Имя Ивана Мозжухина, актера немого кино начала прошлого века, хорошо известно сейчас лишь искушенным любителям кинематографа, хотя написано о нем много, много сказано. Он был героем своего времени, одним из первых, кому удалось прорваться на западный экран, в манящую, неизведанную страну под названием Голливуд... Результат этого прорыва не так важен сейчас — интересен сам факт пребывания русского актера на знаменитой фабрике грез. Долгое время в России избегали упоминания имени знаменитого соотечественника, покинувшего родину после революции.
Родился Иван Ильич в Пензенской области, в семье богатого крестьянина-землевладельца. Может быть, именно богатство отца и дало возможность вырваться в другой мир — во все времена материальное благополучие имело большое значение.
Шаг за шагом постигал азы актерской профессии. Играл и в Театре Корша, и в Свободном театре, затем судьба забросила его в Московский Художественный Театр. На взгляд некоторых историков, именно добротное актерское образование и не позволило Мозжухину стать звездой номер один в Голливуде. Сильная театральная школа привила ему художественный вкус. Он всегда пытался передать на экране всю динамику чувств и переживаний. На Западе это оказалось никому не нужно — ни зрителям, ни тем более производителям фильмов. «В кинематографе мы хотим видеть, а не догадываться!» — девиз любителей американского кино прошлого века.
Нужно ли было уезжать, пытаться стать своим среди чужих? В России у Мозжухина было всё: слава, деньги, любовь красивейших женщин... Интересный факт: по сведениям некоторых источников, в жизни Иван Ильич был неброским, а на экране его лицо становилось выразительным, подвижным, поражающим всех своим обаянием — в таких мужчин женщины влюбляются на всю жизнь. Их цепляла его харизма, манера общения, его известность, наконец. Как признавался один репортер, который пришел брать интервью у Мозжухина уже в Голливуде — «этот человек, поднявшийся на Олимп европейского кино, не растерял драгоценных традиций русской интеллигенции в океане славы»... Ему было очень тяжело сохранить самого себя, не поддаться искушению загордиться.
К 1915 году Мозжухин стал самым знаменитым актером немого кинематографа. Благодаря своей актерской выразительности и легкой смене амплуа, он быстро добился успеха. Фильмы компании Ханжонкова подняли деревенского паренька на вершину кинематографического Олимпа. Но, безусловно, вершиной его актерского мастерства считается роль князя Касатского в фильме Якова Протазанова «Отец Сергий». Актер доказал, что способен не только на роли романтических героев. На экране Ивану Ильичу пришлось прожить целую жизнь — от мальчишки-кадета до глубокого старика, бредущего по этапу в Сибирь. Это ли не возможность для настоящего актера раскрыть свой талант?!
Парижский период творчества принес Мозжухину еще больший успех. Здесь он впервые попробовал себя еще и в роли режиссера. «Товарищество Иосифа Ермольева», преобразованное вскоре в студию «Альбатрос», помогло ему в этом. Оно было основано в предместье Парижа артистами, режиссерами и служащими «Товарищества И.Ермольева» — знаменитого кинопредприятия России. Все они в поисках лучшей жизни в 1920 году покинули страну. Злые языки утверждали, что Мозжухин уехал, испугавшись революции. Иван Ильич обладал авантюрным складом характера, тяге к перемене мест. Об этом можно судить по его многочисленным перемещениям: село Кондоль Пензенской области — Москва — Париж — Голливуд — Берлин... Сама профессия киноактера предполагает подвижный образ жизни, иначе, зачем ему рваться в Америку. Вполне состоявшийся в России, он и во Франции нашел свое место. Непритязательные, легкие комедии «Горестные приключения» и «Дитя карнавала» пришлись по вкусу французским зрителям. А окончательное признание пришло к нему после выхода на экраны фильма «Кин» по пьесе Александра Дюма.
Такой успех не мог быть незаметным. Слава русского гения докатилась и до берегов Северной Америки. Вот тут-то и начинается самая загадочная часть жизни Мозжухина. Многие историки убеждены, что компания Universal Pictures пригласила русско-французского актера специально, чтобы устранить конкурента, и что это была очень продуманная кампания. Кто знает? Известно только, что сам Иван Ильич возлагал большие надежды на это предложение — техническая оснащенность знаменитой «фабрики», ее большие возможности не могли не вселять уверенность в завтрашнем дне. Но за год своего пребывания в Штатах Мозжухин снялся всего в одном неудачном фильме, который был прохладно принят и критиками и, что немаловажно, зрителями. Ни изменение фамилии на более благозвучную для американского уха, ни пластическая операция по исправлению «бержераковского носа» не помогли получить признание.
А может быть, на ситуацию повлияла неблагоприятная ситуация в кинематографе, режим экономии?.. А может, стороны были просто разочарованы друг в друге и ему было неприятно играть русских так, как этого хотели американцы — в лесу, с самоваром и в шапке-ушанке?.. А может?.. Все может быть. Только вряд ли нам дано теперь узнать правду — слишком много воды утекло с тех пор. Уже не осталось в живых свидетелей событий тех лет. И только благодаря удивительному искусству кинематографа у нас и сейчас есть возможность посмотреть и оценить игру Ивана Мозжухина — великого мастера немого кино.
Разбираться в тонкостях кинематографа и узнавать различные версии о кинособытиях начала прошлого века мне помогала книга историка кино Рашита Янгирова ««Рабы Немого»: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920-е — 1930-е годы», отрывок из которой я и привожу на странице своего блога.
***
К началу 1920-х гг. Голливуд превратился в символ славы и престижа мировой кинематографии, а работа в его студиях стала заветной мечтой всякого амбициозного работника экрана: «Это — последняя ступень к апогею славы для киноартиста». В числе соискателей было немало русских, но самым известным, пожалуй, был и остается Иван Мозжухин. Историки кино единодушны во мнении, что блестяще начатый голливудский этап актерской карьеры обернулся провалом и сыграл роковую роль в его судьбе и творчестве. Причины неуспеха объясняют по-разному, но ни одна из версий так и не получила убедительных доказательств, поскольку исследователями был упущен из виду ряд важных обстоятельств.
Одна из версий, возникшая в конце 1930-х гг., принадлежала эмигрантским почитателям актера: «Наконец пришло приглашение из Холливуда — это высшее признание и утверждение всесветной славы для каждого киноартиста. Говорили, что американцы приглашают прославившегося в Европе артиста только для того, чтобы «снять» его с конкурирующего рынка. Они платят ему сумасшедшие гонорары, но хода не дают. Приблизительно то же произошло с Мозжухиным — в Америке начали с того, что предложили ему — к его великому негодованию — изменить свою фамилию на «Москин». Снявшись в двух картинах, неудовлетворенный, измученный борьбой с американскими режиссерами и их требованиями приноровиться ко вкусам «фермеров», Мозжухин вернулся в Европу».
Более того, случай с актером был вписан в большой конспирологический сюжет: «Знающие кинематографический мир полагают, что Мозжухин был выписан в Америку не для участия в фильмах, а для ослабления удачно тогда конкурировавшего с Холливудом французского экрана. Так Мозжухину и не удалось создать в Америке ни одной значительной фильмы».
В конце концов это несомненно льстящее национальному самолюбию объяснение приняли на веру и советские биографы: личная драма художника представлялась им поучительной жизненной драмой человека без родины, не требующей каких-либо дополнительных разысканий и доказательств. Между тем адекватность этой версии историческим реалиям следует проверить по тем же эмигрантским источникам. Будучи одним из популярнейших героев европейской, и прежде всего французской, кинопрессы, Мозжухин был объектом особого интереса русской диаспоры, пристально следившей за его творчеством и частной жизнью. Неудивительно, что его поездка за океан сопровождалась волной публикаций по всему Зарубежью. Многочисленные интервью, статьи, комментарии, рецензии, перепечатки из западных изданий и т.п. подробно и даже с избытком ретранслировали голливудские надежды и планы актера и многократно усилили его безоглядную самонадеянность в достижении заветной цели, а затем, после постигшей его неудачи, так же дружно скрыли ее причины. Тем не менее эти материалы по-новому освещают мозжухинскую биографию и позволяют пересмотреть сложившиеся вокруг нее стереотипы и мифы.
Смутный фантом Голливуда возник в сознании актера еще в 1910-е гг., став заманчивым, но еще очень далеким карьерным ориентиром. Мозжухин был первой российской кинознаменитостью, с которой познакомились заокеанские зрители по серии так называемых «Moscow art pictures» в 1916-1917 гг. Показы сопровождались эффектной рекламной легендой, к созданию которой актер едва ли имел отношение. Его сказочное жизнеописание, растиражированное американской прессой, вскоре дошло и до России и было встречено иронически. Осенью 1916 г. его фрагмент был воспроизведен одним из иллюстрированных изданий: «В молодости он был губернатором южной провинции Крым, но, увлекшись кинематографом, оставил административную деятельность и переехал на Волгу, где занимался постройкой собственного театра. Но романтическая история помешала этому плану, и вот Мозжухин бросает все и идет на экран. В настоящее время этому артисту 47 лет (На самом деле в 1916 г. актеру исполнилось 28 лет). Он имеет собственный особняк в столице России и принят в лучшем обществе». Перепечатку завершала редакционная ремарка: «Сведения эти, вероятно, небезынтересно узнать и самому герою американской кинобиографии».
Как известно, Февральская революция 1917 г. вызвала всплеск международных симпатий к «демократической России». Особый энтузиазм питало к ней общественное мнение Соединенных Штатов. Для укрепления новой репутации далекой экзотической страны было решено возобновить за океаном показы русских фильмов:
«Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 27 июня 1917 г. Сегодня вечером в большом зале «Уиллард» Национальный клуб прессы устраивает прием в честь Специальной российской миссии в Соединенных Штатах, во время которого пройдет премьерный показ первой картины из серии «Русского художественного фильма». Эти фильмы доставил в США Натан Каплан, действующий под покровительством новой Российской республики. Показ кинокартин такого рода осуществляется впервые не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. <...> В прошлый вечер демонстрировалась картина «Пиковая дама», поставленная по произведению величайшего русского поэта Пушкина и на музыку Чайковского <так!>. Одноименная опера была поставлена на сцене «Метрополитен Опера» шесть лет назад и была признана одним из самых ярких достижений русской культуры. Это волнующая история любви, чувств, интриги и страсти, перемежающихся моментами высокого драматического накала. Ни один из писателей прошлого не представляет собой такого благодарного объекта для экранизации, как Пушкин. Широкая известность этого «русского Шекспира» позволила выбрать из его сочинений повесть «Пиковая дама» в качестве первого кинопроизведения для показа в Америке. Съемки этой картины были произведены в ателье Ермольева в Петрограде и Москве при участии выдающихся современных артистов и актрис России. Образцы русского искусства, попадающие в наши театры, всегда вызывали к себе большой интерес. Артисты из России и прежде посещали нашу страну, а некоторые из них даже остались здесь для того, чтобы поднять на новую высоту искусство драмы, музыки и Терпсихоры. Стоит вспомнить о том фуроре, который произвели выступления Назимовой, Павловой, а также успех постановки оперы «Пиковая дама» Чайковского в «Метрополитен», наглядно доказавших, что Россия давно и заслуженно считается колыбелью самых высоких форм искусства.
Накануне приезда в Вашингтон Российской миссии, посланной к нам русским народом, начинаются показы серии «художественных фильмов», в числе которых будут продемонстрированы образцы литературы, музыки, танца и живописи в совершенно исключительном исполнении величайших русских артистов. Эту программу украшают блистательные литературные имена Толстого, Пушкина, Тургенева, Достоевского, Сенкевича, Островского и Андреева, чьи произведения будут показаны на экране американцам. <...>
В своей вступительной речи глава Российской миссии г-н Борис Бахметев признал большой честью для себя и своих соотечественников показать американцам лучшие образцы национального искусства и отметил, что из этих произведений экрана американцы смогут еще больше узнать о жизни, обычаях, труде и развлечениях граждан новой братской республики Россия. Он высоко оценил подвижнический труд г-на Каплана, сумевшего запечатлеть на кинопленке лучших мастеров России для показа их искусства в Америке. Г-н Каплан привез с собой в общей сложности более пятидесяти фильмов, являющихся лучшими достижениями русской кинематографии. Они будут широко показаны по всей Америке и еще теснее свяжут народы Соединенных Штатов и Российской республики».
На фоне западных ожиданий исхода непредсказуемых политических перемен в далекой стране сопроводительная реклама еще более сгустила экзотизм мозжухинского образа: «В Нью-Йорк пришло известие, что выдающийся русский актер Мозукин вступил в московский дивизион авиационных частей русской армии. После недавней попытки вступить в ряды сухопутных частей, окончившейся неудачей, ему удалось уговорить правительство согласиться с его вступлением в авиацию.
Вот уже двадцать лет Мозукин служит государственным актером и является кумиром зрителей Москвы и Петрограда. Они не хотят допустить его ухода из театра, и поэтому он будет служить в армии только при условии возвращения на сцену Национального драматического театра с началом нового сезона. Это еще раз подтверждает, сколь бережно относятся русские к своим артистам, музыкантам, танцорам, поэтам, драматургам и беллетристам. Впервые американцы увидели Мозукина на экране во время приема Национального клуба прессы в зале «Уиллард», устроенного по случаю приезда в Вашингтон Специальной российской миссии на минувшей неделе. <...>. Сам Мозукин тоже намеревается посетить Америку предстоящей осенью, для чего г-н Н.С.Каплан уже провел соответствующие переговоры с российским правительством перед своим отъездом, совпавшим с провозглашением России республикой».
Судя по всему, источником легенд о русском актере был антрепренер кинопрограммы: «Самый выдающийся исполнитель Московского художественного театра Иван Мозукин, часто выступающий на сцене Императорского драматического театра, ныне считается крупнейшим актером России. С одинаковой убедительностью он изображает благородных героев и простолюдинов вне зависимости от возраста своих героев <...>. Незадолго до своего отречения царь Николай дал ему специальное разрешение участвовать в кинопостановке г-на Каплана.
Н.С. Каплан преодолел немало препятствий для того, чтобы привлечь к сотрудничеству самых именитых артистов Московского художественного театра, включая знаменитого Мозукина и всех звезд первой величины — Лисенко, Колодную, Каралли, Зовскую, Нельскую и Карабанову. Все они — артисты яркой индивидуальности. В свое время правительство оценило их способности и дало специальное образование за казенный счет. Благодаря своим достоинствам, они, несомненно, полюбятся и американской аудитории так же, как их полюбили зрители собственной страны. <...> Их можно будет увидеть в экранизациях лучших произведений русской литературы, включая шедевры Толстого, Пушкина и многих других, не менее именитых авторов».
Примечательно, что игра Мозжухина упорно причислялась несведущими журналистами к художественному опыту той драматической сцены, к которой он никогда не принадлежал, тогда как устроитель показов постоянно отмечал близость его индивидуальности к традициям заокеанской драмы: «В России Иван Мозукин считается самым выдающимся артистом и поэтому именно он был избран корпорацией «Русский художественный фильм» в качестве главного героя кинопрограммы, доставленной Н.С.Капланом со студий знаменитого Московского художественного театра для показа американским зрителям. Мозукин исполнит главную роль в мощной драме «Раскрашенная кукла». В остальных ролях в этой картине заняты видные исполнительницы Наталья Лисенко и Таня Фетнер.
Практически вся артистическая карьера Мозукина состоялась в Москве, в полном соответствии с художественной системой, которая сложилась и действует ныне в России. В раннем детстве он был отдан учиться театральному искусству за казенный счет, а талант таких артистов правительство оберегает от частной эксплуатации.
Считается, что артистическая индивидуальность Мозукина совмещает в себе характеристики по меньшей мере полудюжины американских актеров. Он с одинаковой легкостью исполняет образы благородных героев Фрэнсиса Бушмэна и простолюдинов Стюарта Холмса. Его, правда, не сравнивают с Чарли Чаплином, но отмечают определенное сходство с Дугласом Фэрбенксом. Мастерски владея приемами грима, он охотно прибегает к полному изменению внешности, если этого требует роль. Мастерство актера столь велико, что ему удаются герои, претерпевающие возрастные изменения от восемнадцати до восьмидесяти лет. «Раскрашенная кукла» представляет Мозукина в роли знаменитого инженера, занимающегося важными техническими изобретениями. Однако жена не обращает внимания на его профессиональные успехи, потому что муж не разделяет ее общественных идеалов. Они надолго расходятся, и за это время благополучный инженер увлекается прелестной супругой одного из своих сотрудников. Страсть к этой женщине столь велика, что не останавливает его перед убийством мужа своей любовницы в стремлении устранить соперника. В то же самое время собственная супруга дает жизнь его сыну, и молодой отец переносит всю силу своих чувств и страсти на ребенка. При этом он не может забыть оставленную женщину и совершенное преступление. В конце концов упреки совести приводят инженера к мучительному душевному кризису, и он заканчивает сумасшествием. В настоящее время все приготовления к показу фильма «Раскрашенная кукла» и других фильмов русской программы публике уже завершены».
В конечном счете назойливая реклама сделала свое дело, и американские критики всерьез заинтересовались неведомыми им прежде исполнителями: «Кто же эти чудесные артисты? Имена Ивана Мозукина, Натальи Лисенко, Тани Фетнер, Ольги Зовской, Зои Карабановой, Веры Колодной, Анны Нельской и г-жи Каралли пока нам незнакомы. Пусть г-жа Каплан, отдавшая свои кинотеатры на нужды правительства, сама представит их, пока она вяжет свитера и шапки для русских солдат, которые потом будут долго благодарить ее доброту в окопах.
«По силе своего мастерства и изобразительного таланта Мозукин стоит на первом месте в России, — рассказывает г-жа Каплан. — Он пока единственный актер русской сцены с универсальным дарованием, но он — лидер нового театрального поколения. Я не слишком хорошо осведомлена в театральных делах Америки и потому сошлюсь на мнение одного видного критика, считающего искусство Мозукина симбиозом Фрэнсиса Бушмэна и Стюарта Холмса. Говорят, что первый из них воплощает собой образец рафинированного героя-любовника, а другой — идеальный типаж простолюдина. Что же, действительно, Мозукин объединяет в себе оба эти амплуа. Он выглядит так же, как двадцать лет назад выглядел Э.Созерн, и в России тоже считают его многогранным актером. В одной из последних ролей он показал своего героя сначала восемнадцатилетним юношей, а затем довел его до возраста восьмидесяти лет. При этом он блестяще передал все возрастные трансформации образа, включая и его предсмертное состояние. Если Мозукин напоминает Созерна, то у него немало общих черт и с поздним Ричардом Мэнсфилдом. Несмотря на свою молодость, он по праву считается самым выдающимся актером России. Это заслуженное признание сделало его подлинной звездой, и сам Мозукин вполне сознает свое значение. <...> Америке вскоре предстоит самой убедиться в моей правоте. Мозукин участвует в пятнадцати или двадцати фильмах из числа тех более чем пятидесяти, что мы привезли в Америку из России. Я рискну предположить, что, просмотрев их, американские зрители будут очень сожалеть о том, что этот артист не выступил и в остальных».
По всем данным, мозжухинская слава в Америке была прочной и устоявшейся, но революционной России она представлялась глупым и неуместным курьезом: «Русские картины уже второй сезон с большим шумом и рекламой демонстрируются по всей Америке. Американские киножурналы полны портретами русских кинознаменитостей, их фантастическими биографиями, и наибольшим успехом у американской публики пользуется И.И.Мозжухин, превратившийся в Америке в Ивана Мозукина. Е.Ф.Бауэр превратился в Анну Нельскую <так!>, фамилии остальных русских актеров пострадали лишь частично. Русские картины идут в ужасном виде, совершенно изуродованными и переделанными по вкусу местной публики. Совершенно изменены названия, вырезаны целые сцены.
Американцы не любят длинных имен, ненавидят «идею» и психологические мотивы в кинокартинах, и поэтому русские картины проваливаются одна за другой. Особенно не везет в этом отношении лентам фабрики «А.Ханжонков и Ко» как наиболее интеллигентным, полным идей, образов, жизненной правды, которую абсолютно отвергают на экране американцы, ищущие в кино только любопытного зрелища. Более нравящиеся им картины ателье И.Н.Ермольева проваливаются из-за массы чисто технических недостатков и плохой фотографии, чего тоже не признают в Америке, по технике кинофотографии не имеющей себе соперников среди кинофабрикантов других стран».
Проницательные комментаторы справедливо выводили успех мозжухинских фильмов из общей моды на русское искусство, возникшей на Западе, хотя на самом деле художественные достоинства отечественной кинопродукции имели весьма отдаленное отношение к искусству: «За последние годы в Западной Европе и Америке пробудился невероятный интерес ко всему русскому искусству. Всем понятен тот ошеломляющий успех, с каким проходили во всем мире гастроли Шаляпина, спектакли русского балета и оперы. Русское искусство в какие-нибудь полгода по заслугам было оценено лучшими знатоками и критиками Старого и Нового Света и, конечно, сразу стало модным в глазах самой изысканной публики. Понятно, что в поисках всего русского предприимчивые иностранные предприниматели не могли не обратить внимания на русские кинематографические картины. Еще недавно, когда русское киноискусство было в зачаточном состоянии, когда все сводилось только к неудачным опытам, к картинам, не могущим соперничать с заграничной лентой — дорога русской ленте была закрыта на Западе.
Но за последние два года русская кинематография поразительно шагнула вперед, стала соперничать с заграничным производством. Улучшились не только сюжеты, артисты, но даже и чисто техническая сторона, качество негативов и позитивов.
И когда предприимчивые иностранцы явились в Россию в поисках русских кинематографических картин, они могли уже получить вполне достаточное количество интересных картин, своеобразных образцов русского киноискусства. Конечно, в поисках сенсации <и> известных имен — они раньше всего обратили внимание на картины с участием Мозжухина. Его российская известность должна была быть использована и ими для более успешной продажи за границей. И вот два года назад все негативы картин с участием Мозжухина были закуплены для Америки.
Но американцам чужды и непонятны психологические сюжеты русских картин, медлительность их действия, трагическая развязка... Для них «время — деньги». Кинематографическая картина — просто серия трюков, интересных эпизодов, над которыми не приходится задумываться. Зато янки идут только на то, о чем достаточно шумят, что хорошо рекламировано.
И вот, во-первых, все картины с участием Мозжухина были приготовлены ко вкусам американской публики: сокращены до минимума, снабжены громкими названиями; во-вторых, около имени Мозжухина стала создаваться самая невероятная шумиха, были пущены в ход всевозможные средства рекламы. Чего только не писали в газетах о «русском короле экрана» — Иване Мозукине <...>.
Каких только страничек из его биографии не выкапывали! Если судить по американской прессе, то Мозжухин был и губернатором, и политическим преступником, и чудаком-миллионером в одно и то же время. По одним данным, это человек без копейки в кармане, которого затирает Россия, по другим — «король», который получает миллион рублей в год жалованья и позволяет себе царские прихоти.
Американцы чрезмерно падки на подобные легендарные сообщения. Имя Мозжухина прекрасно теперь известно каждому американцу, посещающему кинематограф. Страна, сделавшая своим героем известного комика-акробата Чарли Чаплина, зарабатывающего в Америке игрой для кино сотни тысяч долларов, не могла, конечно, не сравнить его и не поставить Мозжухина наравне со своим любимцем Чаплином.
В устах американцев — это высшая похвала. Но каково было бы Мозжухину увидеть результаты своего экранного творчества в американской трактовке: в изуродованном виде, с неверными надписями, и каково было бы американцам узнать, что «русский король экрана Иван Мозукин» — совсем не легендарная личность и не миллионер, равный по состоянию «самому Чарли Чаплину», а просто кинематографический артист, лелеющий в себе искру Божию, любящий экран и по мере своих сил и таланта служащий новому великому искусству Кино, в которое он глубоко верит и которому безгранично предан».
Этот комментарий предварял перепечатку очередного американского панегирика: «При упоминании о движущихся на экране звездах в миллион долларов невольно приходят на память имена Мэри Пикфорд, Чарли Чаплина и Дугласа Фербенкса, которые являются славными, но исключительно американскими именами. Напрасно силились отыскать новых лиц, чтобы прибавить их к этому трио. Между тем группа предпринимателей, всегда стремящаяся усовершенствовать экранные снимки в этой стране, стала искать за морем и действительно нашла нужного ей человека в России. Это — Иван Мозукин, наипопулярнейший передовой деятель новой республики и лучший актер в том театре, которому Артур Руль посвящает статью в «Collier's weekly». Там он, между прочим, пишет следующее (цитируем дословно): «Сцена является той областью, где русские достигли высочайшего совершенства, и Московский художественный театр известен всему миру как пионер в сфере разумного реализма и как один из первых театров на свете».
Слава этого человека настолько велика, что ему было предложено американскими фирмами 1 000 000 долларов за серию в 12 пьес, произведенных в этой стране. Можно было ожидать, что Мозукин ухватится за это предложение, особенно имея в виду, что русское искусство поощряется правительством и что в силу этой системы артист получает в вознаграждение за свое искусство не определенное жалованье, а известную часть из дохода, если таковой имеется.
Несомненно, Иван Мозукин уже оценил стоимость миллиона на русские рубли по своему отечественному курсу, но пока не окончилась война, он должен подавить в себе желание получить такое состояние, которое является сказочным для его самых смелых мечтаний, потому что русским подданным запрещен сейчас выезд из России. При царском режиме решительный отказ был послан на это предложение американской группы, но в России начались новые дни, и вместе с ними явилась возможность, что за союзом на поле брани последует союз в области искусства. По-видимому, ближайшей знаменитостью <ценой> в миллион долларов будет именно Мозукин, новая достопримечательность «Русского общества художественных снимков»».
Фото из открытых источников в Интернете
Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на страницу.
Будет много интересного!
Спасибо!