Найти в Дзене

Каково это - работать с мировым медицинским брендом? Интервью с врачом. Т. В. Лукьянова. Медицинский консультант BTL

Татьяна Владимировна Лукьянова - врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры восстановительной медицины, реабилитации и курортологии первого МГМУ им. Сеченова.

Татьяна Владимировна проводит терапию фокусированной УВТ
Татьяна Владимировна проводит терапию фокусированной УВТ

Представитель БТЛ: Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Очень рады, что согласились уделить нам время и рассказать о себе, о своем опыте и практике. Вы работаете медицинским специалистом, тесно взаимодействуете с нашей компанией и с оборудованием в целом. Для начала расскажите, как Вы решили стать врачом? Как стали физиотерапевтом?

Т. В. Лукьянова: Здравствуйте. Мне тоже приятно с Вами пообщаться. Если отвечать на Ваш первый вопрос, как я стала врачом, то здесь все просто, потому что я из династии врачей. Те, кто рождаются в семье врачей, уже растут в особенной обстановке, и весь окружающий мир видят через призму помощи людям. Все мое детство прошло в изучении атласов анатомии и всяких страшных картинок. Плюс еще очень часто я присутствовала на медицинских конференциях или просто за ужином у родителей, когда они обсуждали какие-то сложные случаи пациентов.

Что касается физиотерапии, то мой путь был неспешным. Я заканчивала педиатрический факультет Второго медицинского института и передо мной стоял выбор, куда пойти? И поскольку у меня было сильное тяготение к практическим и теоретическим частям медицины, я попала в институт реабилитации и курортологии (ФГБУ «НМИЦ РК») на Новом Арбате, где и проработала много лет. Сперва будучи ординатором в отделении физиотерапии, потом аспирантом, потом младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником и так далее. Этот период моей жизни занял порядка 20 лет такой интересной, теоретической и практической базы физиотерапии. Я вообще счастливый человек, мне удалось побывать на лекциях у корифеев физиотерапии и почувствовать дух института тех лет. Это мощная советская школа физиотерапии, которая основывалась на честных исследованиях, на хорошей базе.

Потом уже жизнь заставила, так сказать, предлагать свои навыки и в другие медицинские учреждения. Я достаточно долго и с большим интересом, с большим удовольствием работала в центре Дикуля «Беляево» как врач-физиотерапевт. Параллельно меня жизнь привела к сотрудничеству с компанией BTL, с их оборудованием и это мне очень помогло, потому что к фундаментальным знаниям в физиотерапии прибавилось понимание современных технологий, и вообще поменялись взгляды на профессию врача, физиотерапевта не как на теоретика, который сидит, просто выписывает процедурные листы, а именно как на специалиста, который быстро ставит диагнозы и еще умеет работать руками. Жизнь заставила, я освоила и Лазер высокой интенсивности, и Хивамат, и контактную диатермию, и ударную волну фокусированную и радиальную. То есть все, что можно было освоить, я освоила и с большим удовольствием применяла на практике. Вот так жизнь привела к тому, что мои навыки сильно расширились.

Обучение методу фокусированной УВТ BTL
Обучение методу фокусированной УВТ BTL

Представитель БТЛ: С оборудованием BTL Вы познакомились в институте курортологии?

Т. В. Лукьянова: Да, примерно с 2014 года мы стали сотрудничать с компанией BTL.

Представитель БТЛ: Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте, связанном с появлением новых технологий. Когда Вы пришли в институт курортологии, какие были технологии и какие стали? Что появилось нового?

Т. В. Лукьянова: В отношении компании BTL?

Представитель БТЛ: В целом в отношении технологий, не только об оборудовании BTL, вообще о развитии физических факторов, и о BTL, конечно, в том числе. С чего Вы начинали, были только низкоинтенсивные методики или ударно-волновая терапия уже появилась?

Т. В. Лукьянова: Я поняла, Вас интересует ретроспектива развития физиотерапии.

Представитель БТЛ: Да, через Ваши руки прошли технологии, которые только начали развиваться на тот момент. Расскажите об этом немного поподробней.

Т. В. Лукьянова: Поскольку я детище классического института физиотерапии, то знакома практически со всеми методами классической физиотерапии, водолечением, грязелечением, со всем этим приходилось сталкиваться. И приблизительно до двухтысячных годов примерно такая ситуация на рынке оборудования и была, единственное, производители, шли по пути максимального комфорта в обращении с оборудованием, универсальности, создания комбайнов. Вокруг этого все крутилось, но методы лечения были все те же классические, они хорошо проверены, они и на сегодняшний день работают. И это все прекрасно. А вот уже появление на территории России высокоинтенсивных методов, таких как ударно-волновая терапия именно для целей физиотерапии, пошло примерно ближе к 2010 году.

Почему? Потому что нам понадобилось некоторое время с момента появления этой аппаратуры в мире приживления ее на мировом рынке. И потом уже она попадает к нам в страну и, наверное, это хорошая последовательность, потому что все самое сложное касательно показаний, противопоказаний, мы уже не изучаем на пациентах, а получаем уже готовый продукт.

Единственное, что психологически очень сложно было представить, что какой-то новый метод физиотерапии вдруг оказался работающим, поэтому у меня самой достаточно долго имелись некоторые предрассудки в отношении этого метода лечения, пока меня жизнь не заставила заниматься непосредственно ударно-волновой терапией. Я считала метод безмерно агрессивным, опасным в плане применения, что сами врачи испытывают какие-то невероятные страдания, когда делают эти процедуры. Мне казалось, что у пациента должны были отвалиться голова, хвост и все остальное во время лечения. Но это естественно, поскольку, когда у специалиста нет собственного опыта, он пользуется слухами, и это какое-то время, конечно, оказывало влияние на мои взгляды. Но жизнь, она очень интересная, и если меня просто вбрасывают в ситуацию, когда мне нужно именно эти процедуры осваивать, я это делаю. И, наверное, я испытала что-то вроде катарсиса, то есть я настолько полюбила эту технологию, и я увидела, как она великолепно работает, какой эффект, но вместе с тем, цитируя одного из наших коллег, я скажу, что это операторозависимая технология, от навыков самого специалиста, от его умения работать руками, умения работать головой, анализировать ситуацию, зависит конечный результат. Поэтому всегда, когда мы говорим про ударную волну, то отчего зависит конечный результат: человеческий фактор, качество оборудования.

Потом был следующий удивительный момент: это появление у нас на рынке лазера высокой интенсивности. То же самое, все как обычно: легенды, страхи, какие-то невероятные угрозы, что у пациента там выпарится все вместе с костями. Это как правило идет от того, что пока с чем-то ты не столкнешься сам на практике, ты питаешься слухами. Корректной информации было не очень много, но в этом плане очень помогли итальянские специалисты, которые выводили на рынок первые аппараты, и плюс еще компания BTL очень много внимания уделяла именно популяризации метода, его теоретическому правильному применению. Это очень важно.

И после этого, собственно говоря, тоже жизнь заставила, начала осваивать и тоже быстро поняла, как это хорошо работает. Потом уже формируется доверие к современным методам лечения, ты на первом этапе понимаешь, какой физический фактор лежит в основе: акустическая волна, или это инфракрасное лазерное излучение, или это переменный ток высокой частоты, то есть ты понимаешь суть воздействия и смотришь, насколько комфортна сама аппаратура. Благодаря всему этому, собственно говоря, после 2014 года я очень быстро эволюционировала, в плане, мы наблюдали как появлялись современные технологии физиотерапии и как они могут применяться у разных пациентов. Ну и чем больше работаешь, тем больше нюансов ты видишь в процессе этой работы – аппетит приходит во время еды.

HIL терапия BTL
HIL терапия BTL

Представитель БТЛ: Cкажите, когда Вы пришли работать в частную медицину, в центр Дикуля, там уже было какое-то оборудование или Вы общались с руководством о приобретении, так как уже сами пробовали и знали, как это работает, Вы добавляли какие-то методики как специалист? Как реагируют в частных клиниках на появление новых технологий?

Т. В. Лукьянова: В этом смысле есть преимущество у частных клиник за счет того, что они материально не зависят от госбюджета, и они могут более свободно распоряжаться своими средствами. Поэтому клиника при возникновении какой-то потребности в оборудовании решает вопрос достаточно быстро, буквально в течение нескольких недель. И надо отдать должное, что именно центр Дикуля «Беляево», который является одним из первых центров Дикуля и который появился в Москве, это как материнский корабль, от которого потом уже отпочковались все остальные. И политика администрации была такая, что все самое интересное, все самое нужное и новое привлекалось туда.

Когда я туда пришла, там уже было несколько аппаратов ударно-волновой терапии, в том числе производства BTL, там были работающие системы Хивамат, именно работающие на потоке. Не так, что раз в десять лет придет один пациент, нет, прямо на потоке. Там были хорошие аппараты для криотерапии. Там уже была база тех аппаратов, заточенных под патологию, которую лечили. И сразу же, когда появились на рынке лазеры высокой интенсивности, они появились и в клинике, потом лазеры высокой интенсивности были разных производителей, в том числе компании BTL. Потому что частный центр выбирает те аппараты, которые оптимальны по соотношению цены, качества, работоспособности. И в этом плане, конечно, компания BTL удовлетворяла эти потребности. И, естественно, получение клинического результата. То есть, если бы мы не получали клинического результата на аппаратах, то и речи быть не могло. А поскольку все хорошо, то все хорошо.

Потом появился высокоинтенсивный магнит – Super Inductive System, и то же самое мне все сообщили, помогли и объяснили. И вот я вообще сейчас не представляю, как бы мы работали для реабилитации наших пациентов, если бы не было HIL, SIS, если бы не было ударной волны и других вспомогательных технологий. Так что в общем-то в этом плане частные центры имеют существенные преимущества в плане гибкости и в плане выбора оборудования и замены его по мере необходимости.

Обучение HIL терапии
Обучение HIL терапии

Представитель БТЛ: Также примечателен Ваш опыт работы с разным оборудованием, не только BTL. Поскольку Вы с нами сотрудничаете уже много лет и работали с нашим оборудованием, может быть Вы расскажете, какое еще оборудование Вам понравилось, какие-то нюансы, особенности, которые могли бы отметить из своей практики.

Т. В. Лукьянова: Давайте так. Сравнивать аппараты разных производителей, наверное, это будет не совсем корректно. Давайте я скажу, чего бы я хотела как специалист от аппаратов и с чем приходилось сталкиваться. Хорошо? Идеальный аппарат для специалиста. Например, если мы смотрим аппараты ударно-волновой терапии, это тот, который имеет оптимальные параметры воздействия, то есть я могу лечить и поверхностные ткани, и глубокие. Аппарат достаточно хорошей износостойкости, он может эксплуатироваться в течение 12 часов практически без перерыва, и у него ничего не перегорает, потому что интенсивность работы бывает различная. Третий момент – расходные материалы и их разумная стоимость. Почему? Потому что чем больше поток, тем быстрее мы расходуем всякие кристаллы, те же патроны и так далее. И удобство в эксплуатации, то есть пистолет, условно назовем пистолет, должен удобно ложиться в руку и не вызывать мозоли.

Например, у компании BTL, кстати, очень неплохой пистолет, его удобно держать в разных позициях. Он не вызывает появление мозолей. Я какое-то время сейчас не работаю на аппаратах других компаний, у меня мозоли прошли, до этого были мозоли. Конечно, несущественная деталь в жизни женщины, но, когда подаешь свою крепкую мозолистую руку на пожатие, это, конечно, бывает очень забавно. Это не самый главный недостаток.

Пистолет должен быть не сильно легким, не очень тяжелым, и при этом должна быть мощность хорошая. Например, для пневматического пистолета. Почему? Потому что, если мощность недостаточная, мы не получаем быстро клинического эффекта, и получается, что Вы «бьетесь», «бьетесь» над пациентом, тратите много своих физических сил, много ударов, а клинический результат получается только после того, как Вы полчаса «бьетесь» над пациентом. А например, на BTL аппарате я это сделаю гораздо быстрее. Или, например, бывали аппараты других производителей, там стояли какие-то более мощные пистолеты и быстро можно было решить какую-то терапевтическую задачу.

Если мы говорим про лазеры, то здесь все же есть возможность выбора разных режимов облучения — непрерывного и импульсного. Технически это возможно, если у нас идут полупроводниковые лазеры, потому что, если ламповый, там непрерывный режим уже будет достаточно агрессивный. Возможность четкого расчета дозы облучения, четкого расчета в дозах на сантиметр квадратный, этот момент и удобство в эксплуатации. То есть хотите вручную сканировать, облучайте, хотите — ставьте роботизированные системы в зависимости от того, какие возможности у медицинского центра он выберет, либо то, либо другое, либо все вместе. И тогда у Вас просто пропускная способность кабинета будет либо обычная, либо гораздо выше и по количеству процедур и так. Но с точки зрения безопасности, конечно, полупроводниковые лазеры комфортны, потому что им не нужно дополнительное охлаждение, допустим, и в случае возникновения каких-то сервисных случаев они гораздо более бюджетные в плане их ремонта, конечно, это тоже важно. Техника безопасности, это все те же защитные очки и профессиональные навыки, но они везде стандартные.

Если мы говорим про систему высокоинтенсивной магнитотерапии, здесь, конечно, главное — это высокая мощность, вот конкретно у BTL, 2,5 Тесла — это высокая мощность, система охлаждения и возможность проведения процедур практически на любых частях тела, за исключением небольшого списка деликатных исключений. Вот и все. Поэтому вот это, наверное, идеальное оборудование.

Чего бы я хотела пожелать? С учетом того, что у специалистов разный темперамент, пластиковые части иногда народ выламывает. Просто это для меня удивительно, как можно так обращаться с аппаратом, но такое бывает. Поэтому, я даже не знаю, или научить людей работать, или там поставить какой-то невероятно прочный пластик, космический такой, да? Но тогда это сделает более дорогим сам аппарат. Поэтому как-то вот так можно пофантазировать насчет идеального аппарата.

Счастливые обученные специалисты. Аппараты радиальной (слева) и фокусированной (справа) УВТ
Счастливые обученные специалисты. Аппараты радиальной (слева) и фокусированной (справа) УВТ

Представитель БТЛ: Баланс. Конечно, мы ищем возможные варианты баланса между качеством и доступностью этого оборудования. Мы в компании много говорим о концепции 4Т, 5Т всех наших аппаратов. Это такой маркетинговый ход. Вообще имеет место быть, что-то что Вы взаимно дополняете и насколько вообще один аппарат сочетается с другим, это дает больший эффект?

Т. В. Лукьянова: Вы говорите про маркетинговый ход, да что Вы, какой там маркетинг? На самом деле это глубины классической физиотерапии, когда при правильном сочетании физических факторов или при правильном комбинировании, мы несколько аппаратов применяем сразу, мы быстрее решаем клиническую задачу. Разные приборы за счет специфики их механизма действия воздействуют на разные звенья патогенеза, но при этом они решают одну и ту же задачу. Например, по-разному избавляют человека от болевого синдрома или по-разному улучшают состояние суставов. И вот тут как раз правильное использование двух-трех, а иногда и четырех аппаратов, дает более быстрый терапевтический эффект. В этом плане я хочу сказать, что мир вокруг нас, он меняется, он становится более быстрым, более электронным, и мы тоже меняемся, нравится нам это или не нравится, меняются наши пациенты и что хотят пациенты? Они хотят лечиться очень быстро и, приходя в клинику, получать лечебный эффект практически моментально и по большому счету, виртуозное использование разных технологий в каких-то сочетаниях и комбинациях, это вот та самая пресловутая концепция 4Т или 5Т, и она как раз укладывается в этот странный меняющийся мир и потребности, но что самое главное в общем и целом получается все хорошо.

Единственное, маленький нюанс, здесь должна быть все-таки высокая квалификация самих специалистов, которые применяют, потому что у каждой технологии есть противопоказания, есть особенности применения и особенности нюансов их сочетания и комбинирования. Если специалисты это хорошо знают, как говорили в анекдотах: «учи матчасть, и все будет хорошо», если они матчасть учат хорошо и понимают, что они делают, это, наверное, просто счастье попасть к такому специалисту на лечение.

Поэтому как раз вот теоретическая база есть, Вы предоставляете такую возможность, фактически я бы сказала, что это не маркетинговый ход, это в каком-то смысле просветительский ход. Многие специалисты уже забыли, как это комбинировать и сочетать. А Вы говорите «ребята, можно делать, вот хорошие эффекты. И в том, что Вы говорите, большая доля благородства, наверное, и даже нечто такое прекрасное.

Представитель БТЛ: Спасибо Вам, что уделили время, что рассказали о себе и о своем опыте общения с нами, с нашим оборудованием.

Т. В. Лукьянова: Спасибо огромное, Вам спасибо за предоставленную возможность.