Найти в Дзене

Как помочь бизнесу выстроить маркетинг и перестать предлагать шаблонные решения «под ключ»‎

Оглавление

В этой статье пишу о том, как зашла в проект, помогла клиенту прояснить запрос, запустила с нуля процессы в маркетинге и принесла первые результаты.

А еще делюсь опытом, как грамотно заходить в сложный проект, чтобы обезопасить себя и вызвать доверие у клиента.

Я Екатерина Козлова. У меня своя студия маркетинга Koza Consulting, ей год. Каждый день сталкиваюсь с «чудесами предпринимательского мира», потому что я такой же предприниматель :)

Хочу рассказывать про живой маркетинг, который происходит прямо сейчас — у меня в бизнесе и в бизнесе моих клиентов.

Клиент и запрос

Ниша: дизайн и ремонт квартир в Москве и области.

Клиент: один из основателей компании.

Первый запрос от клиента выглядел так:

Что для меня значит такое описание?

Первое, я вижу не один, а сразу несколько запросов. Второе, вижу несколько стандартных фраз:

  • маркетинговая стратегия «под ключ»
  • ЦА: для всех, у кого…
  • изучить спрос

Отношусь к таким формулировкам с осторожностью — звучат красиво и вроде бы понятно, но что за ними на самом деле?

Да, можно сразу браться за стратегию, делать какой-то маркетинг и выставлять клиенту счета каждый месяц. Это понятный и прибыльный путь.

Но моя задача не «делать стратегии под ключ», моя задача — помочь предпринимателю решить его задачи.

Вместе понять, что реально происходит с маркетингом — помочь сформулировать запрос именно про него и про его бизнес.

Чтобы сформулировать запрос и понять, что происходит, провела аудит.

Дело оказалось не в отсутствии маркетинговой стратегии, а в отсутствии маркетинга в принципе.

В компании не было маркетолога, не было маркетинга как процесса. Были просто задачи, которые закрывают все по чуть-чуть:

  • собственник настраивает рекламу в Директе, придумывает тексты для сайта, ищет новые каналы.
  • старший менеджер по продажам — заказывает визитки, контролирует выход постов в соц.сетях, монтирует видео.
  • зам. бухгалтера — закрывает счета типографии и заодно согласовывает дизайн-макеты.
  • SMM-щик на фрилансе — «что-то пишет в наши соц.сети», не вникает в особенности бизнеса, постит один контент во все каналы. В итоге, нет активности, мало заявок.
-2

Вместе с клиентом мы обсудили все еще раз: ведь теперь у меня были факты и реальное представление, что и как у них в бизнесе:)

Стало понятно, что моя задача не просто написать стратегию и сгенерить какое-то количество лидов.

Моя задача — выстроить маркетинг с нуля: собрать команду, создать процессы, интегрировать маркетинг в другие части бизнеса, забрать все задачи с собственника и других работников.

С одной стороны, мы видим потребность — как можно быстрее получить поток клиентов.

А с другой — мы не хотим костылей, нам важно сделать из маркетинга систему, которая будет работать в долгую и приведет компанию не только к стабильным заявкам, но и к более глобальным целям.

Нужен план, который позволит ежедневно балансировать между стратегией и тактикой. Такое «под ключ» не напишешь :))

💡 Я часто прихожу к выводу, что классический маркетинг не всегда подходит для реалий малого и среднего бизнеса.

Если все делать по классике, только подготовка займет полгода:
исследовать рынок и клиентов, продумать позиционирование и смыслы, выстроить стратегию на пару лет вперед и много чего еще…

А что все это время делать бизнесу? Когда все меняется, скачет курс, растут цены, когда нужно адаптироваться и принимать решения сегодня.

Поэтому я стараюсь подходить к ситуации реалистично и
предлагаю решения, которые считаю подходящими, а не «правильными».

Миксую между собой подходы, инструменты, меняю последовательность действий — чтобы и процессы строить, и работу бизнеса не останавливать.

В этом проекте было важно, что я сама соберу стратегию и я же — буду работать с реализацией. То есть не просто скину длинный файл — берите и делайте, а буду сопровождать клиента и принесу ему первые результаты.

-3

От лирики — к действиям

Этап 0. Перед тем, как заходить в неочевидный на старте проект, я взяла время на изучение ниши и сделала подробный аудит, о котором писала в начале:

  • какой продукт\услугу производит компания, в чем особенности
  • как компания устроена внутри
  • насколько конкурентная ниша, кто ключевые игроки
  • прошла путь клиента: как компанию видит клиент, какие есть точки контакта, понятно ли на базовом уровне, что мне предлагают
  • как устроен маркетинг и в каком он состоянии: как упакован сайт, соц. сети, что транслируется, как это считывается
  • проанализировала статистику рекламных кабинетов, отчет по продажам
  • пообщалась с отделом продаж: они полевые бойцы и знают про клиентов все

Для чего это нужно?

Я убеждена, что маркетинг не может существовать отдельно без других процессов в бизнесе. А еще такой аудит помогает на старте:

  • Узнать, какой клиент и его продукт. Только в процессе понятно, сработаетесь вы или нет, подходит ли вам по ценностям компания и то, что она делает.
  • Понять, по силам ли вам эта работа. Когда копаешь глубже, запрос и задача могут измениться. Что, если вы окажетесь не готовы к объему или специфической работе?
  • Избежать неверной оценки, лишних обязательств и конфликта. Если изменится задача — придется пересматривать договор, цену, объяснять заново, почему цена выросла, так можно создать конфликт или потерять клиента.

💡 Лайфхак для коллег: Включите аудит в КП или подайте как отдельную услугу. Этот шаг сделает вход в проект более плавным, сэкономит ресурсы вам и вашему клиенту.

Что дальше?

Разбила работу на этапы:

  1. Стратегическая сессия: чтобы синхронизироваться с клиентом и понять его.
  2. Бренд-платформа: чтобы поток мыслей превратить в смыслы, оформить и зафиксировать их.
  3. Маркетинговый план: чтобы расставить приоритеты, понять как и где транслировать то, что задумали, запланировать бюджеты.
  4. Реализация маркетингового плана.
  5. Настройка процессов: маркетинг, продажи, дизайн, рекламные площадки, сайты, отчетность и все остальное.

💡 Лайфхак для коллег: Разделите КП на этапы. Так работа выглядит прозрачной. Клиент видит, что план — есть. Понимает, что входит в каждый шаг, какой бюджет и сколько времени закладывать.

***

Про каждый этап хочу написать отдельно — расскажу про инструменты: почему их выбирала, как применяла и что из этого вышло. Обещаю честный рассказ со всеми успехами, ошибками и выводами.

Это была первая статья из серии. Вопросы в комментариях приветствуются, ведь истина всегда в диалоге.:)