Найти тему
Джаз.Ру

Бесстрашный Марлоу: американский специалист рецензирует фильм об истории российского джаза

Юджин Марлоу — видный американский специалист в области PR, его книги издавались и на русском языке («Пиар в электронных СМИ», 2002, и др.) Кроме того, он джазовый пианист, член Ассоциации джазовых журналистов, автор книги «Джаз в Китае» (2018), публиковался как джазовый критик в изданиях Jazz.Com, Chamber Music Magazine, JAZZed Magazine. В начале 2000-х Марлоу несколько лет преподавал в Шанхае. Основанный на его книге документальный фильм «Джаз в Китае», в котором Марлоу выступил как продюсер, режиссер и сценарист, в 2022 г. победил в конкурсной программе кинофестиваля «Свобода слова» (Филадельфия).

Eugene Marlow
Eugene Marlow

Syurpriz! 100 лет российского джаза: документальный фильм. Рецензия в блоге Юджина Марлоу

9 сентября 2023 (перевод «Джаз.Ру»)

Когда речь заходит о документальных фильмах, посвященных джазу, у американского зрителя есть обильный выбор — настолько обильный, что создается впечатление, что джаз звучит только в Соединенных Штатах, а если его играют где-то еще на планете — что ж, насколько это может быть хорошо? Если бы его создавали и играли наравне с американскими джазовыми композиторами, аранжировщиками и музыкантами, то, конечно, документальных фильмов было бы гораздо больше…

Syurpriz! (Это по-русски «Сюрприз!») Согласно недавно вышедшему в России полнометражному документальному фильму (114 минут), джаз в России играют (еще сюрприз) уже 100 лет!

Документальный фильм «Джаз 100» — идея известного российского тенор-саксофониста Игоря Бутмана (он также является одним из персонажей этого документального фильма и одним из продюсеров, вместе с Юлией Хмелевской).

Сценарий написал ведущий российский джазовый журналист Кирилл Мошков. Режиссер — Александр Брынцев. А важнейшим спонсором документального фильма является Министерство культуры Российской Федерации.

Документальный фильм называет себя «новаторским», и это так. Это первый документальный фильм, рассказывающий о 100-летии джаза в России, начиная с представления джаза (сюрприз!) танцовщиком-новатором Валентином Парнахом, который принес джазовое звучание и эстетику в Россию после своих визитов в Париж в начале 1920-х годов.

Во-вторых, фильм из шести частей-глав обрушивает на зрителя, как из рога изобилия, целый вал архивных материалов, на подбор которых, без сомнения, потребовались годы конкретных и кропотливых исследований.

Кадр из фильма в варианте для мирового рынка (в отечественном варианте, естественно, всё по-русски)
Кадр из фильма в варианте для мирового рынка (в отечественном варианте, естественно, всё по-русски)

В-третьих, наряду с архивными кадрами, саундтрек представляет сквозное развитие джаза различных стилей, параллельных эволюции джаза в США — от традиционного джаза к фри-джазу и к сегодняшним современным стилям. Это тоже должно было потребовать внимательного изучения.

Кадр из фильма в варианте для мирового рынка (в отечественном варианте, естественно, всё по-русски)
Кадр из фильма в варианте для мирового рынка (в отечественном варианте, естественно, всё по-русски)

В-четвертых, документальный фильм не уклоняется от рассмотрения политических перипетий в России в течение всего периода после революции 1917 года, хотя отсылки деликатные и некритические.

100-летняя история российского джаза, собранная в 114 минут, сама по себе является произведением искусства: великолепно снято и смонтировано настолько хорошо, что зрителя не раздражают контрасты между разными эпизодами. В нем рассказывается история не только джазовых исполнителей, но и социального и культурного контекста, в котором эта демократическая форма музыки через импровизацию — и, следовательно, индивидуальную свободу самовыражения —выжила и выросла в стране с долгой историей приверженности принципу центральной власти.

Кадр из фильма в варианте для мирового рынка (в отечественном варианте, естественно, всё по-русски)
Кадр из фильма в варианте для мирового рынка (в отечественном варианте, естественно, всё по-русски)

Говоря об импровизации, одно из лучших определений джаза дал Евгений Побожий, молодой победитель конкурса джазовых гитаристов им. Хёрби Хэнкока 2019 года. Он говорит:

[Джаз] — для меня самая совершенная музыкальная форма, созданная людьми. Потому что джазовая культура впитала в себя лучшие достижения: как западной традиции, так и всех восточных этнических традиций, и африканских — ну, естественно. И всё это ещё не просто связано, а зиждется на импровизации, то есть на спонтанном музицировании, а импровизация невозможна без глубоких знаний и понимания. Для меня всегда, с детства и по сей день, джазовый музыкант — это был симбиоз творца и учёного, и всё это ещё замешано на определённой духовной практике…

Хорошо сформулировано. Точно так же, как и весь этот документальный фильм.

Картина станет доступна за пределами России после показа на российском телевидении. Международным зрителям пока доступен только трейлер:

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!