Найти тему

Вклад купечества в формирование культурно-просветительской инфраструктуры городов Красноярска и Ачинска

Прислонова Д.В., Ситникова Е.В.

Статья опубликована: Прислонова Д.В., Ситникова Е.В. Вклад купечества в формирование культурно-просветительской инфраструктуры городов Красноярска и Ачинска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. №2. С. 9-23. Электронный доступ: https://vestnik.tsuab.ru/jour/article/view/1188

Аннотация

В статье проанализированы здания с исторической культурно-просветительской функцией, построенные при участии купеческого сословия, для выявления подлинного вклада купцов в формирование архитектурного окружения и культурной среды городов Красноярска и Ачинска. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью данной темы, что является препятствием для установления целостной картины этапов историко-градостроительного развития рассматриваемых городов и раскрытия культурного кода региона. В современной действительности это приводит к обесцениванию значимости и утрате исторических зданий.

Целью работы является выявление объектов культурно-просветительской инфраструктуры, возведенных по инициативе и на средства купечества, анализ их исторической и архитектурно-градостроительной ценностей. Статья разработана на основе материалов библиографического, историко-архивного и натурного исследований, с использованием методов комплексного и системного анализа.

В результате исследования научно подтверждается факт участия купечества в появлении целой группы зданий культурно-просветительских учреждений, представляющих значительную историко-культурную ценность в современной градостроительной ситуации. Что, в свою очередь, подтверждает основную гипотезу о влиянии купеческого сословия на формирование архитектурного облика городов Красноярска и Ачинска.

Ключевые слова: купечество; архитектурное наследие; здания культурно-просветительских заведений; историко-градостроительная среда; Красноярск; Ачинск.

Данная статья освещает одну из сторон научного исследования, выполняемого в рамках работы над кандидатской диссертацией, посвященной изучению архитектурного наследия городов Красноярского края, возведенного на средства местного купечества.

Изучением истории купечества и вклада, внесённого им в формирование архитектурного облика городов Западной Сибири, занимались многие историки, краеведы, архитекторы. Данной тематике посвящены монографии томских исследователей: «Сибирское купечество и формирование архитектурного облика г. Томска в ХIХ – начале ХХ в.», 2008 г. [1], «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII – начало XX века). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новониколаевск», 2011 г. [2], «Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в ХVII – начале ХХ в. и местное купечество (Тобольск, Тюмень, Томск, Тара, Омск, Каинск)», 2017 г. [3]. Роль отдельных представителей красноярского и ачинского купечества упоминается в трудах исследователей Красноярского края: «Иллюстрированная история Красноярья (XVI – начало XX века)», 2012 г. [5]; «Во славу любезного Отечества. Семья Кузнецовых в истории Красноярска и России», 2010 г. [7]; «Градостроительство Сибири», 2011 г. [8]; «Ачинск: градостроительная история», 1992 г. [4].

Научная новизна данной работы заключается в выявлении зданий культурно-просветительского назначения в городах Красноярского края – Красноярске и Ачинске, возведённых на средства купечества, анализе их влияния на формирование архитектурного облика и значения в объёмно-планировочной структуре рассматриваемых городов.

Основная часть элиты в Енисейской губернии (ныне Красноярский край) в ХVIII – начале ХХ веков формировалась из представителей гильдейского купечества. Это была небольшая доля населения наиболее крупных городов губернии и по своему общему количеству уступала численности в других губернских центрах дореволюционной Сибири, таких как Иркутск, Томск и Тюмень. Кроме того, положение купцов не отличалось социальной стабильностью, что приводило к частым изменениям в составе.[6, с. 166]. Численность купцов первой гильдии в 1860-1890-е годы в Енисейской губернии варьировалось от 6 до 20 человек. К наиболее устойчивым в своем сословном положение принадлежали купеческие династии: Гадаловы, Кузнецовы, Баландины, Щегловы, Юдины, Даниловы [5, с. 194].

С ростом капиталов и укреплением уровня высокого влияния на развитие региона, у купечества повышается потребность в самоопределении и самовыражении особенной роли своего сословия в социально-культурной и политической жизни. Одним из возможных путей самореализации становится меценатство. Преимущественная часть купечества имела крестьянское или мещанское происхождение и отличалась религиозностью, что отчасти повлияло на формирование их специфической мировоззренческой парадигмы, выражающейся, в том числе в стремление уменьшить культурно-образовательный и экономический разрыв между сословиями.

Важным направлением филантропии была культурно-просветительская сфера. В середине ХIХ – начале ХХ повышается общий интерес сибиряков к искусству, истории и археологии, краеведению и геологии. Данный фактор подтверждается личными интересами представителей купечества, а также их активному содействию талантливым деятелям искусства, ученым и исследователям. Понимая культурную отсталость региональных городов от европейской части России, купечество стремилось внедрить в городскую инфраструктуру и сделать общедоступным такие учреждения как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, клубы. Здания, построенные на средства купцов по сей день, эксплуатируются согласно исторической функции. Объекты стали наиболее узнаваемыми архитектурными и культурными символами городов Красноярска и Ачинска.

В середине ХIХ века в городе Красноярске зарождается интерес к театральному искусству. Первоначально горожане довольствовались гастролирующими труппами под руководством таких антрепренеров как Иосифа Маркевича и Александра Харитоновича Ярославцева (Астапов) из города Ярославля и другими [9, с. 350]. Постановки не отличались высоким качеством и не удовлетворяли желание местной интеллигенции смотреть пьесы,поставленные по классическим произведениям.

В январе 1873 года купцы и почетные граждане Красноярска А. П. Кузнецов и И. С. Щеголев подали в городскую управу прошение оботводе места под строительство временного здания театра на Староострожной площади [7, с. 92].Прошение было одобрено, площадь в дальнейшем было указано переименовать в Театральную, так как в будущем планировалось строительство постоянного здания театра.

В марте 1873 года в городскую управу купцом А.П. Кузнецовым был представлен план местности и проект деревянного здания театра вместительностью до триста человек и в скором времени было выдано разрешение на постройку. План здания и сметы на его постройку не сохранились. Известно только, что театр был построен на добровольные пожертвования, основными инвесторами выступили так же купцы А.П. Кузнецова и И. С. Щеголев. Общая сумма пожертвования составила 6 785 руб. серебром [7, с. 92]. Распорядителями театра были назначены А.С. Щеголев, Зайцев, И. Данилов, А.П. Кузнецов и Рогожин, под их управлениемтеатр находился до 1878 года, затем был принят в ведение города.

По сохранившимся иконографическим материалам возможно судить о объёмно-пространственном решении и архитектурной композиции первого здания театра. Это было высокое одноэтажное деревянное здание на каменном цоколе с четырехколонным портиком, выступавшим на главном фасаде, и боковыми ризалитами (рис.1). Предположительно, в результате более поздних реконструкций, вместо бокового ризалита устроен шестиколонный портик крыльца (рис. 2).

Все работы производились под руководством енисейского губернского архитектора Г.Я. Судовского, после его смерти дело продолжил архитектор А.А. Лоссовский. Позднее гражданский инженер А.А. Фольбаум пристроил фойе и лестницы к зданию театра.

В 1887 году в Красноярске создаётся «Красноярское общество любителей драматического искусства», главной целью которого становится поддержка Красноярского городского театра. К концу ХIХ века в обществе состояло 98 человек, среди которых были купцы: П.И. Гадалов, А.П. Кузнецов, И.Т. Савенков и др.[5, с. 230].С учреждением данной общественной организации, здание театра переходит в их распоряжение. [17]

В октябре 1898 года, по невыясненным причинам, здание театра сгорело до основания. После трагедии от правления «Красноярского общества любителей драматического искусства» поступило обращение к городскому голове о размещении временного здания театра в бывшем холерном бараке с переносом его на Театральную площадь. Прошение было отклонено, однако, поручено рассмотреть вопрос о строительстве каменного здания театра. [18]

Рис. 3.Чертежи фасадов Народного дома-театра. Автор: инженер Е.Н. Александров. 1900 г. [11]
Рис. 3.Чертежи фасадов Народного дома-театра. Автор: инженер Е.Н. Александров. 1900 г. [11]

Новый проект здания Народного дома – театра, разработанный инженером Е.Н. Александровым, был представлен А. П. Кузнецовым на утверждение в Строительное отделение в июне 1900 года (рис. 3) [11]. Выбрано новое место для строительства – участок по ул. Воскресенской (ныне пр. Мира). В феврале 1902 года строительство завершилось и новое здание театра было открыто для горожан (рис. 4).

Капитал на строительство Народного дома сформировалась из десяти тысяч страховых выплат за сгоревший театр, пятнадцати тысяч рублей, данных взаймы А. П. Кузнецовым, две тысячи пожертвовала супруга Кузнецоваи пять тысяч предполагалось собрать пожертвованиями [7, с. 93].

В первой половине ХХ века, в результате нескольких крупных реконструкций, подлинный исторический облик театра был утрачен. Первая реконструкция была выполнена после пожара произошедшего в январе 1930 года. Для подготовки проекта по восстановлению пригласили красноярского архитектора В.А. Соколовского. Затем в 1946 году был проведен конкурс на новый проект реконструкции театра, однако замысел не былосуществлён. Дошедший до настоящего времени облик здания имеет архитектурно-композиционное решение, приобретенное после реконструкции 1953 года. Автором проекта и руководителем авторского коллектива был академик архитектуры Геворг Кочар (рис. 5)

В 1889 году в Красноярске был основан первый музей. Инициаторами имеценатами были супруги купец 2-й гильдии И.А. Матвеев и Ю.П. Матвеева (дочь купца 1-й гильдии, мецената П.И. Кузнецова). Для открытия музея супруги пожертвовали 5000 рублей и организовали подписку среди родственников. Наиболее крупные средства внесли Е.П. Кузнецова, в размере 1000 рублей, и А.П. Кузнецова, в размере 500 рублей. Общая сумма пожертвований составила 7390 рублей [7, с. 86].

В период с 1889 по 1895 гг. зданием музеяявлялся бывшийжилой особняк купца М.А. Круковского (ныне ул. Каратанова, 11) на бывшей Старобазарной площади (рис. 6). Здание жилого дома было построено в 1843 году в стилистики классицизма купцом третьей гильдии Матвеем Семеновичем Козьминым и является одним из первых каменных домов города Красноярска. Объект сохранился и эксплуатируется по настоящее время, однако в результате реконструкции в начале 2000-х годов исторический облик был искажен мансардной пристройкой.

С 1895 по 1904 гг., в связи с быстрым ростом коллекции, музей переведен в дом наследников купца А.А. Светлакова (ныне ул. Дубровинского, 72). Затем музей вернулся на бывшую Старобазарную площадь, однако, уже в здание старого Гостиного двора (ныне ул. Карла Маркса, 6) (рис. 7). Помимо музея в здании также располагалось 2-е городское училище, а нижний этаж занимали склады военного ведомства [10, с. 330]. В 1910 году вновь встал вопрос о строительстве нового музея из-за нехватки места для размещения и хранения обширных и постоянно пополняющихся музейных фондов. В результате было предложено строительство специального здания музея.

Рис. 6. Старый Красноярск. Дом наследников Крутовского. Старобазарная площадь. Фото до 1919 г. Автор сьемки: А.Я. Тугаринов. [23, д. 5011]
Рис. 6. Старый Красноярск. Дом наследников Крутовского. Старобазарная площадь. Фото до 1919 г. Автор сьемки: А.Я. Тугаринов. [23, д. 5011]
Рис. 7. Старый Красноярск. Гостиный двор на старом базаре в Красноярске. Фото 1900-е гг. Автор съемки: А.Я. Тугаринов. [23, д. 10426/230]
Рис. 7. Старый Красноярск. Гостиный двор на старом базаре в Красноярске. Фото 1900-е гг. Автор съемки: А.Я. Тугаринов. [23, д. 10426/230]

В 1913 году новым губернатором Енисейской губернии назначается И.И. Крафт, в значительной степени заинтересовавшийся судьбой музея. Под руководством И.И. Крафта создается комитет по постройки музея. В конце этого же года окончательно утвердилось месторасположение будущего здания, перекресток Береговой улицы(ныне ул. Дубровинского) и переулка Гимназического (нынеул. Вейнбаума). Здание предполагалось построить на пожертвования [19].

Проект здания музея разработал архитектор Л.А. Чернышев. В основу идеи архитектурного решения объектав стилистике форм «ориенталя» лег проект для павильона Науки «Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки» проведенной в 1911 году в г. Омске. Стоимость строительства здания, по расчетам Л.А. Чернышева, должна была составить 90 тысяч рублей [16].

Основными меценатами строительства музея выступили: губернатор И.И. Крафт (1000 рублей), П.И. Гадалов (ежегодно 500 рублей), А.В. Телегин (8 тыс. кирпичей), К.С. Телегин (5 тыс. кирпичей), И.М. Беккер (15 тыс. кирпичей), Ц.Б. Рабинович (85 кубов бута), Е.А. Жоголев (леса разного на 500 рублей), Ф.Г. Лукин (1000 пуд алебастра и 100 шт. плах для полов) [10, с. 331].

Рис. 8. Красноярский музей в стадии завершения ремонта. 1928-1929 гг. [23, д. 10426/405]
Рис. 8. Красноярский музей в стадии завершения ремонта. 1928-1929 гг. [23, д. 10426/405]

По причине начала Первой мировой войны, в августе 1914 года строительство здания приостановили из-за нехватки средств. Согласно отчету Л.А. Чернышева, к началу 1915 г. «стены возведены до крыши, уложены балки над проемами и прогоны перекрытия 1-го этажа. Уложены балки полов и черного потолка, установлены стропила, обрешетка». [19]

Недостроенное здание было переоборудовано под солдатские казармы. В годы революции и гражданской войны в нем был устроен военный госпиталь. В 1920 г. объект был освобожден. В конце 1924 г. было решено провести ремонт здания для дальнейшего устройства музея. Руководителем был назначен автор проекта – Л.А. Чернышев. Из-за недостатка средств и материалов музей был достроен с отклонениями от проектного замысла, отказались от: фонарей над центральным двухсветным пространством и боковыми залами второго этажа, балкона в аудитории, росписей интерьеров. Завершилось строительство в 1930 г. [10, с. 332]. (рис. 8)

Строительство Коммунального моста в середине ХХ века сократило бассейн видимости объекта и зону композиционно-видового влияния. Однако, здание продолжаетявлятьсяи в современной градостроительной ситуации пространственным ориентиром в застройке ул. Дубровинского и пластическим акцентом в панораме города раскрывающейся с реки Енисей.

Другим крупным культурно-просветительским зданием, появившимся благодаря представителям красноярского купечества, является Дом просвещения или Дом учителя.

По инициативе и непосредственном содействии купцов: А.П. Кузнецова, Н.К. Переплетчикова, и Н.А. Шепетковскогов 1884 году в Красноярске было открыто «Общество попечения о начальном образовании», сыгравшее исключительную роль в создании доступного образовании. Первым председателем совета был Н.А. Шепетковский, на должность товарища-председателя был избран А.П. Кузнецов. В 1912 году, по причине болезни, А.П. Кузнецова сменяет А.Р. Шнейдер.

В 1913 году от «Общества попечения о начальном образовании» поступает прошение о разрешении строительства собственного дома – «Дома просвещения для учителей Приенисейского края». Проект здания разработал городской архитектор С.Г. Дриженко (рис. 9). Городская Дума утверждает проект и безвозмездно выделяет участок под строительство на Театральном переулке (ныне ул. Кирова)[14].

Стоимость строительства составила более 60 тысяч рублей. Часть средств было выделено самим Обществом, в их основу легло крупное пожертвование Н.К. Перплетчикова в размере 25 тысяч рублей, вклады купцов Гадаловых, Кузнецовых, Мельниковых. На 30 тысяч рублей была выделена суда мещанином С.С. Тропиным.

В январе 1915 года здание Дома Просвещения было торжественное открыто (рис. 10). Объект имеет архитектурно-художественное решение соответствующие формам эклектики с применением мотивов ренессанса. В современной градостроительной ситуации здание является ценным элементом застройки: участвует формировании силуэта ул. Кирова, обладает признаками пластического акцента застройки.

Крупной и выразительной постройкой в Красноярске возведенной на средства Купеческого общества является здание Купеческого дома (клуба). Идея строительства здания возникла в 1898 году. Для Купеческого общества принципиальной позиций было возведение объекта на центральной Воскресенской улице (ныне ул. Мира). В результате решение вопроса по отводу земельного участка затянулось на продолжительное время. «<…> решение было найдено несколько парадоксальное. Дом купеческого общества был выстроен «на усадьбе, принадлежавшей 1-му приходскому училищу <…>, которая вместе с каменным корпусом оценивалась не менее 50 тыс. рублей, так как находилась на углу, в центре города — на главной улице». [8, с. 490]

Автором проекта каменного Купеческого дома выступил архитектор Л.А. Чернышев. Трехэтажное монументальное здание было выстроено на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка (ныне пр. Мира и ул. Перенсона) в 1907-1908 годах. Архитектурный облик здания решен в формах эклектики с применением готических мотивов в декоративных элементах (рис. 11).

Бывший Купеческий дом (клуб) в настоящее время является важным пространственно-планировочным элементом историко-градостроительной среды. Здание фиксирует перекрёсток пр. Мира и ул. Перенсона, участвует в формировании силуэта улиц, отличается выразительными формами и декоративно-пластической проработкой фасадов.

Рис. 11. Старый Красноярск. Проспект им.Сталина. Гостиницы купеческого собрания (1908-1910 гг.) Автор сьемки: И.И. Балуева, 1930-е гг. [23, д.12290]
Рис. 11. Старый Красноярск. Проспект им.Сталина. Гостиницы купеческого собрания (1908-1910 гг.) Автор сьемки: И.И. Балуева, 1930-е гг. [23, д.12290]

Благодаря купцам Гадаловым в Красноярске появились первые кинотеатры. Братья Петр Иванович Гадалов и Николай Николаевич Гадалов практически в одно время строят два крупных на тот период здания кинематографа.

В 1908 году в Красноярск приезжает самарский техник Василий Александрович Поляков представитель «иностранной кинофирмы» [8, с. 496] для демонстрации кинематографа. Получив большой успех В.А. Поляков решает открыть в городе собственный кинотеатр. Для это цели он строит деревянное здание кинотеатра, по проекту архитектора С.Г. Дриженко, на углу Городского сада. [8, с. 496] Однако демонстрация фильмов была возможна только в теплый период, так как здание было не отапливаем. В скором времени В.А. Поляков заключает контракт с П.И. Гадаловым на открытие совместного кинотеатра «Патеграф» в доме купца, где уже имелось паровое отопление и электричество.

В августе 1910 года П.И. Гадалов подает прошение в Строительное отделение при Губернском Управлении о разрешении строительства здания кинематографа при собственном доме на углу ул. Воскресенской (ныне пр. Мира) и пер. Театрального (ныне ул. Кирова). Проект кинотеатра разработал губернский архитектор В.А. Соколовский. В этом же году кинотеатр открывают для зрителя (рис. 12). [12]

В современное время в здании располагается старейший кинотеатр в Красноярске «Дом кино». После революции объект подвергался неоднократным реконструкциям, последняя проведена в 1977 году. В результате, кинотеатр полностью утратил подлинный облик.

В этот же период возводится здание кинотеатра «Художественный» Н.Н. Гадалова. В городской периодической газете «Енисей» от 1910 года сообщалось, что проект кинотеатра был заказан в Париже. На доработку проекта был приглашен городской архитектор С.Г. Дриженко [8, с. 496]. Архитектурное решение здания было выполнено в стилистики европейского модерна. Фасады отличались изысканностью и пластичностью форм. Был создан по-настоящему выразительный и запоминающийся образ.

Согласно архивной записи в журнале Красноярской городской управы, в мае 1911 года строительство «каменного одноэтажного здания кинематографа на 400 человек» было одобрено [13]. В августе 1912 года на перекрестке ул. Воскресенской (ныне пр. Мира) и пер. Почтамтского (ныне ул. Перенсона) был открыт новый кинотеатр (рис. 13).

К сожалению, здание кинотеатра также несколько раз перестраивалось и практически полностью утратило исторический облик.

В уездном городе Енисейской губернии Ачинске строительство культурно-просветительских учреждений велось менее активно. Наиболее значительным постройкам в данной категории являются здания Общественного собрания и кинематографа «Новый».

Заказчиками здания Общественного собрания выступило одноименное общество. В начале ХХ века председателем Ачинского общественного собрания был купец первой гильдии Г.Н. Максимов. В состав собрания входили ачинские купцы и крупные промышленники. В 1912 году Городская дума безвозмездно уступает Ачинскому Общественному собранию место под постройку здания в конце Троицкой улицы. Однако летом 1913 года от имени собрания поступает прошение об обмене места для строительства на участок на берегу реки Чулыма. После осмотра заявленного участка представителями Комиссии по благоустройству города и Городской Головой, прошение было удовлетворено. [21]

Автором проекта здания Общественного собрания выступил архитектор В.А. Соколовский. Архитектурно-композиционный облик каменного двухэтажного объема был решен в стилистике неоклассицизма. 1913 году проект был представлен на утверждение в Строительное Отделение Енисейского Губернского Управления [15]. Строительство шло под авторским надзором архитектора. В декабре 1916 году состоялось открытие здания Общественного собрания.

В 1925 году в здании разместился действующий до настоящего времени Ачинский драматический театр. С начала 1950-х гг. на объекте проводилось несколько реконструкций и ремонтов, в результате первоначальный облик и интерьеры здания были частично изменены. К наиболее существенным перестройкам относятся: возведение дополнительной двухэтажной пристройки, надстройка третьего антресольного этажа.

Бывшее здание Общественного собрания в настоящее время является одним из наиболее крупных общественных построек города Ачинска начала XX века и обладает высокой градостроительной ценностью.Постройка располагается на бровке террасы реки Чулым и является значимой для экстерьерного восприятия города. Противоположный фасад объема участвует в формировании панорамы города с реки. Перед зданием расположен исторический сад, что подчеркивает масштабность и увеличивает зону композиционно-видового влияния объекта. Здание является объемным и пластическим акцентом окружения, обладает признаками пространственного ориентира.

Рядом со зданием Общественного собрания располагается кинематограф «Новый». К сожалению, о здании известно мало фактов. По материалам ачинского краеведа М.И. Павленко здание кинотеатра было открыто в 1912 году и принадлежало купцу первой гильдии Г.Н. Максимову [22]. Проект здания был разработан архитектором В.А. Соколовским [20]. Архитектурный облик объекта также соответствует формам неоклассицизма, что придает ансамбливость данному фрагменту застройки за счет стилистического единства.

В советское время в здании размещался детский кинотеатр «Орленок». В настоящий момент объект не эксплуатируется.

Анализ выявленных культурно-просветительских объектов начала ХХ века, построенных при участии и на средства представителей купеческого сословия в г. Красноярске и г. Ачинске, подтверждает их значительную пространственно-планировочную роль в формировании архитектурно-градостроительной среды и сохранении историко-культурного ландшафта городов. В настоящее время данные объекты сохраняют свое значение, как основных многофункциональных просветительских учреждений, являясь ключевыми составляющими культурного каркаса городов. Таким образом, рассмотрев только данную группу зданий подтверждается значительный вклад местных купеческих семейств в формирование исторической ткани городов и архитектурного облика застройки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бойко В.П. Сибирское купечество и формирование архитектурного облика г. Томска в ХIХ – начале ХХ в. / В.П. Бойко, Е.В. Ситникова. – Томск:Изд-во том.гос. архит.-строит.ун-та, 2008. – 180 с.
  2. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII – начало XX века). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новониколаевск: монография / под ред. проф. В.П. Бойко. – Томск: Изд-во том.гос. архит.-строит.ун-та, 2011. – 480 с.
  3. Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в ХVII – начале ХХ в. и местное купечество (Тобольск, Тюмень, Томск, Тара, Омск, Каинск): монография / В.П. Бойко, Е.В. Ситникова, О.В. Богданова, Н.В. Шагов. – Томск: Изд-во том.гос. архит.-строит.ун-та, 2017. – 324 с.
  4. Царев, В. И. Ачинск: градостроительная история / В. И. Царев, Ю. И. Гринберг; Управление архитектуры и градостроительства исполкома городского Совета Ачинска. – Красноярск: Стройиздат, 1992. – 120 с.
  5. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX века)/Г.Ф. Быконя, В.И. Федорова, В.А. Безруких. – Красноярск: РАСТР, 2012. – 240 с.
  6. Туман-Никифорова, И. О. 170 лет со времени появления первогильдейских купцов в Красноярске / И. О. Туман-Никифорова, А. А. Туман-Никифоров // Край наш красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2005 год. - Красноярск: Кларетианум, 2004. - С.165-168
  7. Сысоева, Л.А. Во славу любезного Отечества. Семья Кузнецовых в истории Красноярска и России / Л.А. Сысоева– Красноярск: Сибирский печатный двор, 2010. – 120 с.
  8. Градостроительство Сибири / В.Т. Горбачёв, д-р архит., H.H. Крадин, д. ист. н., Н.П. Крадин, д-р архит., В. И. Крушлинский, д-р архит., Т.М. Степанская, д-р искусств. В. И. Царёв, д-р архит.; под общ. ред. В. И. Царёва; Рос. Акад. архит. и строит, наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. НИИТИАГ РААСН, – Санкт-Петербург: Коло, 2011,– 784 с.
  9. Мымликова, И.А., Оленцов, А.Е. Формирование профессионального театра в Сибири на примере Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина // Эпоха науки. 2021. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-teatra-v-sibiri-na-primere-krasnoyarskogo-dramaticheskogo-teatra-im-a-s-pushkina (дата обращения: 03.02.2022).
  10. Куклинский, И. В. Этапы строительства здания Красноярского городского музея // Баландинские чтения. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stroitelstva-zdaniya-krasnoyarskogo-gorodskogo-muzeya (дата обращения: 03.02.2022)
  11. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 595, оп. 59, д. 270, «Дело об утверждении проекта на строительство Народного дома в г. Красноярске, 1900-1906 гг.».
  12. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 595, оп. 59, д. 583, «Дело об утверждении проекта на постройку кинематографа при доме купца Гадалова в гор. Красноярске».
  13. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 595, оп. 59, д. 642, «Дело об утверждении проекта на постройку здания для кинематографа купцом Гадаловым Николаем Николаевичем».
  14. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 595, оп. 59, д. 789, «Дело об утверждении проекта на строительство здания общества попечения о начальном образовании А.Р. Шнейдера».
  15. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 595, оп. 59, д. 809, «Дело об утверждении проекта и сметы на строительство каменного здания для общественного собрания в г. Ачинске».
  16. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 161, оп. 1, д. 662, «Проект по устройству в Красноярске городского музея и библиотеки».
  17. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 161, оп. 2, д. 1385, «Дело об учреждении в г. Красноярске общества любителей драматического искусства, о передаче им городского театра на 5 лет и о ремонте театра».
  18. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 161, оп. 2, д. 2189, «Дело о сгоревшем театре и о постройке вместо него народного дома-театра».
  19. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. 565, оп. 1, д. 1, «Постановления и протоколы заседания строительной комиссии по сооружению здания музея Красноярского подотдела императорского географического общества. Заявления жителей г. Красноярска о найме их для строительства здания музея. Справки о пожертвованиях, сделанных жителями г. Красноярска на постройку здания музея. Газета «Енисейская мысль» со статьей о проведении соревнования по подряду на строительство музея. Переписка с Красноярским городским общественным банком и русско-азиатским банком, управлением Сибирской железной дороги об оплате строительных работ, поставке материалов для строительства музея, с подрядчиками об оплате работ, Красноярской городской управой об исправлении недоделок, выявленных при осмотре музея».
  20. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», ф. П-26, оп. 21, д. 15 «Разная переписка краевого комитета по вопросам промышленности и сельского хозяйства в крае».
  21. МКУ «Архив г. Ачинска», ф. 22, оп. 1, д. 71, «Дело по ходатайству членов Ачинского общественного собрания об отводе участка земли под строительство здания для проведения собраний».
  22. МКУ «Архив г. Ачинска», ф. 709, оп. 1, д. 532, «Документы об истории образования и деятельности кинематографов и отделения кинопроката в г. Ачинске (хроника, списки, вырезки из газет)».
  23. КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей», Общий фотофонд
  24. МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С. Каргополова», Общий фотофонд