Крупные и средние предприятия России в 2022 году потратили на создание и приобретение программного обеспечения (ПО) 310 миллиардов рублей – это рекордные вложения за все прошедшие годы. Такие данные KazanFirst предоставила аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Там отметили, что за последние пять лет корпоративные расходы на ПО выросли в 2,7 раза.
Татарстан же в 2022 году потратил на создание и приобретение программного обеспечения 7,2 миллиарда рублей, что стало рекордным значением в ПФО. Рост расходов связан с уходом разработчиков иностранного программного обеспечения с российского рынка. Это стимулировало бизнес в ускоренном порядке искать альтернативные отечественные IТ-продукты.
- Процесс импортозамещения софта охватил в первую очередь госсектор, а также крупные предприятия, для которых особенно важны безопасность и непрерывность производственных процессов, - отмечают в исследовании FinExpertiza.
Примечательно, что многие крупные предприятия республики начали использовать отечественное ПО еще до ухода иностранных компаний-разработчиков. Среди таких, например, холдинг ТАГРАС. Как сообщили KazanFirst в пресс-службе компании, производственные и учетные процессы у них реализованы и развиваются на основе 1С продуктов, внутренний портал холдинга построен на Битрикс24, вся ИБ-архитектура (ИБ – информационная безопасность. – Ред.) состоит только из российских программных комплексов.
- С 2022 года в холдинге запущены процессы по переводу IТ-инфраструктуры на российское ПО. Это касается серверных операционных систем, баз данных, IТ-сервисов. Мы для себя определили, что необходимо в первую очередь подготовить IТ-инфраструктуру, а после приступить к переводу рабочих мест пользователей. В холдинге имеется дорожная карта, расписанная до конца 2025 года, - добавили в ТАГРАСе.
Следует тенденции перехода на отечественное ПО и «Татнефть». Например, летом прошлого года в пилотном режиме компания попробовала отечественную систему «Мираполис» вместо Google Forms для тестирования сотрудников.
- Совместно со специалистами Корпоративного университета была реализована техническая возможность проведения опросов для сотрудников бизнес-направления «Разведка и Добыча» через «Мираполис» с возможностью выгрузки отчетных форм. Пилотное тестирование (проверку знаний) прошли 38 сотрудников. В дальнейшем этот инструмент планируется тиражировать на предмет оценки знаний в других областях деятельности, - писали по этому поводу «Нефтяные вести».
Кроме того, на международном форуме Kazan Digital Week-2023 о новинках IТ-направления рассказал заместитель генерального директора компании по цифровому развитию . Выяснилось, что организация переходит от автоматизации и моделирования процессов к программным решениям высшего уровня. В частности, там работают над концепцией цифрового сотрудника.
Пресс-служба компании заявляет, что он может полностью заменить часть функций человека в сложных работах. К примеру, в режиме конвейера «Цифровой геолог» моделирует дизайны обработки призабойных зон и выполняет подбор скважин для ГТМ.
Внедряется в работу компании и искусственный интеллект. Его использует когнитивный помощник–эксперт. Прототип на базе ИИ отвечает на произвольные вопросы в области охраны труда и техники безопасности. Ответы формируются на уровне эксперта со ссылками на нормативные документы.
Еще одна разработка с названием «технологический радар» анализирует происходящее на рынке IТ.
- У команд, сотрудников и студентов появляется источник информации о том, какие решения рекомендуется использовать, наглядно показывая, с каким стеком им предстоит работать. Радар способен в режиме реального времени подбирать подходящие кандидатуры с сайтов по поиску персонала, - говорит пресс-служба нефтяной компании.
КАМАЗ же показывал свои наработки в начале июня в рамках VIII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России». Тогда директор центра цифровой трансформации компании рассказывал о ходе импортозамещения зарубежного ПО отечественными продуктами и презентовал ряд цифровых решений, разработанных специалистами компании.
Он заявил, что в связи с приостановкой поставщиками зарубежных программных продуктов бизнеса в России в 2022 году на КАМАЗе приняли решение запустить процесс пересмотра стратегии цифровой трансформации. Основные усилия сконцентрировали на импортозамещении программных решений.
- Компания продолжила проработку проектов по замещению ключевых информационных систем – CAD, PLM, – рассказывал Шавалиев.
Пресс-служба автогиганта пишет, что самым значимым результатом цифрового производства КАМАЗа за 2022 год стал запуск в опытную эксплуатацию системы MES для управления дискретными производствами. Она нацелена на развитие инструментов управления, повышающих эффективность производственных процессов путем автоматизации распределения заданий на рабочие места, своевременности учета и загрузки ресурсов.
- MES позволяет осуществлять сквозное автоматизированное планирование производства до уровня оборудования и исполнителя, регламентировать процессы управления производством на цеховом уровне, производить анализ исполнимости программы по срокам и ресурсам и многое другое. В результате автоматизации КАМАЗ стремится достичь того, чтобы заказчик ещё в дилерском центре узнавал возможную дату производства автомобиля, - дополняют в компании.
Также на мероприятия автогигант показал Экосистему «КАМАЗ» - отечественный цифровой продукт, основанный на системах телеметрии и бортовых вычислений, превосходящий по функционалу зарубежные решения. Экосистема «КАМАЗ» предназначена для комплексной автоматизации процессов управления грузовым автопарком и логистикой на основе технологий.
Значимость внедрения собственного программного обеспечения KazanFirst обсудил со специалистами. Эксперт по кибербезопасности говорит, что практически все ключевые продукты, так или иначе, уже импортозамещены.
- Да, они где-то уступают, да, у них где-то существуют какие-то трудности, но если мы там посмотрим на [западные] продукты SAP, Oracle, различные ERP-решения, то эти решения есть от российских разработчиков. Они опять же могут где-то уступать, но какие-то ключевые функциональные задачи они будут решать, - поведал эксперт.
В то же время Мясоедов упомянул, что существует энное количество совсем узкоспециализированных продуктов, которые импортозаместить сложно. Но, по его словам, компании, которые опираются на такие решения, часто имеют инхаус-разработку и пытаются создать что-то самостоятельно, адаптированное под себя. Делают это, например, логисты «Яндекс Маркета» или «Озона».
Эксперт по кибербезопасности в свою очередь упомянул, что внедрение российского ПО, как правило, всегда сопровождается большим количеством уязвимостей.
- Если [например] в «Айфоне» это уязвимость нулевого дня, которая в целом дорабатывается в течение одного обновления либо исправляется после перезагрузки телефона, то, к сожалению, с российским ПО такого нет: уязвимость может работать годами, тем самым либо иностранная техническая разведка, либо недоброжелатели могут навредить как самой компании, так и лицам, которые пользуются отечественным ПО, - рассказывает он.
Также мы решили узнать, есть ли в данный момент киберугрозы со стороны иностранных государств в отношении российских частных компаний. Мнением по этому вопросу с KazanFirst поделился руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter . Он сказал, что угрозы, безусловно, есть.
- Мы постоянно отслеживаем тысячи хакерских групп, их сообщества в Telegram, даркнете, социальных сетях. Мы видим постоянную подготовку атак на российские предприятия, начиная от банальных DDOS-атак и заканчивая квалифицированными взломами, кражей конфиденциальных данных, - заключил он.
Сергей Трухачев же отмечает, что российским компаниям работать с отечественным софтом тяжело, но он считает, что в этом направлении можно, нужно двигаться.