11,6K подписчиков

Студия для незрячих детей-музыкантов «НеЗаМи» на пороге закрытия после десяти лет успеха

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды. Источники финансирования иссохли, денег на зарплату педагогам нет. Вопрос стоит ребром: быть или не быть уникальному социокультурному проекту? Цинизм ситуации в том, что случилось это в юбилейный, десятый год со дня основания проекта. «Хоть с протянутой рукой по миру иди», - говорит руководитель студии, композитор, обладатель премии им. Владимира Высоцкого «Своя колея» Дмитрий Бикчентаев. «Вечерняя Казань» разбиралась в ситуации.

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды.

Нигде в России нет коллектива, подобного казанскому «НеЗаМи», априори это татарстанский эксклюзив. Начиная с 2013 года ансамбль многократно становился победителем всевозможных российских конкурсов. Успехи группы, вне сомнения, все эти годы складывались в копилку славы республики. Последние награды казанцы привезли с прошедших с 5 по 10 сентября в Липецке III Международных инклюзивных творческих игр, в которых участвовали 3000 человек из 79 регионов России и 19 стран. И вновь «НеЗаМи» подтвердили свой высокий уровень, завоевав первое место в номинации «Инструментальная музыка» и второе место в номинации «Эстрадный вокал», в той же номинации солист «НеЗаМи» Владимир Ненастин объявлен лауреатом.

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды.-2

Но не до радости сейчас от очередной победы попечителю созданного в 2018 году благотворительного фонда помощи детям и инвалидам «НеЗаМи» - известному в России и за рубежом композитору, барду, автору оригинальной методики обучения музыке незрячих детей Дмитрию Бикчентаеву: проект на пороге закрытия.

- Дмитрий Андреевич, что случилось, почему вы заговорили о закрытии фонда и студии?

- Да ведь денег совершенно нет! Залогом нашей постоянной профессиональной деятельности были гранты, взносы меценатов и частных благотворителей. Сентябрь завершается, а я не знаю, смогу ли работать с детьми. Платить педагогам и персоналу мне нечем! С января 2023 года мы оказались совсем без грантов, деньги последнего «съели» в марте. С этого времени педагоги работали бесплатно, просто святые люди… Лишь иногда мы компенсировали их труд незначительными, можно сказать символическими, суммами за счет благотворителей фонда. Более полугода сидеть без зарплаты – это очень тяжело. Из-за отсутствия средств я собрался было закрыть студию, во всяком случае, пока не получим грант. Но на днях не выдержал, собрал ребят, глянул им в глаза (их у нас три десятка, пришло трое новеньких, все мальчишки) и… дрогнуло сердце. Я все же составил расписание на ближайшие недели. Но что будет дальше со студией, с фондом?

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды.-3

- Сколько требуется средств для полноценной деятельности студии и фонда?

- В год надо около 6 миллионов рублей, учтите, что это все с налогами, ведь мы не освобождены ни от чего. В сумму входят оплата коммунальных услуг, содержание фонда (банковское обслуживание и платежи), канцелярские расходы, а иногда ремонт инструментов. А главное, зарплата пяти-семи педагогам, чья работа, увы, оплачивается не столь высоко, как того стоит. Есть у нас также и филиал – специализированная школа № 75 в Набережных Челнах, где семеро незрячих подопечных. Туда еженедельно ездит один из участников «НеЗаМи» - студент Казанской консерватории Булат Минкин, преподает сольфеджио по Брайлю. Надо сказать, что в Челнах нет ни одного специалиста, владеющего музыкальной грамотой по Брайлю, и наш Булат затыкает эту дыру. Помимо зарплат педагогам мы платим уборщицам и техническому персоналу, который нам тоже очень нужен. Пока эти обязанности взвалили на себя мамы незрячих музыкантов - учредителей фонда – Татьяна Ненастина, Юлия Миннуллина и Флера Залялиева (она директор нашего благфонда). Хочу подчеркнуть, что это мамы достигших больших успехов детей-инвалидов. Мамы у нас и за водителей, и за уборщиц, и лампочки вкручивают, и так далее. В прошлом году мы были вынуждены закрыть изостудию, потому что нечем было платить педагогам. Планов строили громадье, но из-за отсутствия средств все легло на плечи учредителей фонда, в котором я, кстати, лишь попечитель.

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды.-4

Раньше в течение четырех лет получали гранты от Татнефти, Президентского фонда культурных инициатив, Общественной палаты Республики Татарстан, Фонда президентских грантов, получали целевую премию от раиса республики Рустама Нургалиевича Минниханова. По личной инициативе серьезные «дыры» нам закрывал генеральный директор КАМАЗа Сергей Анатольевич Когогин. Благодаря этим поступлениям мы выживали: ежегодно обучали от 30 до 40 ребят в Казани и Набережных Челнах, проводили концерты, праздники, квартирники. Теперь наша деятельность под вопросом. Не найдем денег – к Новому году закроемся.

- Разве государственные ведомства - министерство культуры и министерство соцзащиты - совсем не помогают? Кстати, участвует ли в судьбе «НеЗаМи» управление культуры мэрии Казани?

- Мы в прямом контакте с командой министерства культуры республики, они нас опекают, стараются оказывать поддержку. Но чиновникам всегда требуется несметное количество бумаг, и это тормозит процесс. Например, с нас требуют предоставить программу, по которой мы обучаем детей. Но в мире вообще не существует единой программы, годной абсолютно для всех незрячих учеников! Под каждого принятого в студию ребенка создается личная программа, и каждый месяц у нас либо патовая ситуация с ним, либо успех. Все индивидуально, зависит от здоровья ребенка, его физических возможностей. Даже от того, будут ли его возить родители на занятия. Проблемой становится даже зима: по нашему снегопаду и гололеду коляски детей-инвалидов не едут. Поэтому с составлением «официальной» программы всегда головная боль: всех детей под одну гребенку не выровнять, ведь это особенные ученики.

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды.-5

Что касается Минсоцзащиты, то это ведомство ежегодно в торжественной обстановке вручает нам грамоты, их уже знаете сколько скопилось. А толку? Кроме грамот, не видим от соцзащиты ничего. Каждый раз, получая очередную красочную бумажечку, я говорю чиновникам: «Лучше бы деньгами дали».

А управление культуры Казани про нас, конечно же, знает. Его поддержка выражается в предоставлении бесплатных залов для наших выступлений и фестивалей. Нас принимали и КЦ «Московский», и КДЦ имени Ленина… За что большое спасибо.

Без средств к существованию осталась широко известная в Казани и далеко за ее пределами студия незрячих музыкантов «НеЗаМи», в которой учатся несовершеннолетние инвалиды.-6

- Кстати, а недавняя победа в международных играх в Липецке принесла «НеЗаМи» материальное вознаграждение?

- Никаких финансовых поступлений в качестве награды не было, это все тоже бумажки и символические медали, которые в очередной раз вручили ребятам. Дорогу туда и обратно нашей команде оплатило республиканское министерство культуры (без этого вообще никуда бы не поехали), но, по сути, мы ездили «за еду». Хорошо, если бы ребят и педагогов как-то отметили, финансово поддержали на родине… И все же конкурс в Липецке показал, что таких, как «НеЗаМи», в России действительно больше нет. Нас  многие люди поздравляли с заведомой победой, а члены жюри прямо говорили, что поражены мастерством моих подопечных. Ну, еще бы, ведь они мультиинструменталисты. Мы показали высокий класс: трое незрячих ребят в течение одного произведения играли одновременно на девяти инструментах! Я внимательно слушал всех номинантов, было очевидно, несмотря на очень серьезную конкуренцию, что «НеЗаМи» - самые сильные. Но вмешалась политика, поэтому Гран-при получили белорусы. Надеюсь, на следующем фестивале Гран-при станет нашим. Конечно, если ничего страшного не случится и если вообще наша студия выживет.

Автор: Ольга ЮХНОВСКАЯ

Фото предоставлено Дмитрием Бикчентаевым