Не так давно произошла трагедия, связанная с крушением подводной лодки (или даже не ясно, как этот агрегат правильно называть) Титан. По задумке эта штука должна была спуститься к обломкам Титаника, а участники экспедиции предполагали увидеть интересное зрелище.
Но, так уж сложилась, что аппарат Титан потерпел крушение. Об этом я уже рассказывал на канале и раскрыл те детали, о которых умолчали СМИ. Советую прочитать эту статью. Если коротко - суть аварии заключается в том, что материал для изготовления аппарата Титан была выбран не совсем-таки корректно.
Поскольку корпус изготовили из углепластика, который плохо противостоит усталости, и для роста трещины не требуется выполнять значительной работы, произошла имплозия. Аппарат буквально вывернуло внутрь. Разрушение напоминало сминание бумажного стаканчика слоном.
Представить процесс себе физически можно очень простым образом - человек крутит в руках металлический стакан и пытается его скомкать. В какой-то момент стаканчик резко превращается в бумажный, а силы человек прикладывает те же. Это приводит к тому, что стаканчик просто мгновенно превращается в кулёк. Так было и здесь. Пока углепластик держал нагрузку и постепенно покрывался усталостными разрушениями, аппарат плавал, но как только добрались до критической отметки, материал стихийно разрушился. Если бы корпус был, например, из алюминия, то этот эффект был бы исключен.
Теперь вернемся к Титанику. Этот гигант затонул, поскольку встретился с айсбергом. Примечательно, что разрушение тоже было стихийным. От удара корабль разломило, как старую доску об колено.
Секрет прост - излишнее количество фосфора в стали. Фосфор является вредной примесью, с которой активно борются. Его наличие снижает порог хладноломкости и повышает хрупкость. Но на тот момент даже такая сталь считалась высококачественной. В результате от удара корпус корабля не деформировался или начал вязко разрушаться, а раскололся, как скорлупа.
Если бы для изготовления Титаника был использован другой материал, то последствия не были столь трагическими. Время крушения увеличилось бы, а спасатели уж точно смогли бы достать из воды гораздо большее количество людей.
По одной из версий, виноваты были заклёпки, которые не выдержали удара. Но и там не обошлось без повышенной хрупкости. Есть предположение, что, несмотря на более высокий порог хладноломкости, чем окружающая температура за бортом, металлический сплав всё-таки приобрёл большую ломкость. Моё мнение - причиной являются сразу и заклёпки, и неподходящая сталь у листов корпуса.
Злая ирония роднит эти две трагедии. Что Титаник развалился на куски от удара, что Титан, который хотел найти обломки Титаника, сложился в итоге как стаканчик для сока под ногой слона.
Ну а отправная точка - плохой материал. Или неправильно подобранный материал. Ведь слово "плохой" слишком субъективно. Именно поэтому материаловедение - это важная наука :)...
Понятно, что не будь рокового стечения обстоятельств (ошибок персонала и прочих факторов), и Титан, и Титаник могли бы плавать в таком виде и дальше. Но в критической ситуации именно материал сыграл ужасную роль.
---
⚡ Подпишитесь на Telegram проекта и читайте эксклюзивные статьи!
📟 Ещё больше интересных статей в блоге на моем сайте!
👉💖 Ставьте лайки материалу, чтобы поддержать проект.
✅ Подписывайтесь и обязательно читайте статьи целиком!