далее в аннотации к своей статье Р.А. Орехов пишет[3]:

«Однако египетская цивилизация, создавшая первый солнечный календарь, положила в его основу именно циклы Сириуса. Поэтому очевидно, что египтяне могли быть именно тем народом, где данные предсказания появлялись впервые. В частности, подобный прогноз влагается в уста жреца богини Бастет ((Исиды)) Неферти, с которым он обращается к царю Снофру (2613–2589 гг. до н.э.).

Однако почему в таком случае памятник Среднего царства упоминает имя царя более
древней эпохи – строительства великих пирамид? Автор ((Р.А. Орехов)) приходит к заключению, что трагические события, описанные в данном произведении, являются своеобразной калькой с событий начала периода Древнего царства (2767 г. до н.э.), когда впервые была установлена практика наблюдения за Сириусом в Мемфисе. Важная роль в этом процессе принадлежала знаменитому архитектору царя Джосера Имхотепу, который и послужил прообразом главного героя пророчества Неферти.»

Итак, как можно понять из этой аннотации, Р.А. Орехов, в отличие от большинства египтологов, всё же датирует написание «Пророчество Неферти» временами правления фараона Снофру (2613–2589 гг. до н.э.), и выдвигает версию о том, что Неферти это Имхотеп, знаменитый архитектор фараона Джосера (Имхотеп вполне мог дожить и до правления Снофру, следующего фараона Третьей династии). Цитирую из статьи «Имхотеп» (Encyclopedia Britannica):

«Имхоте́п (егип. «Пришедший в умиротворении») — древнеегипетский мудрец, архитектор, врач-целитель и астролог периода Древнего Царства, визирь фараона Джосера (первого фараона III династии (2630—2611 годы до н. э.)); позднее стал почитаться в Древнем Египте как бог медицины. Имхотеп считается строителем 6-ступенчатой пирамиды Джосера (первого большого каменного сооружения в истории) в Саккарском некрополе, рядом с Мемфисом».

Как видно, Имхотеп был также и астрологом, и вполне мог предсказывать что-то и Джосеру, и затем Снофру.

Эрнест Борд (1877—1934) Призвание Имхотепа, бога врачевания () (Авторство: https://wellcomeimages.org/indexplus/obf_images/be/0d/212a812963673e93a1aae46724d7.jpgGallery: https://wellcomeimages.org/indexplus/image/V0018149.htmlWellcome Collection gallery (2018-03-23): https://wellcomecollection.org/works/rqx46h6b CC-BY-4.0, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36515211) ЕНТЯБРЯ
Эрнест Борд (1877—1934) Призвание Имхотепа, бога врачевания () (Авторство: https://wellcomeimages.org/indexplus/obf_images/be/0d/212a812963673e93a1aae46724d7.jpgGallery: https://wellcomeimages.org/indexplus/image/V0018149.htmlWellcome Collection gallery (2018-03-23): https://wellcomecollection.org/works/rqx46h6b CC-BY-4.0, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36515211) ЕНТЯБРЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Литература и ссылки

1. Голенищев В. XXIII—XXV // Les Papyrus Hieratiques № 1115, 1116 Аet 1116 B de l'Ermitage Imperial a St. Petersbourg. — СПб., 1913.

2. «Пророчество Неферти»: текст, датировка, переводы и содержание // Библейский альманах «Скрижали» : монография

3. Орехов Р.А. (Центр египтологических исследований РАН) «Новый взгляд на «Пророчество Неферти»» \\ журнал «История древнего мира и идеология. Проблемы истории, философии, культуры», №1, 2017, стр.5-18

4. «What Makes Sirius, the Dog Star, So Special?» By Joanna Gillan («Что делает Сириус, Собачью звезду, такой особенной?», Джанна Гиллан) \\ научно-популярный портал «Ancient origins», 24 июля 2023